ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > National Interest: Советский «Буран» взлетел не вовремя

National Interest: Советский «Буран» взлетел не вовремя


22-11-2016, 10:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Оживленное противостояние между Соединенными Штатами и Советскими Союзом толкало страны к постоянному соперничеству, которое вышло за пределы Земли и распространилось на космос. Хорошие идеи зачастую имитировались и перенимались то той, то другой стороной, и одной из самых ярких из них был «советский космический шаттл». The National Interest поведал своим читателям его «грустную историю».

Итак, сперва на свет появилась американская программа Space Shuttle, целью которой было создание космического корабля, который служил бы недорогим челноком многоразового использования между Землей и низкой орбитой. Проект стал настоящей гордостью для американцев и ярким примером «мягкой силы».

«Соблазн для СССР был велик», поэтому было решено создать свой собственный шаттл, работу над которым начали в середине 70-х годов – прежде чем американская версия даже успела отправиться в свой первый полет. В конце концов, у Москвы была веская причина, чтобы заполучить собственный космический челнок, ведь он существенно упростил бы связь с ее собственными космическими станциями «Союз», а затем и «Мир». +



В Советском Союзе уже несколько лет знали, что американцы ведут работу над собственной программой (ее одобрили еще в 1969 году). Но интересно, почему в СССР не бросились на разработку своего проекта сразу же. Возможно, сомневались в успехе, комментирует издание.

К 1976 году в США уже активно строились два шаттла «Энтерпрайз», а «Коламбия» уже был полностью пригоден к эксплуатации. И тогда, вероятно, «вдохновленные уверенностью американцев в проекте», советские лидеры запустили свою программу «Буран», которая заключалась в создании одноименного космического корабля, а также специальной ракеты-носителя «Энергия».

Как отмечает The National Interest, внешне «Буран» был очень похож на американские шаттлы – формой крыльев, носа и во многом другом. Как утверждается, у советских ученых были копии чертежей проектов США, полученные КГБ. В определенный момент в СССР над «Бураном» работало более 150 тысяч инженеров, ученых и персонала.

Впрочем, одна существенная разница между американской и советской версиями все-таки существовала: у шаттла, созданного в США, было три главных двигателя, в то время как у «Бурана» их не было вообще и он в этом плане полностью опирался на ракету-носитель. Кроме того, советский челнок мог возвращаться домой на автопилоте.

Первый благополучный запуск «Бурана» состоялся со второго раза в 1988 году. Программу признали успешной и, скорее всего, продолжили бы работу над ней, если бы холодная война длилась и дальше. Но, к сожалению момент был не самый удачный. К тому времени у СССР начались серьезные экономические проблемы, и «Буран» больше так и не взлетал. Сам он был разрушен, когда обвалилась крыша одного из ангаров на Байконуре, где остался второй шаттл, а третий стоит на базе в Жуковском.

«Программа "Буран", над которой когда-то трудилось столько талантливых людей и в которую столько вложил СССР, сейчас служит примечанием в космической истории», –заключает The National Interest.  



Вернуться назад