ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Хроники "космических транспортных систем" России

Хроники "космических транспортных систем" России


20-03-2018, 09:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Хроники "космических транспортных систем" России

Что же такое - частная российская космонавтика, и как она изменит мир под руководством Кремля?

Предисловие этой истории начинается ещё в 90-ых годах, когда авиакомпания "Сибирь" имела серьёзные долги перед молодым перспективным инвестором, Владиславом Филёвым. Компания была в рукам "умелых" приватизаторов и испытывала серьёзные проблемы. Так как долги было не выплатить, то Филёв просто "выкупил" "Сибирь". После приватизации в 1993 году доля государства в этом предприятии составляла 25.5%. 

От года к году компания начала расти, позже произошёл ребрендинг и преобразование в холдинг "S7 Group" с известными теперь ярко-зелёными самолётами, напрямую конкурирующими внутри страны с перевозчиком №1 - "Аэрофлотом". Государство постоянно пыталось избавиться от своих 25% акций в "S7 Airlines", но никто их не спешил скупать. Пока в 2013-ом году сам Филёв со своей женой не выкупили свою компанию полностью. Пятнадцать лет Филёвым удалось проработать с представителями Кремля в совете директоров компании, и глупо было бы думать, что на этом их сотрудничество кончится.

Кремль мог лицезреть, как на протяжении долгих лет бизнесмен поднимает компанию из долговой ямы в небеса, делая её одной из самых известных и популярных отечественных брендов.

Последний шанс "Роскосмосу" дали в том же году, начав менять саму структуру агентства и превращать его в госкорпорацию по примеру других (Роснано, Ростех, Росатом). Я уже описывал в статье "Чья многоходовочка?", что ничего из этого не вышло. Не было представления, как сделать космос прибыльным, поэтому все потуги оказались тщетными.

Нам неизвестно, кто первым проявил интерес к сотрудничеству, но в 2015-начале 2016-го и началась история "С7 космические транспортные системы", ещё до образования самой компании. Подозреваю, что именно Кремль не забыл бизнесмена Филёва, обратившись к нему за помощью. К тому времени "РКК "Энергия" оказалась по уши в долгах перед Boeing из-за "Морского старта".

В марте 2016-го года была образована S7 Space, но в "Роскосмосе" ещё не представляли, для чего эта компания существует. Их даже не уведомили, поэтому "Морской старт" ещё даже летом пытались сбыть Австралии. Дежавю для Филёва. В сентябре он заявляет, что приобретёт этот никому не нужный актив государства. Что помогло "Энергии" разобраться с частью долгов. А генеральным директором нового космического частника становится опытный в космонавтике и авиации Сергей Сопов, руководивший в 1988-ом запуском "Бурана".

В предыдущей статье "Как хоронят "Роскосмос", а Россия становится космической ядерной державой" я довольно подробно описал, что госкорпорацию "Роскосмос" фактически ожидает смерть в своём прежнем виде. Её заменит руководящая космическими предприятиями компания, даже с таким же названием скорее всего, но эта компания вольётся в огромный холдинг, а федеральная космическая программа в её прежнем виде исчезнет. Деньги будут распределяться на нужды внутри холдинга, а управлять им станут военные.

Также в предыдущей статье я уделил много внимания ядерной энергоустановке, работа над которой идёт полным ходом. "Росатом" подходит к завершению создания своей части - реактора замкнутого цикла. Но, как оказалось, у "Роскосмоса" очередная проблема - разработка оказалась слишком сложной, и деньги в исследования и создание ЯЭДУ и ТЭМ (транспортно-энергетический модуль или буксир) почти перестали выделять.

Моя цитата:

Единственный вариант, который приходит на ум - отказалось от полётов на ЯДе только космическое агентство. Но в Кремле этот проект не дали остановить, так как уже шли обсуждения с Филёвым об учреждении S7 Space и планах на эту компанию.

