Почему человек никак не отправится на Марс? Потому что это невероятно дорого, технически сложно и очень рискованно.


И все-таки мы, наверное, уже отправились бы туда еще в конце XX века, если бы Марс был чуть более гостеприимным, чем ржаво-красная пустыня.


Но уже не так долго осталось ждать момента, когда наконец начнется самое большое приключение человечества. Один из тех, кто продвигает этот проект, — Базз Олдрин (Buzz Aldrin), американец со шведскими корнями, который стал вторым человеком на Луне. Другой энтузиаст — Илон Маск (Elon Musk) с его головокружительными планами.


НАСА планирует запустить первое пилотируемое путешествие к Марсу в 2030-е годы. Условия для этого есть благодаря новой огромной ракете SLS и четырехместной капсуле «Орион». Но частная компания SpaceX и ее деятельный руководитель Илон Маск собираются посылать людей к Марсу уже в 2024 году с помощью ракеты ITS, которая будет в несколько раз мощнее, чем и SLS, и лунная ракета «Сатурн-5», — вообще круче всех, что создавались до сих пор.


И это лишь начало. Маск и Олдрин хотят колонизировать Марс и со временем сделать планету более пригодной для жизни, чем сейчас. Такие же намерения есть и у группы давления Mars Society. Найти следы жизни — цель, находящаяся сейчас высоко в списке приоритетов, но еще важнее в долгосрочной перспективе распространить человечество по Солнечной системе и тем самым обеспечить выживание вида. Те же мысли и у Кристера Фуглесанга (Christer Fuglesang — шведский физик и первый астронавт Швеции, прим. пер.).


Но существенное изменение облика целой планеты, терраформирование, пока что относится к области научной фантастики. Конечно, Марс значительно меньше Земли, но масса у него примерно такая же. Очень разреженная атмосфера состоит на 95% из углекислого газа. Вода тут же испаряется. На планете очень холодно, хотя на экваторе температура порой и доползает до плюсовых величин.


Билет в один конец


Через некоторое время Маск хочет отправить к Марсу порядка ста человек. Это будет путешествие в один конец — и по его замыслу, и по замыслу Олдрина. Это проще, разумнее и дешевле, чем потом доставлять людей обратно на Землю. Они должны будут научиться жить на негостеприимной красной планете.


Марс привлекал человека всегда. Вернер фон Браун (Wernher von Braun), гениальный немецкий конструктор ракет, создавший V2, а позднее ракету, которую США отправили к Луне, имел серьезные планы относительно полета туда еще в начале 1950-годов. Примечательно, что по его плану в первое путешествие должны были отправиться 12 человек, и Маск говорит о таком же количестве.


Фон Браун утверждал, что путешествие к Марсу было вполне возможно уже даже с техникой того времени. С линейкой вместо компьютера. В богатой подробностями книге «Исследование Марса» (The Exploration of Mars, 1956) он рассказывает о своих грандиозных идеях вместе с любившим тему космоса писателем Вилли Леем (Willy Ley) и иллюстратором Чесли Боунстеллом (Chesley Bonestell). Кстати, его рисунки оказались на удивление соответстствующими действительности.


Лей, который сбежал из нацистской Германии в 1935 году, и Боунстелл из Сан-Франциско в 1949 году вместе работали над книгой «Завоевание космоса» (The Conquest Of Space). Оба любили научную фантастику и были убеждены, что космические путешествия скоро станут реальностью.


Фон Браун был членом нацистской партии


Как минимум так же в этом был уверен и фон Браун, которые после Второй мировой войны нашел убежище в США, несмотря на свое отвратительное прошлое. Его ракеты унесли жизни тысяч людей и стали причиной огромных разрушений в Англии.


Фон Браун был противоречивым человеком, членом и нацистской партии, и СС, но при этом критически относился к войне. Он мечтал о путешествиях в космосе. Если бы он не значил столько для ракетной программы страны, его бы казнили сразу же, как только он впал в немилость у Гитлера.


