Основатель частной ракетной компании "Космокурс" Павел Пушкин, после успеха своих заокеанских конкурентов, делится своим опытом и рассказывает о российской специфике ракетного конструирования.
Как многие знают, компания Blue Origin в очередной раз запустила свою
суборбитальную ракету с суборбитальным космическим аппаратом. Первый раз
запуск был показан в прямом эфире, а также была продемонстрирована
безопасность выбранной схемы полёта и её отказоустойчивость (в этот раз
не был выпущен один из трёх основных куполов парашютов). Мы со своей
стороны поздравляем наших коллег с приближением к первому пуску с
пассажирами на борту. Ведь это общий успех нового и такого
перспективного рынка суборбитальных туристических полётов.
На фоне успехов компании Blue Origin нас засыпали различными вопросами
по продвижению нашего проекта, зачастую с претензиями, что у нас не
делается какая-то железяка и вообще достаточно слабый маркетинг и
реклама. Постараемся в данном посте подробней рассказать про наше
сегодняшнее положение и видение всего процесса.
Как многие уже слышали, в марте 2016 года мы согласовали ТТЗ на аванпроект по
созданию многоразового суборбитального космического комплекса (МСКК) в
Госкорпорации «Роскосмос». Это комплексный документ объёмом более 30
страниц, в котором приведены все требования к комплексу и порядку его
создания. При этом Госкорпорация «Роскосмос» согласовала данные
требования в качестве федерального органа исполнительной власти и далее
будет по данным требованиям контролировать качество работ и соответствие
требованиям надёжности и безопасности. После выполнения аванпроекта мы
будем защищать его в Роскосмосе, как это делают все предприятия
ракетно-космической отрасли. Здесь следует учесть, что мы разрабатываем
не ракету, а комплекс, который включает в свой состав также наземную
инфраструктуру, испытательную и производственную базы, а также вопросы
отбора и подготовки потенциальных туристов. Естественно, что многое мы
будем создавать в кооперации с другими предприятиями, большинство
которых входят в состав Госкорпорации «Роскосмос».
Сейчас мы находимся на стадии подбора кооперации, которая вместе с нами
будет создавать комплекс. Одновременно мы сейчас работаем с более чем 30
предприятиями, согласовываем с ними ТЗ на отдельные изделия и
определяем схему и порядок взаимодействия. По многим элементам
(изделиям) мы уже согласовали ТЗ и готовы приступить к работам. При
этом, зачастую мы не можем выполнять опережающую работу по отдельным
изделиям. Сначала мы должны согласовать и взаимно увязать требования по
всем изделиям комплекса, а потом уже начинать углублённое
проектирование. Иначе мы рискуем сделать работу, которая будет уже не
актуальна, и мы просто выкинем деньги на ветер. Поэтому у нас нет
железяк. Там, где мы уверены, железяки создавать не имеет смысла, так
как всё и так понятно. А по другим системам мы ещё не готовы и надо
сначала всё изложить на бумаге. Другим сдерживающим фактором является
ограниченный доступ к нормативной документации ракетно-космической
отрасли. Из-за соблюдения режима контроля за ракетными технологиями
(РКРТ) большой объём документации имеет пометки ДСП и гриф Секретно.
Но при этом именно в данной документации прописаны требования,
выполнение которых гарантирует создание качественной ракетно-космической
техники, которая не будет постоянно отказывать и огорчать нас
различными сюрпризами. Например, компании SpaceX и Blue Origin были
допущены к такой документации со стороны США, так как они являются чисто
Американскими компаниями и на них распространяются ограничения по ITAR.
Мы как чисто Российская компания тоже будем допущены к данной
документации, над чем активно работаем при содействии Роскомоса. Это
накладывает на нас много обязательств и ограничений, но оно того стоит.
Серьёзной нашей проблемой является очень ограниченное количество
специалистов и компетенций в нашей отрасли. У SpaceX были похожие
проблемы, но нам кажется, что всё-таки им было несколько проще в силу
специфики рынка труда США. Так нам необходим квалифицированный и опытный
специалист, который бы курировал вопросы создания ЖРД и
пневмогидравлической системы подачи (в сумме всю двигательную установку
ракеты и аппарата). Если найдётся Российский Томас Мюллер, который может
возглавить создание ЖРД самостоятельно, то это будет просто прекрасно.
