Со дня утечки воздуха на Международной космической станции (МКС) и обнаружения в пристыкованном к ней российском пилотируемом корабле "Союз МС-09" микротрещины прошло чуть более двух недель.
Метеорит и герметик
Как заявил генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин, 30 августа на борту МКС произошла утечка воздуха, вызванная микротрещиной в бортовом отсеке корабля "Союз МС-09". Утечку удалось оперативно локализовать, и никто из членов экипажа не пострадал.
"Обнаружена микротрещина, скорее всего, это внешнее повреждение. Конструкторы считают, что это результат [попадания] микрометеорита", — сказал Рогозин.
В тот же день было объявлено, что специальная комиссия Роскосмоса определит точную причину утечки. Российские космонавты тем временем успешно наложили герметик на пробоину. А 31 августа "заплату" укрепили дополнительным слоем.
Размер пробоины — 2 мм — был уточнен исполнительным директором Роскосмоса по пилотируемым программам Сергеем Крикалевым. Ее ремонт был полностью завершен к 3 сентября.
Виновные и дрель
Версия с попаданием микрометеорита была почти сразу исключена: в Роскосмосе заявили, что корабль был поврежден изнутри с помощью дрели.
"Дело чести РКК "Энергия" — найти, кто это сделал, это был брак или преднамеренные действия, где эти действия производились — на Земле или уже на орбите. Сейчас нужно понять, откуда все появилось, в чем причина. Фамилию и имя хотелось бы узнать. Узнаем, это точно", — заявил Дмитрий Рогозин 3 сентября.
После этого заявления в российских СМИ стали появляться разные версии произошедшего:
4 сентября источник в ракетно-космической отрасли сообщил ТАСС, что "Союз" могли повредить на Байконуре;
6 сентября появились версии о том, что "Союз МС-09" либо просверлили, когда он был полностью собран, либо на этапе испытаний на заводе-производителе;
11 сентября газета "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники сообщила, что комиссия Роскосмоса рассматривает в качестве приоритетной версии преднамеренные действия американских астронавтов;
14 сентября источник ТАСС сообщил о появлении новых следов от сверла — "не только внутри бытового отсека корабля, но и на экране противометеоритной защиты, которая покрывает корабль снаружи и установлена в 15 мм от герметичного корпуса".