Мы будем выжигать "глаза" ракетам, которые на нас "смотрят"
Часто встречаю в интернете мнение, что вся современная военная техника в
России основана на наработках Советского Союза и все это ставится в
упрек, мол своего то ничего не разработали! Однако мало кто представляет
себе объективный путь новой технологии, нового поколения оружия до
принятия на вооружение. Зачастую это даже не годы, а десяток лет.
Вот например сейчас в СМИ попали сведения, что концерн "Радиоэлектронные
технологии" (КРЭТ) работает над созданием бортового радиоэлектронного
оборудования и электромагнитного оружия для истребителя ШЕСТОГО
поколения, который придет на смену Т-50 (ПАК ФА)
Можно конечно скептически отнестись к этому, зная, что у нас еще ПЯТОЕ
поколение не выпускается серийно, но с другой стороны эти проекты и
разработки совершенно на другом уровне. Все это начинается еще с
фундаментальной науки, а не сразу на заводе или в НИИ.
Так что же это за концепция "шестого поколения" и что за радиофотонный
радар, СВЧ-пушека и лазерная защита будет у боевого самолета ближайшего
будущего:
Все эти моменты в интервью ТАСС поясняет первый заместитель гендиректора КРЭТ Владимир Михеев.
В состав БРЭО летательного аппарата будет входить разрабатываемая сейчас
радиолокационная станция с радиооптической фотонной антенной решеткой. В
обычной радиолокационной станции (РЛС) сверхвысокочастотное (СВЧ)
излучение генерируется электровакуумными или полупроводниковыми
приборами. Коэффициент их полезного действия относительно низкий —
30–40%. Оставшиеся 60–70% энергии превращаются в тепло, которое нужно
отводить системой охлаждения — если посмотреть даже на самую современную
РЛС с активной фазированной антенной решеткой, то под 3D антенным
полотном стоит толстенная охлаждающая плита.
В новом радаре радиолокационный сигнал получается за счет преобразования
фотонным кристаллом энергии когерентного лазера в СВЧ-излучение. У
такого передатчика коэффициент полезного действия будет составлять не
менее 60–70%. То есть большая часть энергии лазера будет
преобразовываться в радиолокационную, в результате чего мы можем создать
радар большой мощности.
На фотонном передатчике также можно будет получить сверхширокополосное
излучение, которое на обычной РЛС невозможно в силу физических принципов
генераторных ламп и полупроводников.
Радар прошел этап технического проектирования, получены результаты на
макете. Сейчас в рамках научно-исследовательской работы (НИР) создается
полноценный макет этой радиооптической фотонной антенной решетки,
который позволит отработать характеристики серийного образца. Мы поймем,
каким он должен быть, в каких геометрических размерах, на каких
диапазонах и на какой мощности должен работать.
В НИР на основе экспериментального образца построен и излучатель, и
приемник. Все это работает, ведет локацию — излучаем СВЧ-сигнал, он
отражается назад, мы его принимаем и обрабатываем, получаем
радиолокационную картинку объекта. Смотрим, что нужно сделать, чтобы она
была оптимальной. В настоящее время в КРЭТ отрабатывают технологию
конкретных элементов — излучателя, фотонного кристалла, приемного
тракта, резонаторов, построенных на модах "шепчущей галереи", и так
далее.
Радиофотонный радар сможет видеть, по нашим оценкам, значительно дальше
существующих РЛС. А так как мы будем облучать противника в
беспрецедентно широком спектре частот, то с высочайшей точностью узнаем
его положение в пространстве, а после обработки получим почти
фотографическое его изображение — радиовидение. Это очень важно для
определения типа: сразу и автоматически компьютер самолета сможет
установить, что это летит, к примеру, F-18 с конкретными типами
ракетного оружия.
За счет своей сверхширокополосности и огромного динамического диапазона
приемника радиофотонный радар будет иметь большие возможности по защите
от помех. Также, благодаря тому, что все системы истребителя шестого
поколения будут интегрированными с точки зрения функций, фотонный радар
дополнительно будет выполнять задачи радиоэлектронной борьбы (РЭБ),
передавать данные и служить средством связи.