В 1957 году коммунистический Советский Союз поразил мир тем, что запустил первый спутник Земли. Началась космическая гонка. Следующим этапом в ней фон Браун считал Луну, а конечной целью — Марс. Так же полагали и русские, которые предприняли неудачную попытку послать туда аппарат, прежде чем это удалось США с «Маринером-4». Пролетая мимо Марса в июле 1965 года, зонд отправил на Землю первые снимки планеты, сделанные с близкого расстояния.


Это было историческое достижение, но, к сожалению, черно-белые снимки стали разочарованием как для специалистов по космосу, так и для обычных людей. Они показали, что на Марсе есть кратеры, точно так же, как и на Луне. До этого момента большинство людей верили, что Марс окажется более похожим на Землю, что там будет густая атмосфера и, возможно, примитивная жизнь, по крайней мере растительность. Маленькие зеленые человечки и каналы казались, конечно, маловероятными.


Интерес к Марсу упал


Позднее зонды обнаружили, что давление на Марсе в сотню раз меньше земного и условия для жизни там очень плохие. Тем не менее аппараты продолжали отправлять. В 1971 году Советский Союз стал первым, чей аппарат совершил мягкую посадку на поверхность, но, к сожалению, зонд проработал всего 20 секунд.


1976 стал годом большого триумфа США, когда очень продвинутые аппараты «Викинг-1» и «Викинг-2» оба совершили идеальную посадку на Марс 20 июля и 3 сентября соответственно. Их целью был поиск жизни. Каждый зонд весил почти 600 килограмм и был нашпигован лабораторным оборудованием. Манипуляторы собрали пробы почвы для анализа, но никакой биологической активности зафиксировано не было. Марс представлялся стерильным.


В связи с этим решили, что мотивов для пилотируемого визита туда нет. Интерес к красной планете резко упал, и беспилотные запуски прекратились примерно на два десятилетия. Лишь с запуском Mars Pathfinder в 1997 году интерес снова начал набирать обороты. Pathfinder мягко приземлился и сделал множество фотографий, а еще у него при себе была маленькая радиоуправляемая машинка — марсоход Sojourner.


В 1999 году началась миссия станции Mars Global Surveyor, которая фотографировала Марс с орбиты и производила множество измерений. Это был новый крупный прорыв в исследовании Марса, аппарат послал домой больше информации, чем все предыдущие вместе взятые. На Марсе оказалось много очень интересных формаций, в том числе расщелина длиной в 400 км, долина Маринера, по сравнению с которой Большой Каньон кажется небольшой канавкой.

Лабиринт Ночи на Марсе

В 2003 году с помощью русской ракеты отправился в путь европейский Mars Express. Как и планировалось, зонд вышел на орбиту и послал вниз на посадку аппарат Beagle 2, но тот разбился.


Неудачные попытки отправить зонд


Однако вскоре США удалось посадить два небольших аппарата, Spirit и Oppоrtunity. Они поездили по поверхности планеты, сделали снимки и собрали данные. Оба проработали гораздо дольше, чем рассчитывалось.


Орбитальный аппарат Mars Reconnaissance Orbiter и посадочный модуль Phoenix добрались до места в 2006 и 2008 годах и выполнили свои задачи. Орбитальный аппарат отснял потенциально подходящие для будущих посадок места, а посадочный модуль взял пробы почвы из глубины, стремясь найти замерзшую воду.


В 2012 совершил точную посадку космический аппарат НАСА Curiosity, вездеход весом в 900 кг — как небольшой автомобиль. Он поездил по Марсу, изучил климат и геологию, сделал множество снимков и попытался найти места, где есть или могла бы существовать микробиологическая жизнь.


Два года спустя индийский зонд Mars Orbiter Mission вышел на орбиту вокруг Марса. Главной его задачей было в основном изучение атмосферы. Похожее задание было и у американского Maven, который также достиг красной планеты в 2014 году.


