ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Презентация марсианского корабля Илона Маска

Презентация марсианского корабля Илона Маска


27-09-2018, 13:55. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Презентация марсианского корабля Илона Маска

В 2013-ом году на выступлении в KhanAcademy Илона спросили - когда он отправит первых астронавтов на Марс. На что был дан ответ - "лет через 12, думаю". Сегодня до 2025-го года осталось всего 7 лет. Учитывая, что Маск ещё никого не отправлял даже до Луны, сроки кажутся нереальными. Но 18 сентября SpaceX официально презентовала разработанный эскизный проект Big Falcon Rocket.

Известно о BFR стало в сентябре 2016-го года, когда о межпланетной транспортной многоразовой системе рассказали на 67-ом Международном конгрессе по астронавтике. Тогда она представляла собой довольно сложнореализуемую концепцию с фантастическими цифрами. Сейчас BFR - это система из ракеты и космического корабля-шаттла, который сможет приземляться на любую твёрдую поверхность Солнечной системы. 

Справка: МТКС ITS изначально предполагала вывод до 400 тонн к Марсу с дозаправкой на орбите Земли. Стартовая масса - 10 500 тонн, 42 двигателя Raptor на первой ступени, тяга каждого из которых должен был составить 3 мН. Естественно, такие безумные цифры брались для задавания максимально высокой планки.

Её разработка велась уже давно, с 2012-го года, параллельно с Falcon Heavy, как потенциально перспективная, но сама компания не рассчитывала, что в ближайшем будущем что-то изменится, поэтому планы оставались вполне стандартными - создать корабль Dragon, в том числе марсианскую версию, который можно будет отправлять, как к соседним небесным телам, так и к МКС. По схеме, как и у других государств и компаний. До последнего времени всё так и оставалось. Пока в SpaceX не нашли ту точку опоры, от которой смогли оттолкнуться. Этой точкой стала целая совокупность элементов: разработанный и успешно проходящий тесты метановый двигатель Raptor с тягой в 1,7 мН; доказанная полезность и важность многоразовости носителей; разработка силами специалистов компании корабля нового типа, с возможностью дозаправки на орбите. После такого отказ - от Red Dragon и полётов на Луну на Falcon Heavy - был делом времени. 

Справка: Falcon Heavy должна была облететь Луну в 2019-ом году с двумя туристами. Сертификация для пилотируемых полётов была отложена на неопределённый срок в связи с хорошо идущей разработкой системы BFR. В то же время отправлять астронавтов на орбиту SpaceX будет на Falcon 9 Block 5, на МКС. Начаться это должно уже в 2019-ом. Тяжёлый носитель остался только для вывода крупных спутников и их большого количества. Разработка оказалась отчасти бесполезной, как "Ангара", став простой рекламкой компании. Вполне вероятно, что NASA, пытаясь заработать на своей SLS, каждый пуск которой будет обходиться американскому бюджету в 500$ миллионов, попросту отказалась предоставлять квоту на полеты к лунной станции другим компаниям. Оставив для SpaceX только земную орбитальную станцию.

SpaceX 18 сентября открыла новую главу в своей истории, рассказав множество деталей принятого по российским меркам конечного эскизного проекта. Пройдёмся по самым важным:

1. Высота комплекса - 118 метров. Длина самого корабля - 55 метров. И это будет полноценный космический корабль для межпланетных путешествий, со всей необходимой защитой. Крылья корабля регулируются, объём носового отсека составляет 1000 кубометров. Вместимость - порядка 50-100 туристов, колонистов или просто пассажиров.

2. В конце 2019-го года начнутся первые "прыжки" в Техасе, на разные небольшие высоты, с целью тестирования. Создание первого прототипа уже идёт полным ходом. С 2020-го года начнутся испытания первой ступени. С 2021-го - орбитальные полёты всего комплекса. 2023 год - облёт Луны с туристами на борту. Учитывая уместный для космонавтики сдвиг сроков, всё это задержится на 3-4 года. 

3. Стоимость всей программы BFR - около 10$ млрд. Предполагаю, что цифры будут вдвое больше, учитывая неопытность в подобных разработках и совершенной новизне создаваемого комплекса. К слову, стоимость программы NASA по лунному комплексу SLS - 35$ млрд, не учитывая ещё 10-15$ млрд на отдельный от комплекса корабль "Орион". Так что о распиле в американском национальном космическом агентстве знают не понаслышке (ещё со времён шаттлов). 

4. BFS сможет садиться на любую твёрдую поверхность Солнечной системы, в том числе осуществлять полёты хоть на Плутон, что сделает его уникальным кораблём в середине 20-ых.

5. На первой ступени будет стоять 31 Raptor, на корабле - 7 двигателей Raptor. Ракетное топливо - метан-кислород.

Но остаются серьёзные вопросы. Какая будет стоять защита от радиации? Придумали инженеры SpaceX, как разобраться с этой проблемой или оставили на следующие несколько лет, пока до лунной версии ещё не менее 5 лет? И сколько такой корабль сможет автономно пробыть в космосе, с пассажирами и экипажем на борту? Полёт даже до Марса - это около полугода, в замкнутом небольшом пространстве. Тут даже 6 человек еле уживаются на орбите, как оказалось, а что будет там - страшно представить. Набрать несколько психологически устойчивых космонавтов и отправить в, условно, один конец на другую планету несколько десятков человек - разные вещи.

В целом вопросы возникают даже в целесообразности полётов на Марс. Пустая, бесперспективная планета остаётся интересной только как исторический центр внимания последние несколько веков. Единственное, что действительно стоило бы сделать - поставить там флаг Земли на Олимпе.

Это сейчас понимает и Илон Маск. А потому варианты использования BFR оказались намного обширней одних лишь межпланетных перелётов. SpaceX собирается сделать 3 типа своих космических кораблей: дозаправщик, перевозчик и транспортник. Третий тип таким образом станет транспортировать грузы между Землёй и Луной для создания автономной наземной базы, а также выводить крупные аппараты и элементы на орбиту для строительства новых станций и других космических сооружений. А корабль-перевозчик сможет совершать суборбитальные полёты для отправки людей в любую точку нашей планеты всего за 1 час, как новый вид скоростного транспорта (не хочу даже думать, сколько будет стоить билет с Москвы до Вашингтона на таком транспорте).

А на этом всё. Будем ждать новых новостей. И, конечно, всегда рад почитать комментарии, что это всё сказки и съёмки в Голливуде, дорогие читатели. Без вас мне бы некому было это всё рассказывать.


Вернуться назад