Запущен второй российский военный цифровой картографический спутник "Барс-М"
В четверг, 24 марта, с Государственного испытательного космодрома
Плесецк в Архангельской области боевым расчетом космических войск
Воздушно-космических сил (ВКС) проведен успешный пуск ракеты
космического назначения (РКН) «Союз-2» с космическим аппаратом в
интересах Минобороны России. Спустя несколько часов, интернет-издание RussianSpaceWeb.com опубликовало статью Анатолия Зака «Барс-М: первый российский цифровой картограф» («Bars-M: Russia's first digital cartographer»).
Предлагаем полный текст этой статьи на русском языке. Перевод выполнен специально для Сообщества военных блогеров
Барс-М заменит Барс
С 2008 до 2013 года Россия разрабатывала серию спутников Барс-М,
которые должны снимать изображения поверхности Земли высокого разрешения
в приоритете для военной картографии. Насколько известно, в 2014 году
уже 6 спутников такого типа находилось в процессе создания.
В 2007 году флагманский проект российской космической картографии был
перезапущен под именем Барс-М. 12 октября РКЦ «Прогресс» в очередной раз
получил контракт от Министерства обороны, а активная стадия разработки
проводилась в период с 2008 до 2013 года. Первые макеты космического
аппарата были подготовлены к испытаниям в 2009 году. В этот раз ключевые
компоненты спутника были произведены на территории России.
В середине 2008 года командующий РВСН, который, по-видимому, надеялся
использовать карты, созданные на основании полученных со спутника данных
для наведения МБР, согласовал предварительный дизайн проекта Барс-М.
Позже РКЦ «Прогресс» выиграл федеральный тендер на проект.
В открытых записях о федеральных закупках России указывается, что были
заказаны 6 спутников такого типа. В 2011 году федеральное правительство
санкционировало 18-месячный период модернизации корпуса 6 «В» в РКЦ
«Прогресс» в Самаре. Реконструкция должна была позволить параллельную
сборку двух космических аппаратов Барс-М в год в чистых условиях,
необходимых для чувствительных оптических сенсоров спутников.
Гражданский Барс-М
В 2011 году появился документ Роскосмоса, суммировавший разработки в
области дистанционного сканирования, в котором было распланировано, что
запуск спутника Барс-М намечен на конец 2014 года. Еще два аппарата
должны были быть запущены к концу 2016 и в середине 2018.
Возможно, что документ относился к тому же самому аппарату Барс-М,
который может быть совместной разработкой Министерства обороны и
Роскосмоса. Однако в начале 2013 года Барс-М оказался в числе 9 других
проектов, входящих в сокращение бюджета Роскосмоса.
Примерно в тоже время Роскосмос опубликовал планы по созданию спутников
Картограф-ОЕ, которые могут являться гражданской версией Барс-М или
какой-то альтернативной моделью. В 2011 году запуск двух пар спутников
Картограф-ОЕ с оптическими сенсорами был запланирован между 2015 и 2020
годами, а две версии с радарами были запланированы на 2017 и 2018 годы.
Однако в 2014 году уже только оптические версии спутников Картограф-ОЕ
были запланированы на запуск в 2017 и 2018.
Новый дизайн
Космический аппарата Барс-М получил новый индекс проекта – 14Ф148.
Четырёхтонный спутник стал первым космическим аппаратом, разработанным
РКЦ «Прогресс» почти полностью с помощью компьютерного проектирования.
Барс-М также стал первым аппаратом компании где применяется
негерметичная конструкция. В результате планируется, что это увеличит
эксплуатационный срок службы спутника, так как в прошлом одним из
основных ограничивающих факторов была разгерметизация и последующий сбой
внутренних систем из-за экстремальных температур и вакуума.
Негерметичный дизайн также может позволить снизить массу аппарата.
В новой архитектуре спутника Барс-М представлены 3 основных компонента:
1. Основной модуль (МЦА - модуль целевой аппаратуры)
2. Служебный модуль (МСС - модуль служебных систем)
3. Двигательный модуль (СВИТ - система выдачи импульса тяг)
Двигательная система СВИТ будет установлена внутри МСС. Вероятно, что
СВИТ является развитием предыдущих двигателей, которые использовались в
аппаратах Янтарь, Комета, Ресурс-ДК, Ресурс-П и Персона.
СВИТ имеет 4 основных корректирующих орбиту двигателя, разработанных в
КБХМ им. Исаева в Королеве и 12 небольших подруливающих устройств,
созданных НИИ Химмаш в Нижней Салде. 4 бака из которых два для 50
килограмм горючего и два для окислителя.
Четыре радиатора для охлаждения прикреплены к 4 сторонах коробчатого
алюминиевого корпуса МСС. Полезная нагрузка (МЦА) крепится на верхней
части модуля МСС.
Изначально разработанный для проекта Барс-М модуль МСС позже стал использоваться в спутнике с радаром Обзор-М.
Телескоп Карат
Основной модуль Барс-М состоит из двойного телескопа, называемого ОЭК
Карат, где ОЭК обозначает Оптический Электронный Комплекс. Тройная
линза была разработана компанией ЛОМО в Санкт-Петербурге, эта же
компания создавала систему формирования изображения для
разведывательного спутника Персона.