Марс не был добр к гостям с Земли. Множество зондов провалили миссию. Например, потерпела фиаско русская межпланетная станция «Марс-96», масштабный проект с участием одного орбитального аппарата, двух посадочных модулей и двух «бурильщиков», которые должны были проникнуть под поверхность. Ракета потерпела крушение еще на земной орбите. Европейско-русский «Экзомарс-2016» в 2016 году добрался до цели и вышел на правильную орбиту, но его спусковой аппарат «Скиапарелли» потерпел крушение.


Множество нерешенных проблем


Конечно, такого не должно случиться, когда туда отправятся люди. Все больше экспертов верят в международный проект, такой как космическая станция МКС. У отдельно взятой страны едва ли хватит на это средств, если только в ближайшее время не произойдет резкий технический прорыв, который сделает путешествие короче и дешевле. Сможет ли Илон Маск в самом деле наскрести огромную сумму, которая требуется для проекта? У России слишком мало денег, а вот Китай точно собирается на Марс. Вопрос, когда.


Базз Олдрин развивает собственную идею «сайклера», большого космического автобуса, который постоянно курсирует между Землей и Марсом по скрупулезно выверенной орбите, позволяющей ему продолжать путь без дозаправки топлива. По мысли Олдрина, люди будут отправляться вверх к «автобусу», когда тот проходит мимо, а затем по прибытии на место покидать его. Таким образом, каждый запуск станет намного дешевле, чем если бы отдельные ракеты преодолевали полный путь между планетами.


Одна из многих нерешенных проблем заключается в том, как защитить космических путешественников от опасного излучения, которое возникает в моменты внезапных вспышек на Солнце. Путешествие к Марсу может занять до полугода. Другая опасность — в том, что астронавты, проведя столько времени в космосе, настолько ослабнут, что не смогут начать работать.

Космический аппарат Dragon на поверхности Марса

Наконец, остается широко обсуждаемый вопрос, как пройдет первое путешествие. Сядет ли космический корабль сразу на Марс или на одну из его маленьких лун, Фобос или Деймос? Или он вообще не будет приземляться, а сделает несколько кругов вокруг Марса, а затем вернется к Земле? В этот сценарий я не верю. Вряд ли люди, которые много месяцев были в пути, захотят просто полюбоваться видами по прибытии.


Марс: хронология событий


1954. Издание Collier`s выпустило большой специальный номер: «Can we get to Mars?» («Сможет ли мы попасть на Марс?»). Не позже чем через сто лет, считает Вернер фон Браун.


1956. В книге «Исследование Марса» (The Exploration av Mars) оптимистично настроенный фон Браун рассчитывает, что пилотируемый полет к Марсу состоится через несколько десятилетий.


1960-1962. Пять неудачных попыток Советского Союза отправить зонды к Марсу.


1964. Первая попытка США добраться до Марса окончилась неудачей.


1965. Вторая, с помощью «Маринер-4», удалась. Пролетая мимо Марса, зонд послал домой 21 фотографию планеты.


1971. Советскому Союзу удалось отправить на орбиту «Марс-3», а также посадить на поверхность один модуль. К сожалению, он проработал всего несколько секунд. Американский «Маринер-9» тоже вышел на орбиту и сделал 7329 фотографий поверхности Марса, которая оказалась гораздо разнообразнее, чем полагали раньше.


1976. США удалось успешно посадить «Викинг-1» и «Викинг-2». Зонды ищут жизнь, но ничего не находят.


1988. Две неудачные попытки русских приземлиться на луну Марса Фобос.


1993. Провал миссии чертовски дорогого аппарата США Mars Observer.


1996. Масштабный русский проект «Марс-96» провалился. Но американский аппарат Mars Global Surveyor добрался до места. После многочисленных проблем зонд в 1999 году начал составлять карту планеты.


1997. Успех США — мягкое приземление Pathfinder с его маленьким радиоуправляемым марсоходом Sojourner, который почти за три месяца преодолел дистанцию до 100 метров.


1998. Япония потерпела неудачу с зондом к Марсу.