ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Реанимировать запуски космических кораблей "Буран" нецелесообразно

Реанимировать запуски космических кораблей "Буран" нецелесообразно


25-12-2009, 10:47. Разместил: VP
     Восстанавливать на Байконуре ракетно-космический комплекс для запусков многоразовых пилотируемых кораблей типа "Буран" в настоящее время слишком затратно и в существующем виде нецелесообразно, сообщил в интервью РИА Новости глава Роскосмоса Анатолий Перминов, посвященном 100-летию со дня рождения "отца Бурана" - величайшего конструктора авиационно-космической техники Глеба Лозино-Лозинского.
     
      "Это был величайший человек, настоящая глыба. Глебу Евгеньевичу, блестящему ученому и организатору, безусловно, очень повезло, что СССР предоставлял широчайшую возможность заниматься такими грандиозными проектами, намного опередившими время, как "Спираль" и "Энергия-Буран"", - сказал Перминов.
     
      "Ясно, что в то время технические решения, найденные Лозино-Лозинским, были поистине прорывными. Что же касается политических решений о свертывании программы "Буран", то это была прерогатива руководства страны", - отметил глава Роскосмоса.
     
      Отвечая на вопрос, возможно ли восстановление ракетно-космического комплекса "Буран" на Байконуре, глава Роскосмоса заявил: "Конечно, в настоящее время возврата к комплексу в том виде, в котором он существовал когда-то, нет - это очевидно, и об этом надо сказать с определенностью. Да и нет в этом необходимости: это для нас, к сожалению, сейчас очень дорого".
     
      Перминов напомнил о стоимости одного запуска по аналогичной американской программе "Спейс-Шаттл".
     
     
      "Подготовка только к одному пуску обходится налогоплательщикам примерно в полмиллиарда долларов. Таких денег у нашей страны сейчас нет, да и наши американские партнеры уже тоже поняли, что в целом шаттлы оказались слишком дороги даже для такой богатой страны, как США. Поэтому они решили от шаттлов отказаться в пользу более совершенных космических кораблей, создаваемых по принципам, заложенным в российских "Союзах", - сказал Перминов.
     
      По его словам, новые космические системы обходятся с каждым годом все дороже и дороже.
     
      "Будущая организация полетов к другим планетам и строительство многоразовых систем, наверное, окажутся не под силу даже ведущим космическим державам. России нужно расширять партнерство, причем как с Европой и США, так и с Индией и Китаем" - считает глава Роскосмоса.
     
      По словам Перминова, в будущем, уже в рамках международной кооперации, проекты крылатых пилотируемых многоразовых кораблей, одним из инициаторов создания которых в СССР выступал Лозино-Лозинский, возможно, и будут осуществлены.
     
      Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, скончавшийся 28 ноября 2001 года, известен не только как генеральный конструктор советского шаттла "Буран", во многом превосходившего по своим характеристикам американские многоразовые челноки.
     
      Перейдя в 1941 году на работу в ОКБ Микояна, Лозино-Лозинский возглавил работы по проекту МиГ-19 - первому в мире серийному сверхзвуковому истребителю. Позже его заменил на боевом посту МиГ-21 с максимальной скоростью 2М и оснащенный лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником.
     
      С дальнейшим ростом скоростей и высоты полетов устремления Лозино-Лозинского перестали ограничиваться авиацией и вышли на порог космоса. Новая тема по созданию двухступенчатой воздушно-космической системы (ВКС) получила название "Спираль".
     
      Программа ее испытаний была реализована лишь частично, но до закрытия работ были построены и испытаны три изделия: для исследований в полетах на дозвуковой скорости, для испытаний на сверхзвуке и в условиях космического полета. Аналог орбитального самолета успешно прошел серию дозвуковых летных испытаний и полностью подтвердил заявленные характеристики.
     
      Опыт работы над "Спиралью" значительно облегчил и ускорил создание советского многоразового космического корабля "Буран", умевшего, в отличие от американских шаттлов, приземляться на автопилоте. Результатом стал триумфальный двухвитковый беспилотный полет "Бурана" с блестяще выполненной автоматической посадкой 15 ноября 1988 года.

Вернуться назад