На кораблях вакансий нет
Интервью начальника Управления пилотируемых программ Федерального космического агентства, руководителя программы МКС А.Б. Краснова газете «Красная звезда».
- Алексей Борисович, сколько сейчас действующих членов в отряде космонавтов? Когда будет новый набор? - Сейчас у нас два отряда космонавтов: один функционирует в рамках РКК «Энергия», а другой - в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина. Один человек представляет ИМБП. Мы предполагаем, что на следующий год будет создан единый отряд на базе ЦПК. Общая численность двух отрядов - 31 человек. Кстати, новый набор только что состоялся. Мы провели по этому поводу 12 октября межведомственную комиссию и отобрали еще 5 человек: двух военнослужащих, одного - из ЦПК, двух - из РКК «Энергия». Все они прошли предварительный медицинский отбор, имеют хороший опыт, крепкое здоровье и необходимую квалификацию. Люди в основном молодые: 25—35 лет. У всех у них есть перспектива побывать в космосе, и не один раз, если все сложится хорошо. - Недавно прошла информация о том, что вы планируете сделать отбор в отряд космонавтов открытым. Это значит, что счастья могут попытать все желающие? - Это не совсем так. Мы хотим изменить подход к отбору космонавтов. На сегодня мы выбирали как бы из своих претендентов. Это либо военнослужащие ВВС (кстати, один из нынешних членов отряда космонавтов - мастер спорта по парашютному спорту: у него 3.900 прыжков), либо инженеры - выпускники МВТУ имени Баумана, МАИ, Воентеха... В дальнейшем у нас есть желание расширить этот круг и озадачить отбором претендентов руководство ряда предприятий ракетно-космической отрасли, так как хотим, чтобы в космос летали профессионалы, которые понимают и знают технику. - Планируется участие женщин в пилотируемых программах? - Что касается женщин, то мы не исключаем их участия в космических полетах, но я пока не вижу очереди из представительниц прекрасного пола. Между тем в США женщин-космонавтов довольно много, но ведь там женщин и в армии (особенно в ВВС) гораздо больше, чем у нас. Мы не исключаем, еще раз подчеркну, возможности полета российской женщины в космос. Во всяком случае никакого отбора по гендерному принципу в отряд космонавтов у нас нет. Главный наш принцип: лишь бы это были хорошие специалисты с отличным здоровьем и мечтали заниматься космонавтикой. Действительно, нагрузка на космонавтов во время подготовки к полетам очень тяжелая, а женский организм более чувствителен к ней, чем мужской. Последствия полетов в космос могут быть для женского организма несколько иными, чем для мужского. Есть тут свои физиологические особенности, но опыт показывает, что женщины могут, а значит, и будут летать. - 8 октября стартовал пилотируемый «Союз-ТМА-М» новой серии. В чем его преимущества? Как он себя показывает в полете и при стыковке с МКС? - Мы достаточно давно ждали пуска этого корабля. Основные особенности его заключаются в том, что он полетел с новой бортовой вычислительной машиной. Изменился блок автоматики двигателей причаливания и ориентации корабля: он тоже выполнен с помощью цифровых технологий. Изменился блок формирования информации, блок согласующих устройств, который отличается новыми габаритами, весом и новым качеством. Есть еще ряд систем, которые претерпели изменения. Все это применяется для улучшения параметров работы, экономии энергопотребления, оптимизации массы и габаритов корабля. Новые системы показывают себя абсолютно штатно. Мы, кстати, очень волновались во время стыковки с МКС 10 октября, но она прошла тоже без замечаний. Пока все идет по плану (стучит три раза по дереву. - прим. авт.). Все работы по модернизации нацелены на системные изменения, которые будут реализованы на качественно новом корабле, который при достаточном финансировании и развитии производственных мощностей выйдет на летные испытания к 2015 году. Его штатную эксплуатацию мы планируем к 2018 году. Цель - начать использование принципиально новой системы с космодрома Восточный. - Какие технические решения выработаны для