ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > "ХРУСТАЛЬНАЯ МЕЧТА" С.П.КОРОЛЁВА: УКРОЩЕНИЕ "ЖИДКОГО ПОРОХА"
"ХРУСТАЛЬНАЯ МЕЧТА" С.П.КОРОЛЁВА: УКРОЩЕНИЕ "ЖИДКОГО ПОРОХА"4-10-2010, 17:51. Разместил: VP |
Валерий БУРДАКОВ заслуженный деятель науки, профессор
О «хрустальной мечте» С. П. Королёва — ракетном монотопливе наш журнал писал в 2007 году. Однако странное дело — при активном интересе к этому топливу со стороны «рядовых» ракетчиков эта публикация не вызвала практически никакого внимания у тех, от кого зависит принятие решений. Сегодня технология микрокапсулирования уже достаточно хорошо развита и за рубежом, и в России. Все большую популярность приобретает идея использования желатиновых ТМК внутри баков с жидким кислородом. Ряд инжиниринговых фирм уже освоили выпуск полых микросфер, применяемых в различных областях техники, — например, с использованием перхлорэтилена или хладона. НАНОТОПЛИВО НА МИКРОГРАНУЛАХ Возвращаясь к проблеме создания однобаковых топлив (монотоплив), следует сказать, что в соответствии с последними результатами исследований монотопливо, использующее наиболее перспективные металлические компоненты (в частности, алюминий или бериллий), будет при этом и нанотопливом, поскольку частицы металлических компонентов должны иметь размеры порядка 100 нм. Cудьба научных идей и публикаций часто необычна. Наша публикация в 2007 году в «РК» вполне могла повлиять на фабулу кинофильма «Черная молния», в котором автомобиль «Волга» заправляют «нанотопливом», благодаря чему он имеет возможность вылетать в космос и совершать там различные чудеса. И теперь по запросу «нанотопливо» в Интернете открывается несколько тысяч ссылок на этот фильм. Нанотопливо для перспективных космических ракет-носителей было предложено в 1995 году и запатентовано в России в 1999 году. Проведенные уже в новом столетии термодинамические расчеты показали, что выгоднее применять не ТМК, а топливные микрогранулы (ТМГ), которые проще в изготовлении, более надежны в эксплуатации и дают более высокие значения энергетических параметров топлива. Дальнейшая работа по созданию нанотоплива ведется только с ТМГ. Их моноразмерные образцы получены в Московском энергетическом институте А. В. Бухаровым. Статистические геометрические характеристики ТМК Один из простейших вариантов однобакового нанотоплива — это жидкий кислород, в котором размещены сферические полиэтиленовые ТМГ той же плотности. В полиэтилен внедрены наночастицы алюминия диаметром менее 100 нм. Внедряться могут и иные металлы или их гидриды. Снаружи каждая ТМГ с помощью газофазного или ионного напыления в вакууме покрывается нанослоем алюминия, поверхность которого оксидируется и создает тонкую и прочную оксидную нанопленку, защищающую ТМГ от химических контактов с окислителем. Все, казалось бы, просто и понятно — начинай только работу!.. К сожалению, особого внимания со стороны руководителей разработки перспективных ракет-носителей к нанорешениям пока не наблюдается. Зато появляется информация о наноразработках в области ракетной техники за рубежом. Так, в США изучают твердое нанотопливо, представляющее собой лед с вмороженными в него наночастицами алюминия. Французское космическое агентство СМЕ8 провело лабораторные эксперименты по сжиганию замороженного топлива из перекиси водорода, гидрида алюминия и полиэтилена, получив ошеломляющие для этого типа двигателей результаты, — в частности, оказалось, что удельный импульс тяги может достигать 370-390 с! НУЖЕН НАНОКОСМОДРОМ Расчетные энергетические характеристики предложенного нами однобакового нанотоплива весьма многообещающи. Нанотопливо на основе жидкого кислорода и полиэтиленовых ТМГ с гидридом алюминия дает теоретический удельный импульс тяги в пустоте более 450 с при плотности топлива, равной плотности жидкого кислорода. Таким образом обеспечивается удельный импульс, на 25% превышающий удельный импульс традиционного топлива при более высокой плотности (на 14%). Да и температура в камере сгорания у нанотоплива существенно ниже, что в сочетании с мощным охлаждением, в котором принимает участие не один, как ранее, а оба компонента, имеет важное значение при создании супернадежного многоразового носителя. Расчетные пустотные энергетические характеристики ракетных топлив на основе жидкого кислорода. 1 — Однобаковое нанотопливо с ТМГ в виде смеси полиэтилена с гидридом алюминия. 2 — С тандартное двухбаковое топливо с керосином в качестве горючего. 3 — Однобаковое нанотопливо первого этапа с ТМГ в виде смеси полиэтилена с нанопорошком алюминия Естественно, что нанотопливо для ЖРД можно делать и на базе других окислителей — стандартных, таких как ВПВ или азотный тетраксид, или перспективных, таких как смесь кислорода с 24 % озона. В последнем случае эффективность перспективных многоразовых одноступенчатых носителей (МОН) по выводимому полезному грузу возрастает примерно в два раза. По нашему мнению, именно на МОН в первую очередь должен быть рассчитан космодром Восточный, и именно такие носители на базе такого технического решения обеспечат сборку на орбите космических солнечных электростанций, захоронение на Солнце радиоактивных и других опасных отходов, экспедицию в систему Юпитера, а также прибыльный космический туризм и межматериковые транспортные перелеты «через космос». Вернуться назад |