Китай готов к длительным полетам на орбитальных станциях
В конце прошлой недели официальные представители Китайского
национального космического управления объявили об успехе эксперимента по
дозаправке орбитальной станции "Тяньгун-2" с грузового корабля
"Тяньчжоу-1". Таким образом, Китай благополучно проверил все технологии
для проведения длительных пилотируемых полетов на орбитальных станциях.
"Тяньчжоу-1" за мгновения до стыковки, кадр из видео CCTV4
Грузовой корабль "Тяньчжоу-1" был запущен 20 апреля в 11:41 UTC (на
космодроме Вэньчан по местному времени уже наступила ночь). Это был
второй старт ракеты-носителя "Великий поход-7",
впервые запущенной в 2016 году. Грузовой корабль массой 12 910 кг стал
самой тяжелой полезной нагрузкой, когда-либо выведенной Китаем на
орбиту.
Спустя двое суток, 22 апреля грузовой корабль в автоматическом режиме
сблизился со станцией "Тяньгун-2" и состыковался в 4:16 UTC. В начале
видео в ускоренном режиме показывается сближение грузовика со станцией и
выход на ось стыковки, затем видео переходит в реальный масштаб времени
и показывает финальное сближение и стыковку. Автоматическое сближение
началось на расстоянии 52 км и проходило в несколько этапов - грузовой
корабль последовательно приближался и останавливался на расстоянии 5000,
400, 120 и 30 метров. Утверждается, что автоматическая система стыковки
работает в радио- и оптическом диапазонах и использует радары и лазеры.
Любопытно, что грузовой отсек "Тяньчжоу-1" загрузили контейнерами,
очевидно, с макетами грузов. Разгружать их, по имеющейся информации,
никто не собирается - новых пилотируемых пусков на "Тяньгун-2" не
планируется.
Внутри "Тяньчжоу-1", кадр из трансляции стыковки
Конструктивно грузовой корабль и станция похожи, что говорит о том, что
"Тяньчжоу" делался на базе орбитальных станций "Тяньгун". Длина
"Тяньчжоу" составляет 10,4 метра, диаметр грузового отсека - 3,35 метра,
максимальная масса - 13 500 кг (ограничена грузоподъемностью носителя
"Великий поход-7"), а объем грузового отсека составлят 15 кубометров.
Также пишут, что для грузового корабля придумали три варианта оснащения -
с одним герметичным отсеком, с одним негерметичным отсеком и смешанный с
герметичным и негерметичным отсеками.
"Тяньчжоу-1" и "Тяньгун-2", рисунок Китайского космического агентства
Для дозаправки использовались четыре разъема - по одному для топлива и окислителя и два для газа наддува баков.
Разъемы вокруг стыковочного устройства, фото chinaspaceflight.com
Предположительно схема пневмогидравлической системы грузовика и станции, фото Синьхуа
По озвученным планам, "Тяньчжоу-1" отстыкуется от станции и попробует
состыковаться снова и дозаправить ее второй раз в июне. Затем он снова
отстыкуется и проверит технологию быстрого сближения со станцией,
похожую на российскую шестичасовую схему, использующуюся с 2012 года. А
после этого заправит станцию в третий раз.
Успешные испытания грузового корабля "Тяньчжоу-1" закончили второй из
трех этапов китайской пилотируемой космической программы. Первый этап
был успешно выполнен в 2003 году, когда на орбиту отправился первый
китайский космонавт Ян Ливэй. А третий этап представляет из себя
строительство модульной станции, аналогичной "Миру" или МКС, и
длительные вахты экипажей на ней. Грузовой корабль - ключ к длительным
полетам на орбитальных станциях, потому что он позволяет привозить
припасы, расходные материалы и эксперименты для экипажа и топливо для
поддержания орбиты станции. Как ожидается, базовый блок "Тяньхэ"
модульной китайской станции отправится на орбиту в 2019 году, и на тот
же год запланирован запуск второго грузового корабля "Тяньчжоу".