предотвращения нештатных ситуаций, подобных той, что имела место во время спуска «Союза-ТМА-18»? - Ситуация была следующей (демонстрирует фотографию. - прим. авт.). Вот здесь показаны пазы в переходном отсеке, которые полностью не закрыты. В один из них каким-то образом при проведении ремонтно-восстановительных работ, которые ведутся на борту, влетел небольшой шуруп, который попал между двух шестеренок, что привело к нештатной работе. Подобная неприятность, как нам рассказал заместитель руководителя НАСА, произошла когда-то и у наших американских коллег на шаттле. Сам люк спускаемого аппарата остался работоспособным, но привод, который выводит сигнал о полной герметизации стыка, не сработал. Как потом оказалось, из-за поломки этой самой шестеренки. Мы достаточно быстро разобрались с этой нештатной ситуацией, из-за которой космонавты не смогли отстыковаться от МКС в назначенное время. Спустя сутки корабль отстыковался и приземлился штатно. По результатам этой ситуации обязательно будет подготовлено техническое решение. Наши специалисты занимаются просчетом вариантов парирования этой ситуации в дальнейшем. - Каким вы видите будущее МКС? - Мы считаем, что у МКС достаточно серьезное будущее, потому что в этом году наши партнеры приняли решение, правда, не все его еще оформили, о продлении сроков эксплуатации МКС как минимум до 2020 года. Исходя из опыта эксплуатации станции «Мир», гарантийный срок которой был продлен с 5 до 15 лет, мы можем с уверенностью говорить о том, что сможем надежно продлить и гарантийный ресурс МКС с 2010 по 2020 год. В наших планах - создание еще двух модулей: многоцелевого лабораторного модуля в 2012 году, а в 2014 году мы хотим запустить научно-энергетический модуль, которые добавят станции возможностей по энергетике и по науке. - Будет ли увеличено количество запусков «Союзов»? Есть ли международные проекты с участием российского корабля? - У нас сейчас ежегодно стартует четыре пилотируемых «Союза», рассматриваются планы по пятому. Промышленный потенциал под него создается. Мы считаем, что пятый «Союз» - это забота нашей промышленности, поскольку он может быть чисто коммерческим. Сегодня есть рынок, есть люди, готовые платить существенные деньги, чтобы слетать на орбиту. Есть страны, которые хотели бы направить своих представителей в космос: ведь прорыв в космос всегда считался престижным для любого государства. Поэтому функционально пятый «Союз» имеет право на жизнь. Для Федеральной космической программы мы не видим пока абсолютной потребности в таком корабле: решаем свои задачи в рамках четырех «Союзов», которые сегодня есть, но не исключаем, что такие задачи появятся, и пятый корабль мы будем интегрировать в наши программы. - Будут ли американские коллеги заказывать транспортные услуги у России? - На сегодняшний день у нас есть договоренность на компенсационной основе о выводе американских экипажей на МКС с помощью «Союзов» до 2013 года включительно. Но в принципе эти сроки зависят от того, когда у них появятся собственные средства выведения экипажей. От этого зависит и количество пусков наших «Союзов»: может, их будет пять или три в год. - Какие разработки имеются по созданию коммерческой станции? - Разговоры об этом идут давно. Сначала у наших американских партнеров возникла идея о строительстве одного небольшого блока МКС, который имел бы не научную направленность, а скорее всего, эксплуатировался бы в сфере космического туризма. Что придумают в конечном итоге коммерсанты? Не знаю. Я со своей стороны только приветствую коммерческую инициативу и считаю, что человечество, прожив 50 лет в эпоху космической эры, должно всячески расширять возможности доступа в космос. В том числе и для непрофессионалов. Важно лишь, чтобы любые идеи по освоению космоса сопрягались с соблюдением норм безопасности, надежностью и ответственностью тех, кто этим занимается. На сегодня это лишь поиск инвестиций. - Какие научные задачи сейчас ставятся перед экипажами МКС? Какое практическое значение они имеют для землян? - Вся научно-прикладная