Всё идёт к тому, что полная реорганизация космической программы и "Роскосмоса" идёт именно с договорённости Кремля и Филёва. Чего же хочет таким образом добиться S7 Space? Для ответа на этот вопрос пройдёмся по всем значимым заявлением компании за последние годы.

Пойти проторенной тропой создания своего КБ и личных ракет слишком долго. На это может уйти 15-20 лет и носители полетят только в 30-ых годах. Даже с инженерами и конструкторами, которые перейдут с государственных предприятий в "зелёную" компанию. Так можно безнадёжно отстать от конкурентов. И решено было поступить по-другому.

Так как "Морской старт" предназначен только для ракет-носителей "Зенит", то именно эти носители и было решено приобрести у украинского "Южмаша". Даже власти Украины дали полное добро своему предприятию на сотрудничество с российской компанией. Что избавляет "Морской старт" от простаивания ближайшие годы. Но "Зениты" нужны только, чтобы заполнить небольшую паузу, пока РКК "Энергия" готовит для S7 "Союз-5". Новую ракету приспособят для запусков с морской платформы, А гендир S7 Space, Сопов, заявил, что компания готова сделать заказ на 50 "Союзов" для начала. И в планах докупить ещё около 30. Таким образом "Энергия" оказывается загружена работой на частную компанию. Но стать оператором пусков на орбиту - не предел мечтаний Филёва.

В 2017-ом было заявлено, что S7 Space хотела бы взять в концессию российский сегмент МКС. И вскоре "Роскосмос" также через СМИ ответил, что это входит в стратегию развития космонавтики и они готовы обсудить данное предложение.

Справка: под концессией подразумевается форма договора между государством и частником, когда за использование модулей МКС S7 Space будет выплачивать государству вознаграждение в той или иной форме (процент с прибыли, фиксированная арендная плата и т.п.).

Первого плана по превращению МКС в орбитальный космодром ждать долго не пришлось. И в "С7" уже вовсю работают над тем, чтобы получить орбитальную станцию в своё пользование. Как можно видеть на слайде, уже осенью компания предложит варианты помощи в создании ЯЭДУ.

Вот мы и добрались до ответа, зачем Филёву всё это нужно. И к чему вели все эти шаги с 2016-го года - создание первой космической транспортной компании, что отлично отражено в российском варианте названия S7 Space.

Пока все ожидали "очередного частника", который пытается влезть в медленно растущий рынок коммерческих пусков, Кремль и Филёв взяли совсем другую планку. В последние годы многие начали разочаровываться в российской космонавтике ввиду ошибок и остановок перспективных проектов, но в это же время шла планомерная работа за кулисами. Чему удивляться абсолютно бессмысленно. 

Ближайшие перспективы удивляют даже оптимистов. Орбитальный российский космодром и транспортно-энергетический модуль-буксир кардинально изменят баланс сил в космосе. Реактор "Росатома", пригодный к постоянной работе в течение 10 лет, позволит буксиру курсировать между Землёй и Луной за считанные дни, а в перспективе и между орбитами Земли и Марса за 1.5-2 месяца. Понятие "стартовых окон", когда раз в 780 дней есть возможность отправить аппарат к Марсу, исчезнет. Так как исчезнет и единственное ограничение, сдерживающее нас от полноценного изучения Солнечной системы - предел массы химического топлива.

Подобно морским платформам, перевозящим суда, ТЭМ будет буксировать грузы, спутники и космические корабли туда, куда нужно заказчику. Это и есть первый полноценный шаг к научной фантастике, где энергетический модуль и корпус корабля - единое целое. Но даже уровень, о котором заявляет, S7 кажется фантастическим. И если бы не успехи в этой области "Росатома" и ещё советской космонавтики, поверить в это было бы невозможно.

Россия нашла свой подход, отличный от западного, но, похоже, гораздо более эффективный. Космос решили разделить. С одной стороны чётко выстроенная и дисциплинированная организация военных в виде ракетно-космического холдинга. С другой - один из эффективнейших управленцев и мечтатель Владислав Филёв.


Вернуться назад