ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Космолет X-37B играет в прятки с любителями астрономии

Космолет X-37B играет в прятки с любителями астрономии


20-10-2010, 22:50. Разместил: VP

За полетом беспилотного прототипа американского орбитального самолета Boeing X-37 (или X-37B) наблюдают не только военные специалисты, осуществляющие испытания новейшей космической техники, но и астрономы-любители. X-37B часто меняет орбиту. Означает ли это, что корабль проходит очередной тест или же он готовится к возвращению на Землю, неизвестно.

 

В последние годы стали популярны неофициальные соревнования между астрономами-любителями и военными специалистами, осуществляющими испытания новейшей космической техники. Сейчас внимание привлечено к полету беспилотного прототипа американского орбитального самолета Boeing X-37 (обозначаемого также как X-37B). Энтузиасты с разных континентов стараются отследить все этапы этих испытаний. X-37B время от времени непредсказуемым образом меняет свою орбиту. Астрономы на некоторое время теряют его из виду, потом снова находят и оповещают своих товарищей.

 

Запуск X-37B был произведен 22 апреля 2010 года с помощью ракетоносителя "Атлас V" (Atlas V) с мыса Канаверал (штат Флорида). По неподтвержденным данным, этот полет стоил американским налогоплательщикам около 100 миллионов долларов. Космолет до сих пор находится на околоземной орбите, но в период между 29 июля и 14 августа этого года он изменил свою орбиту и заставил любителей пересчитать ее параметры. В очередной раз свое месторасположение X-37B сменил меньше недели назад. Согласно сообщению, опубликованному на сайте Spaceweather.com, его «потеряли» в ночь на 7 октября и 9 октября.

 

Вновь космический самолет был обнаружен 12 октября наблюдателями из Южной Африки. Судя по всему, его орбита снизилась на 54 километра.

 

Означает ли это маневрирование, что корабль просто проходит какой-то очередной тест или же он готовится к возвращению на Землю, неизвестно. Потенциал солнечных панелей из арсенида галлия пока еще не израсходован и должен позволить аппарату оставаться в космосе по крайней мере до 270 суток, тогда как с начала запуска прошло меньше 180 дней.

 

X-37B управляется дистанционно и может садиться в автоматическом режиме. После окончания своей миссии космолет должен будет совершить посадку либо на базу Ванденберг (Vandenberg Air Force Base), либо Эдвардс (Edwards Air Force Base - обе эти базы ВВС расположены в Калифорнии).

 

Об этом секретном проекте военно-воздушных сил известно не так уж много. Работы над ним NASA начало в 1999 году, а первые образцы космических самолетов были переданы Пентагону в 2004 году (тем самым проект перешел в руки военных). Текущий полет X-37B заявлен как первое испытание корабля специалистами Военно-воздушных сил.

 

Вот его описание, содержащееся в бюллетене ВВС: "Орбитальные испытания аппарата X-37B ставят своей целью получение надежной многоразовой беспилотной платформы, которая будет служить основным носителем ВВС США в космосе. Цели программы испытаний включают космические эксперименты, снижение рисков и изменение концепции работы в космосе, а также развитие технологий многоразового космического корабля".

 

Конечно же, на фоне всей этой секретности и самой передачи проекта из ведения гражданского космического агентства военно-воздушным силам неизбежно возникли домыслы о том, что американцы заняты созданием новых типов космического оружия, что рано или поздно спровоцирует новый виток гонки вооружений.

 

В качестве опровержения приводят мнение бывшего офицера ВВС Брайана Видена (Brian Wheeden), в настоящее время выступающего в качестве технического советника Всемирного фонда безопасности (Secure World Foundation), который изучил потенциал X-37B и практически исключил вероятность использования космического самолета в качестве оружия. По мнению Видена, гораздо более вероятно то, что такие орбитальные платформы будут служить для шпионских целей (то есть для сбора разведданных из космоса).

 

Желающим углубиться в историю вопроса и узнать возможности использования X-37B, предлагается изучить подробную статью на эту тему, написанную Майклом Клезиусом (Michael Klesius).

 

 

Максим Борисов


Вернуться назад