программа делится на три отдельные задачи: первая - базовые научные исследования в интересах фундаментальных наук, вторая - прикладная, получение новых материалов в области биотехнологии, материаловедения, третья - получение новых знаний об эксплуатации крупных космических комплексов на орбите. Это накопление опыта для последующих перспективных программ: исследования Луны, Марса, астероидов... Нам надо учиться тому, какими методами, с какими технологиями выходить на более эффективную сборку крупномасштабных комплексов на ранее недосягаемых орбитах. - Как решаются сейчас задачи по передаче научно-испытательной базы ЦПК имени Ю.А. Гагарина в ведение Роскосмоса? - Очень болезненный вопрос. Дело в том, что ранее в структуру ЦПК входили две войсковые части, которые при передаче от Министерства обороны в Роскосмос были расформированы. Согласно российскому законодательству, военнослужащие должны быть уволены с соблюдением всех социальных гарантий. Кроме того, есть вопросы по передаче земли, собственности, авиации, что занимает много времени. Но вопросы постепенно решаются. Мы прежде всего исходим из того, что ЦПК имени Ю.А. Гагарина - совершенно уникальное формирование с точки зрения опыта, знаний, технологий, инфраструктуры, поэтому стремимся максимально сохранить его научно-технический потенциал. Пока это удается. Результат: последние 2—3 экипажа были подготовлены уже в новом составе Центра. Причем экзамены космонавтами перед убытием на космодром были сданы на «отлично», что служит доказательством того, что сохранен опыт и мастерство талантливых преподавателей и тренеров. Посещая ЦПК, Председатель Российского Правительства В.В. Путин дал задания на выполнение планов развития как ЗАТО «Звездный городок», так и ЦПК имени Ю.А. Гагарина, с тем чтобы вывести их на совершенно новый технологический и социальный уровень. Задачи определены, финансирование открыто. - Каково на сегодняшний день состояние программы с российскими космическими туристами? - Некоторое время назад у нас был такой кандидат, были возможности осуществления полета непрофессионала на МКС. Но по объективным причинам на время эта программа заморожена, потому что все космические корабли, которые летают на станцию, имеют штатный экипаж. Это простая арифметика: каждый корабль доставляет три человека. На станции работают шесть человек посменно. Мы запускаем четыре корабля в год. Таким образом, все места на корабле заняты профессионалами. То есть на сегодня на кораблях нет вакантных мест. Задачу по запуску космического туриста может решать пятый «Союз», но это вопрос времени. Поэтому говорить о российском или зарубежном космическом туристе пока не приходится. - Во сколько обходится государству подготовка космонавта к полету и эксплуатация российского модуля МКС? - Дорого. Очень дорого. Космос - это дорогостоящее и ресурсоемкое занятие, которое сегодня могут себе позволить только 9 государств. Тем более пилотируемую космонавтику. На сегодня российский космический бюджет выходит на эквивалент более чем 2 млрд. долларов. У наших американских коллег он почти в десять раз больше. Доля пилотируемой космонавтики составляет почти 43 процента. Сюда входит не только подготовка космонавтов, запуски пилотируемых кораблей, но и запуски грузовых кораблей для строительства станции. В ракетно-космическую кооперацию включено огромное количество предприятий и различных организаций. Но кроме затрат, космонавтика является еще и технологической базой всей отечественной промышленности, не говоря уже о космической отрасли. Потому что количество кораблей и ракет, создаваемых кооперацией, позволяет быстро модернизировать производственные мощности, применять на них инновационные разработки, держит в тонусе конструкторов и разработчиков... Возможности-то уйти вправо (то есть перенести пуск на более позднее время. - прим. авт.) ни у кого нет: люди на орбите! Так что космонавтика - это не только вложение огромных средств, но и локомотив отечественной науки, современных технологий и промышленного потенциала. Да, дорого, но