ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Корпорация «Энергия» подписала миллиардный контракт на поставку в США ракетных двигателей
Корпорация «Энергия» подписала миллиардный контракт на поставку в США ракетных двигателей19-01-2015, 10:46. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Корпорация «Энергия» подписала миллиардный контракт на поставку в США ракетных двигателей
Российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева подписала контракт с американской компанией Orbital Sciences Corporation на поставку в США ракетных двигателей производства НПО «Энергомаш» (дочерняя структуру РКК «Энергия»). Информация об этом была опубликована на официальном сайте корпорации. На фоне довольно сложных отношений между двумя странами, которые сегодня отягощены еще и экономическими санкциями, подписанный международный контракт — это безусловная победа здравого смысла в интересах и США, и России. Россия поставит США двигатели РД-181, являющиеся модификацией двигателя РД-191, который используется на семействе РН «Ангара».
Речь идет о поставке в США крупной партии ракетных двигателей. Сумма подписанного контракта составляет порядка одного миллиарда долларов, при этом дочерняя структура РКК «Энергия» поставит Orbital Sciences Corporation (OSC) крупную партию в 60 ракетных двигателей. Первые двигатели РД-181 американцы получат уже в июне 2015 года. Таким образом, санкции, которые были введены Вашингтоном против Москвы из-за ситуации в Крыму и на востоке Украины, пока никак не затронули бизнес РКК «Энергия», которая занимается поставкой ракетных двигателей для различных американских проектов. При этом призывы о прекращении данного сотрудничества периодически звучат. Такой позиции в частности придерживается широко известный американский политик — сенатор Джон Маккейн. Сообщается, что в создание нового двигателя сотрудники «Энергии» вложили 3 года своего труда. За основу российские инженеры взяли ракетные двигатели, созданные для наиболее современных российских ракет-носителей семейства «Ангара». Их главной задачей было адаптировать этот двигатель под американскую ракету «Антарес». При этом конструкцию двигателя было решено упростить не в ущерб его качеству. Новый двигатель РД-181 можно сравнить с автоматом Калашникова: он дешев, но при этом безотказен и надежен. При этом разработки и испытания нового ракетного двигателя проводились «на авось» — за собственные денежные средства, в итоге в «Энергии» не прогадали, сообщают журналисты «Вестей». Мимо российской космической новинки не смогли пройти даже заказчики из США. Президент ОАО РКК «Энергия» Владимир Солнцев отметил: «Когда американские инженеры впервые увидели наш новый двигатель живьем, они в него влюбились. Не влюбиться в РД-181 невозможно. Это настоящее произведение искусства. Двигатель можно сравнить с произведением искусства, он должен быть красив. Некрасивые конструкции не могут работать эффективно, надежно». Также Владимир Солнцев подчеркнул, что купить аналогичный двигатель в мире сегодня просто негде. Итогом переговоров между химкинским НПО «Энергомаш» («дочка» РКК «Энергия») и американской корпорацией OSC стал контракт на поставку в США 60 ракетных двигателей. Помимо двигателей контракт предполагает дополнительные пункты — летную подготовку, установку оборудования и проведение испытаний уже в составе всего комплекса. Это значит, что без российских инженеров на мысе Канаверал в ближайшее время точно не обойдется. Владимир Солнцев отметил, что в стиле работы РКК «Энергия» с партнерами из США сложились достаточно дружественные, добрые отношения. Без этих отношений трудно производить такую сложную продукцию, которая столь технически продвинута. В настоящее время на уровне компаний отмечается полное взаимопонимание. Это касается конструкторов, инженеров, финансистов, все они для подготовки данного контракта работали как единая команда. Первые два ракетных двигателя РД-181 американский заказчик сможет получить летом 2015 года. Всего было подписано три опциона, каждый на 20 двигателей. На 20 двигателей сейчас существует твердый контракт, к его реализации в РКК «Энергия» уже приступили. Подписанный контракт на 60 двигателей позволяет загрузить работой российские предприятия на десятилетие вперед. При этом вырученные от контракта денежные средства планируется направить на развитие отечественного производства. Конечно же, они пойдут на модернизацию и разработку новых ракетных двигателей. После взрыва, который произошел на ракете-носителе «Антарес» в конце октября 2014 года, в США зазвучали призывы на законодательном уровне запретить поставки комплектующих из РФ. Якобы тогда причиной аварии стали именно двигатели российского производства. Но на самом деле AJ-26 — это модернизированная версия еще советского ракетного двигателя НК-33, которая была выполнена украинским предприятием. Теперь на первой ступени ракет-носителей «Антарес», выпускаемых компанией Orbital Sciences, теперь будут стоять двигатели РД-181. До этого они комплектовались ракетными двигателями AJ-26, построенными на основе советских НК-33. В то же время российские модели двигателей успели зарекомендовать себя как одни из самых надежных на планете. Не случайно свои самые дорогие спутники Вашингтон выводит на орбиту Земли с помощью ракет-носителей «Атлас-5», на которых стоят российские РД-180. Такой отличной статистикой сегодня мало кто может похвастаться: 60 безаварийных запусков проведенных подряд. Поэтому сколько бы в сенате США не поднимались вопросы о том, чтобы попытаться разорвать сотрудничество с РФ, по крайней мере, в космической отрасли, компании из США не готовы отказываться от важных российских партнеров, по крайней мере, пока. Когда шла подготовка контракта на поставку ракетных двигателей РД-181, россияне и их американские коллеги успели обсудить совместные проекты по эксплуатации МКС и освоению дальнего космоса. Сегодня и в