Сверхчувствительная оптическая аппаратура на борту Барс-М и
калибровочное оборудование делает спутник крайне чувствительным к
температурным перепадам в космосе. Для решения этой проблемы телескопы
были помещены внутри большого корпуса, известного как
размерно-стабильная несущая платформа (РСНКП). Платформа сделана на
основе углеродно-композитного материала, а не металла. Новый материал
обещает сохранять форму даже в самых экстремальных температурных
условиях на орбите. Во время испытаний на земле был установлено
специальное ограждение, чтобы предотвратить попадание пыли и других
частиц в модуль телескопа до того, как он будет открыт персоналом в
специальных защитных костюмах.
Наряду с парой телескопов, РСНКП содержит два лазерных излучателя,
устройства калибровки и лазерный дальномер, зеркальные отражатели и
датчики ориентации космического аппарата.
Четырехтонные спутники Барс были запланированы на запуск на ракете
Союз-2.1а с космодрома Плесецк и должны находится на орбите не менее
пяти лет. В итоге может быть построено до 6 спутников – по два спутника
за год. РКЦ «Прогресс» планирует потратить 4,498 миллиарда рублей для
модернизации объектов под эти цели.
Длительные задержки
В 2011 году ходили слухи о возможно запуске первого Барс-М в 2012 или
2013 году. В 2012 году запуск ожидался в мае – сентябре 2013 года, но к
концу года он передвинулся на 2014.
15 мая 2012 года РКЦ «Прогресс» объявил, что первый этап тестирования
СВИТ был завершён в КБХМ им. Исаева, а второй этап будет проходить в
сентябре, за ним последует комплекс испытаний с малогабаритным
космическим аппаратом.
Редкие заявления могут быть пиар ходом в ответ на утечку отчета через
информационное агентство Lifenews, из которого стало известно, что
Роскосмос затребовал компенсацию в 400 миллионов рублей от РКЦ
«Прогресс» за якобы неспособность в срок поставить два спутника,
по-видимому, имея ввиду Барс-М и Персона.
Тем не менее, в течение 2014 года первая миссия Барс-М была отодвинута
на начало 2015 года. Запуск был запланирован на февраль 2015 года. В
этот раз Министерство обороны 7 октября также подало иск против РКЦ
«Прогресс» на сумму 512 миллионов рублей, в дополнение к ряду других
юридических жалоб против компании.
В 2014 году спутник был наконец окончательно собран и прошли финальные
испытания, он был переправлен по железной дороге из Самары в Плесецк в
конце января 2015 года. Изначально ходили слухи о запуске, намеченном на
21 февраля, затем на 28 февраля. 23 февраля 2015 года была подана
международная нота к авиаторам на закрытие двух воздушных зон в Северном
Ледовитом океане. Ракета была развернута на стартовую площадку 25
февраля.
Барс-М1 интегрированный в третью ступень ракеты Союз-2.1а а космодроме Плесецк в феврале 2015 года
Запуск Барс-М1
Ракета Союз-2.1а со спутником Барс-М1 была запущена с 4 платформы
космодрома Плесецк 27 февраля 2015 года в 14:01:35 по московскому
времени. По официальным российским СМИ, запуск прошел в соответствии с
графиком, отделение третьей ступени космического аппарата произошло в
14:11 по московскому времени. Спутник установил связь с наземным центром
управления в 15:36 по московскому времени.
Через несколько часов после запуска с платформы NORAD опубликовала
информацию о космическом аппарате 339,4-566,6 километровой орбите с
наклоном 97,64 градусов к экватору. Космический аппарат имел орбитальный
период в 93,31 минуты. Спутник был обозначен как Космос-2503, а не
Космос-2504, как ранее ожидалось.
Через несколько дней после запуска Барс-М1 начал маневрировать на более
высокую рабочую орбиту, радиолокационные данные NORAD указывали, что она
достигла 544-575 километров с наклоном 97,6 градусов к экватору.
Взлет ракеты Союз-2.1а 27 февраля 2015 года
Второй Барс-М
23 марта правительство России выпустило предупреждение о предстоящем
запуске между 24 и 29 марта. Траектория вывода на орбиту совпадала
траекторией при предыдущем запуске Барс-М1.
По официальным российским СМИ, ракета Союз-2.1а стартовала 24 марта 2016
года в 12:42 по московскому времени с 4 платформы космодрома Плесецк.
Российские специалисты из Главного испытательного центра испытаний и
управления космическими средствами имени Г. С. Титова начали отслеживать
аппарат в 12:45 по московскому времени, 3 ступень отделилась, как и
планировалось, в 12:52 по московскому времени, заявил представитель
Министерства обороны.
Взлет ракеты Союз-2.1а во время второго запуска Барс-М 24 марта 2016 года
Примерно через два часа после запуска информационное агентство
РИА-Новости сообщило со ссылкой на пресс-секретаря Министерства обороны,
что космический аппарат успешно установил связь с центром наземного
управления и его бортовые системы функционируют нормально. В то же
время, радар NORAD обнаружил космический аппарат на орбите 327-540
километров с наклоном 97,648 градусов к экватору, что очень похоже на
параметры при предыдущем запуске спутника Барс-М1.
Траектория полета Союз-2.1а со спутником Барс-М
По данным информационного агентства ТАСС, космический аппарат получил официальное обозначение Космос-2515.
Информация о запусках (Крупнее)
Известные характеристики (Крупнее)
Разработчики (Крупнее)
Оригинал
Вернуться назад
|