интересно, престижно, перспективно. То, что наши расходы на космонавтику составляют 2 млрд. долларов (о чем мы и мечтать не могли еще 5—6 лет назад), - это результат внимания государства, которое понимает и ценит ее важность для статуса государства в целом. Подчеркнем, что американцы сегодня вынуждены положиться на Россию по доставке своих космонавтов на орбиту. Не это ли признание наших успехов? Поэтому сейчас так важно не упустить этот период и, не отставая, создавать свой новый корабль, свой новый носитель, двигаться технологически вперед. - Нынешние летчики-космонавты летают в космос на испытанных и надежных кораблях. Как вы оцениваете риск космических полетов? Застрахованы ли космонавты и какие выплаты получают после полетов? - Сидя на Земле, рассуждать о надежности космической техники очень легко. Вот, казалось бы, американский шаттл «Колумбия» - надежный, испытанный корабль, а взорвался при посадке 1 февраля 2003 года. Кусок льда попал в самое уязвимое место - крыло корабля - и привел к гибели всего экипажа. Люди, которые отправляются в космос сегодня, в общем-то, внутренне осознают, что сегодняшние полеты, несмотря на большой опыт эксплуатации кораблей и их надежность, все равно очень рискованные. Образно говоря, они стартуют в космос на пороховой бочке. Умение парировать любую нештатную ситуацию, способность оперативно разобраться в ней (примеров феноменальных способностей космонавтов на орбите множество) составляет сегодня суть профессии космонавта. Так что пока космонавтика - это рискованное занятие. Вы говорите, техника надежная. Она стала надежнее, но не стала менее опасной. Ведь каждый корабль - это не серийная продукция. Каждый из них во время полета проходит летные испытания, поэтому отличается от предыдущего. Так что каждого летчика-космонавта можно сравнить еще и с летчиком-испытателем. Но ведь риск заключается не только во взлете и посадке корабля, но и в проведении некоторых экспериментов на борту во время полета. Результаты всех многочисленных экспериментов фиксируются в бортовом журнале. Потом готовится отчет. Смотрите - вот он. (Показывает тяжеленную книгу с плотным текстом. - прим. авт.). Вот это все комментарии наших ребят о вводе новых систем, рекомендации разработчикам, анализ работы модулей, замечания по подготовке экипажа... Что касается страховки. Космонавты застрахованы. Есть система бонусов и штрафов, которые накладываются в случае допущения неких ошибок во время полета. И такие примеры есть. В общем, все условия полета оговариваются в контракте. В том числе и размер выплаты после возвращения на Землю. Могу сказать, что сегодня космонавты получают за полет несколько больше, чем раньше стоила автомашина «Волга». Не хочу называть конкретную цифру, потому что она может быть по-разному истолкована: кому-то она может показаться слишком высокой, кому-то наоборот. Мы считаем, что денежное вознаграждение адекватно полугодовой работе на орбите и приблизительно сопоставимо с зарплатой хорошего менеджера успешной компании за то же самое время. И тем не менее никакая премия не может компенсировать труд космонавта на орбите. А самая высокая оценка - это присвоение звания Героя России, которое бесценно. - Как реализуется программа празднования 50-летия полета Ю.А. Гагарина? - На сегодня утвержден обширный план по подготовке этого праздника (размещен на сайте Роскосмоса. - прим. авт.). 2011-й год - год российского космоса, так что нам предстоят серьезные мероприятия, которые пройдут не только в Москве, но и в других регионах, на Земле и в космосе. В частности, на следующий год мы восстановим проведение уроков из космоса с участием космонавтов, находящихся на орбите. Эта форма, начатая когда-то космонавтом А.А. Серебровым, отвечает современному восприятию космической деятельности нашими школьниками и поможет им глубже осмыслить свое место, свою роль в Отечестве, во Вселенной.
Беседовала Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда»
По материалам http://www.redstar.ru/2010/11/10_11/5_02.html
Вернуться назад
|