Боевой самолет шестого поколения должен иметь две опции — быть и в
пилотируемом варианте, и в беспилотном. Эти варианты будут отличаться и
по внешнему виду, но, главное, по начинке.
Если с любого существующего самолета мы уберем оборудование, которое
нужно для обеспечения жизнедеятельности летчика, связи его с
пилотажно-навигационным комплексом для индикации ему информации,
передачи управляющих действий от человека к самолету, то высвободится
огромное количество места и массы. Кроме этого, присутствие летчика
сильно ограничивает летные возможности самолета: современному
истребителю нельзя выходить за определенные ограничения по перегрузке,
чтобы человек остался в живых, необходима защита от СВЧ-излучения
приборов и оборудования, жесткого космического рентгеновского излучения
на больших высотах и при суборбитальном полете.
Поэтому беспилотный вариант будет иметь характеристики, которых нельзя
достичь на пилотируемом самолете — большую маневренность, гиперзвуковую
скорость, возможность выходить в ближний космос.
Должен быть принцип "стаи": на один-два пилотируемых аппарата, будет
приходиться группа беспилотников. И именно беспилотник сможет нести
электромагнитное или, по-другому, СВЧ-оружие. Применение СВЧ-оружия для
самолета с летчиком крайне проблематично из-за необходимости сохранять
его жизнь. Если же мы будем создавать дополнительную систему защиты от
собственного СВЧ-оружия, то еще больше потеряем места и запаса по массе.
Кроме этого, даже самая сложная и эффективная защита может быть
недостаточно эффективна.
Утверждается, что СВЧ-оружие есть, испытания в лабораторных условиях
идут постоянно. Например, можем сжечь какой-нибудь прибор, чтобы
посмотреть какое количество электромагнитной энергии и как нужно
приложить.
Учитывая, что наши "вероятные друзья" ведут такие же исследования, мы
разрабатываем еще и систему защиты, чтобы приемник, система РЭБ или наша
ракета не вышла из строя от применения СВЧ-оружия противника.
По поводу недавнего испытания американцами лазерной пушки в Персидском заливе Владимир Геннадьевич ответил:
Мы проводили исследования в этом направлении, и я знаю, что у нас
подобные системы есть, однако это не по линии КРЭТ. Мы занимаемся
оптикой в интересах защиты. У нас уже есть лазерные системы защиты на
самолетах и вертолетах, а сейчас мы говорим о работах в области силовых
лазеров, которые будут физически разрушать головки самонаведения
атакующих ракет. Грубо говоря, мы будем выжигать "глаза" ракетам,
которые на нас "смотрят". Такие системы, естественно, будут ставится и
на самолеты шестого поколения.
На новом истребителе будет также стоять мощная многоспектральная
оптическая система, работающая в различных диапазонах — лазерном,
инфракрасном, ультрафиолетовом, собственно оптическом, однако
значительно превышающем видимый человеком спектр. С помощью нее мы также
получим большое количество дополнительной информации об окружающем
пространстве.
И конечно же не обойтись без элементов искусственного интеллекта. в КРЭТ
работают над написанием программ, чтобы в будущем можно было создать
полностью автономный беспилотник с искусственным интеллектом (ИИ),
который сможет сам взлететь, добраться до места выполнения задачи и
принять решение о ее выполнении.
На МАКС-2017 КРЭТ представили программный продукт, который позволяет нам
исследовать отдельные особенности ИИ. Мы вводим в программу
определенные условия, ставим для них задачи, запускаем виртуальные
вертолеты и самолеты и смотрим, как они справляются. Пока не всегда
удачно: летательные аппараты могут зависнуть над каким то районом, имеют
трудности с идентификацией объектов, не хотят выполнять боевую задачу,
неправильно докладывают. Но это уже отработка отдельных составляющих
искусственного интеллекта. На этих ошибках виртуального мира мы
набираемся опыта и обучаем дроны будущего.
http://masterok.livejournal.co...
Вернуться назад
|