Также в силу большого количества систем, нагрузка на наших проектантов
очень большая. Ведь даже одно ТЗ имеет объём более 30 листов, а у
каждого специалиста этих ТЗ не менее пяти штук. Поэтому мы ищем ещё
одного опытного проектанта, который готов разбираться в различных
системах, выполнять проектировочные расчёты, искать смежников, общаться с
ними, писать ТЗ и курировать создание данных систем. А ещё у нас
имеется достаточно неплохой штат специалистов, с которыми надо
взаимодействовать ежедневно, а лучше ежеминутно. Есть также вакансия
главного технолога проекта, которого мы тоже ищем и готовы рассматривать
кандидатуры людей с опытом организации производств, которые знают и
понимают вопросы механической обработки, сварки, испытаний, сборки и
т.п. Следует отметить, что в ближайшее время мы переезжаем в новое более
просторное помещение и будем осуществлять набор молодых специалистов, в
подавляющем большинстве это будут проектанты и компоновщики. Также мы
не отказываемся от опытных специалистов, в том числе по другим
специальностям. Это могут быть специалисты по надёжности, динамике
полёта, систем термостатирования, аэро- и газодинамике. В общем пишите
нам и может быть именно Вы нам необходимы.
По технике мы ведём очень большой объём проектно-компоновочных работ
самостоятельно. У нас имеются и модели, и чертежи. Мы знаем все тензоры
инерции, посекундное распределение положение центра масс и прочие другие
вещи. У нас даже проработаны толщины свариваемых кромок и схемы по
работе с изделием на космодроме. Мы это всё не публикуем, так как многие
вещи ещё инвариантны, многое может поменяться, а также существует режим
конфиденциальности. При этом многие схемы и картинки перегружены
служебной информацией и их надо чистить. Как только наберётся хороший
набор данных для размещения, то мы их обязательно опубликуем. Думаю, что
ближе к осени мы опубликуем новую схему нашей ракеты с аппаратом.
Аппарат значительно изменился по форме.
В ходе аэродинамических расчётов у старой формы мы нашли области
неустойчивости при спуске в атмосфере. Стоит упомянуть, что спускаемый
аппарат космического корабля «Союз» имеет проблему с устойчивостью, он
имеет два устойчивых положения при спуске – днищем в поток и люком в
поток, что и было реализовано при спусках. Нам удалось найти приемлемую
форму, где имеется очень хороший запас по устойчивости при спуске в
атмосфере и аппарат не имеет второго устойчивого состояния в
перевёрнутом положении. Сейчас мы заканчиваем все расчёты и меняем
компоновку аппарата. Потом мы будем проводить аэродинамические испытания
для подтверждения рассчитанных нами круговых аэродинамических
характеристик. Поэтому если кто-то может помочь с планированием продувок
и осуществлением продувок на скоростях от 2 до 0,3 маха, то очень
просим связаться с нами.
Нас часто спрашивают почему у нас такой слабый сайт,
некрасивые картинки и нет анимации. К сожалению, на это всё нужны силы и
время, а иногда и деньги. Сайт надо наполнять информацией и картинками.
Картинки у нас есть, но они сильно перегружены и их надо делать в
хорошем качестве. Даже для схемы полёта мы по имеющимся моделям делали
картинки в течении нескольких недель. То свет не тот, то качество
страдает, то какая-то ось через весь аппарат проходит. Для анимации тоже
требуется очень много времени для формирования исходных данных и денег
для собственно создании анимации. Поэтому, даже если нам предлагают
помощь в некоторых вопросах, то мы иногда не можем её принять из-за
того, что надо готовить очень много исходных данных в удобном для
представления виде. Но мы от помощи не отказываемся и очень надеемся на
волонтёров, которым не чужд наш частный космос.
Подытожим тем, что у нас идёт нормальный рутинный процесс создания
комплекса. Он сейчас очень бумажный и стрессовый. Хочется конечно, чтобы
всё двигалось быстрей, а будущее было более определённым. После защиты
аванпроекта всё должно пойти намного быстрее, начнёт появляться первое
железо и пойдут испытания. Нас очень воодушевляет тот факт, что у
аналогичной нам схемы Blue Origin всё идёт хорошо и они подтверждают
стоимость межполётного обслуживания на уровне пары тысячи долларов США.
Сейчас мы должны будем определиться с космодромом. Изначально мы
ориентировались только на Капустин Яр в Астраханской области и сейчас
ждём решения вопроса нашего появления там от МО РФ. Также со стороны
Роскосмоса появились предложения по другим космодромам, и мы будем
плотно работать в данном направлении тоже. В качестве хорошей новости
можем сказать, что у нас появились первые туристы, которые планируют
забронировать у нас билеты. Хорошо, что мы уже на данном этапе начали
работу с ЦПК им. Ю.А.Гагарина и ИМБП РАН по вопросам отбора и подготовки
туристов. Так что работа у нас движется и думаю осенью вас ждут более
интересные новости о нашем проекте!