Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов
На этой неделе, скорее всего, состоится исторический первый пуск уже
летавшей ступени ракеты-носителя Falcon 9. Ее тестовый прожиг уже съехал
с воскресенья на понедельник, и плановая дата запуска, вероятно,
сдвинется со среды на четверг. Пуск, скорее всего, будет успешным, и
интернет заполнит ликование. Но в 2017 году для SpaceX более важными,
чем повторный запуск летавшей ступени или даже испытания Falcon Heavy
будут менее заметные и более грустно выглядящие экономические вопросы.
Пуск EchoStar 23 16 марта, фото SpaceX
Приключения ступени №1021
Тестовый прожиг в понедельник станет уже пятым (или восьмым, смотря как считать) включением двигателей первой ступени
№1021. После сборки ступень испытали 5 февраля 2016 на тестовом стенде в
МакГрегоре. После успешных испытаний сопла нескольких двигателей
умудрились повредить в инциденте с наземным оборудованием 8 февраля.
Сопла починили, и ступень отправили на мыс Канаверал в конце марта 2016.
Во второй раз двигатели включались на 3,5 секунды при тестовом прожиге
на стартовом комплексе SLC-40 5 апреля. Спустя три дня ступень
стартовала (третье включение двигателей) с миссией снабжения МКС CRS-8.
Проработав 2 минуты и 42 секунды, первая ступень отделилась от второй.
Успешная посадка на баржу "Конечно, я все еще люблю тебя" - это еще три
включения двигателей, но не всех, поэтому их можно как учитывать, так и
нет.
Ступень №1021 после посадки, фото SpaceX
Эта посадка стала первым успешным возвращением первой ступени на баржу.
Любопытно, что в качестве альтернативного рассматривался вариант
возврата на посадочную площадку около старта, но выбрали посадку на
баржу для доказательства ее осуществимости.
Изначально планировалось, что ступень №1021 не полетит снова, а будет
использована в испытаниях на стенде. Десять включений двигателей должны
будут подтвердить, что ступень возможно использовать повторно. Но
ситуация изменилась, когда, вопреки ожиданиям, на баржу успешно села
ступень №1022, использованная при выведении JCSAT-14. Спутник был
тяжелый, и предполагалось, что первая ступень не сможет совершить мягкую
посадку. Частично эти опасения оправдались - посадка получилась более
жесткой, и ступень №1022 признали негодной к повторному полету. Но для
испытания двигателей она подходила.
Уже летавшие ступени Falcon 9 в ангаре, фото SpaceX
В июле 2016 SpaceX объявила, что ступень №1021 будет использована
повторно, для не объявленной полезной нагрузки, а ступень №1022
отправили на испытания. В августе 2016 были названы полезная нагрузка -
телекоммуникационный спутник SES-10 для геостационарной орбиты и
ожидаемая дата запуска - октябрь-ноябрь 2016. Но все карты спутала
авария 1 сентября на тестовом прожиге перед пуском спутника AMOS-6.
Полеты SpaceX были остановлены на четыре месяца, а запуск SES-10 в итоге
съехал на конец марта. В январе 2017 ступень снова была протестирована в
МакГрегоре (четвертое или седьмое включение двигателей) и отправлена на
мыс Канаверал. Старт уже был перенесен как минимум два раза - один раз
из-за задержки пуска грузовика Cygnus OA7 к МКС и второй раз из-за
задержек при подготовке к пуску уже у самой SpaceX. Мы уже привыкли, что
с первого раза ракеты у Маска не улетают, так что пуск в четверг,
вполне возможно, будет еще перенесен, но, скорее всего, успеет
состояться на этой неделе.
Главная задача
Действительно большое достижение повторного использования ступени,
тем не менее, не является критически важным, после которого у SpaceX
внезапно станет "все хорошо". Дорога перехода на многоразовые средства
выведения долгая, и в ближайшие годы никто даже в SpaceX не будет знать,
окажется ли она в итоге успешной. Более подробно об этом я писал тут - стоимость послеполетного обслуживания, ресурс ступени и процент
потерь пока что существуют только в бумажных расчетах и не подтверждены
опытом.
А самой важной задачей на 2017 год для SpaceX я бы назвал выход на
регулярные успешные пуски. По плану в 2017 году должно быть 27 пусков
Falcon 9 и Heavy, уже кончается март, а состоялось всего три. В январе
этого года президент SpaceX Гвин Шотвелл уже говорила о "надежде как минимум на 20 пусков". При этом два последних года были
очень неудачными для компании из-за аварий. В начале 2017 газета The
Wall Street Journal опубликовала финансовые данные и планы SpaceX. Статья до сих пор недоступна для не зарегистрированных пользователей, но российский сайт vc.ru процитировал иллюстрации статьи у себя.
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru
Если предположить, что финансовые результаты 2016 повторяют 2015 из-за
аварии 1 сентября, что вполне логично, то SpaceX несет убытки уже 2 года
подряд. Косвенно это подтверждается тем, что на официальном сайте из описания компанииубрали слово "прибыльная".
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru
В 2015 и 2016 годах SpaceX не смогла выйти на 10 пусков в год, значит,
планы на 20-27 пусков в 2017 - это увеличение объемов работ как минимум в
два раза. А такая задача - большой вызов для любой организации. Именно
"золотая эра" спейс шаттлов 1984-1985 была временем самой большой
нагрузки на обеспечивающий персонал, ресурсов, денег и людей не хватало.
Если SpaceX, как и NASA в 80-х, ошиблась с оценками затрат ресурсов на
запуски, то проблема перегрузки может повториться.
"Уроки космических катастроф"
Блестящий видимый успех NASA скрывал катастрофическую
перегрузку исполнителей. В мемуарах астронавта Майка Маллейна
рассказывается о целых коллективах, перерабатывающих месяцами без
единого выходного, рабочих, которых выдергивали вечером из дома по
срочному вызову, и они работали даже в пьяном виде. Документооборот NASA
переполнялся требованиями «Мне нужны люди! Запасные части!
Оборудование!», которые оставались без ответа, потому что не на что было
приобрести требуемое.
В таких условиях легче совершить ошибку или недооценить проблему,
которая может привести к аварии. А новые аварии SpaceX себе позволить не
может, потому что это потеря времени, денег, клиентов и репутации.
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru
При всех сложностях планы SpaceX грандиозны на уровне мегаломании.
Начиная с 2020 года главным доходом компании планируется сделать не
запуски ракет-носителей, а доход от услуг связи и глобального интернета.
12000 спутников должны будут приносить компании десятки миллиардов долларов в год к середине 2020-х при том, что банальная арифметика требует еще одной промышленной революции в производстве и выведении спутников, технологии для которой SpaceX пока не показали.
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru
С другой стороны, когда половину пакета заказов занимают государственные
агентства - NASA и военные, можно строить гигантские планы. Цены SpaceX
пока что очень выгодно смотрятся на американском рынке по сравнению с
ULA, Маск продолжает выигрывать контракты на запуски государственных спутников, и новая администрация Трампа пока что не перекрывает ему кислород.
Источник
Вернуться назад
|