России, и в США прекрасно понимают, что процесс эволюции познания космического пространства остановить невозможно. Политические игры данной эволюции не помеха. Стоит отметить, что отдельные американские сенаторы могут требовать что угодно. Однако для создания собственного ракетного двигателя, который был бы аналогичен российскому РД-181, США потребовалось бы около 10 лет и примерно 3 миллиарда долларов. По оценкам Солнцева, на создание такого аналога ушло бы от 7 до 10 лет. Он отметил, что не сомневается в том, что американцам удалось бы создать такой аналог, только возникает вопрос, зачем это нужно? Также он отметил, что на выходе результат может получиться не таким однозначным, как хотелось бы. Подчеркнув, что международную кооперацию еще никто не отменял и не убивал. Ракетный двигатель РД-181 был создан специально для применения на РН «Антарес» (ANTARES), применение данного двигателя позволит доставлять на борт МКС, а также низкие околоземные орбиты существенно больше полезной нагрузки. Это однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа. При производстве двигателей РД-181 применяются только самые современные материалы, конструкторские и технические решения. Именно за счет этого удалось увеличить энергетику РД-181 (тяга — 186 тонн). Двигатель представляет собой модернизацию РД-191 (первый доводочный двигатель был собран в мае 2001 года), который обеспечил успешный полет ракете-носителю «Ангара» летом 2014 года, а также был установлен на РН «Ангара-А5», которая совершила успешный полет с космодрома Плесецк в декабре прошлого года. Сообщается, что подписанный с американской стороной миллиардный контракт на поставку двигателей, предполагает и их конструкторское сопровождение — проведение огневых испытаний, их инсталляцию, а также летную подготовку и другие действия. Все это дает возможность НПО «Энергомаш» дополнительно развиваться, заниматься модернизацией производственного оборудования, а также мотивировать трудовой коллектив предприятия к созданию и реализации все новых перспективных проектов в области ракетного двигателестроения. По словам президента РКК «Энергия» Владимира Солнцева, сегодня корпорация производит целую линейку ракетных двигателей, которые базируются на едином технологическом принципе, то есть могут использовать почти любые РН: от сверхлегких ракет до сверхтяжелых. Статистика вещь упрямая, в этом плане наши двигатели демонстрируют сегодня 100% надежность в работе. В 2014 году практически половина всех проведенных в мире космических запусков была проведена с использованием ракетных двигателей, которые производит российское НПО «Энергомаш». Над последним миллиардным контрактом с США в корпорации работали 3 года и рады тому, что американские коллеги разделяют наши принципы: в современных реалиях наряду с конкурентной ценой и качеством продукции на первый план также выходит и надежность самого поставщика. Также Солнцев отметил успешное сотрудничество с американцами по двигателям РД-180. Российские инженеры специально адаптировали данный двигатель под американскую ракету Atlas. По его словам, за последние два года российское предприятие выполнило в полном объеме контракт с United Launch Alliance, который предусматривал адаптацию двигателя РД-180 под пилотируемые программы США. По словам Солнцева, с российским двигателем Atlas-5 может сейчас обрести новую историю, получить новое лицо. В то же время в США принят закон о военных ассигнованиях на 2015 финансовый год, в который входит и поправка от сенатора-республиканца Джона Маккейна. Данная поправка устанавливает запрет на дальнейшее приобретение двигателей РД-180 для ракет Atlas-5, но речь идет лишь о военных нагрузках. Дело в том, что РН «Атлас» выводит на орбиту не только гражданские спутники, но и спутники военного назначения. На этом фоне многие законодатели сегодня утверждают, что интересы национальной безопасности США находятся в зависимости от российских технологий. При этом принятый закон предусматривает выделение 220 миллионов долларов на создание американской замены для российского РД-180. ВВС США, в ведении которых находится проведение космических запусков, предлагают решить эту задачу за 5 лет. В Пентагоне при этом открыто говорят о том, что не имеют представления о том, как использовать выделенные средства — разрабатывать новый двигатель целесообразно лишь под определенную ракету-носитель. Одновременно с этим закупки РД-180 для реализации невоенных программ будут продолжаться. До 2018 года Россия должна поставить США еще 24 таких двигателя, данный контракт также близкий к одному миллиарду долларов продолжает исполняться. При этом в настоящее время представители РКК «Энергия» обсуждают с американской компанией United Launch Alliance увеличение объемов этого контракта. Американской стороне дополнительно предлагается еще 30 двигателей РД-180. А заключение РКК «Энергия» нового контракта на поставку 60 двигателей РД-181 показывает, что США уверены в России как в надежном партнере и доверяют отечественным технологиям. Участники сделки ОАО РКК «Энергия» — это ведущее российское предприятие ракетно-космической отрасли промышленности, головная организация, отвечающая за пилотируемые космические системы. «Энергия» ведет работы в области разработки автоматических космических и ракетных систем (средств выведения и межорбитальной транспортировки), а также разнообразных высокотехнологичных систем для применения в некосмических сферах. Корпорацию с августа 2014 года возглавляет В. Л. Солнцев. ОАО НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко — это российское предприятие, которое на данный момент является ведущим проектировщиком и производителем ЖРД — жидкостных ракетных двигателей. Предприятие основано в 1929 году. Основная продукция «Энергомаша» — это двигатели, предназначенные для нижних ступеней ракет. Orbital Sciences Corporation (OSC) — американский производитель космической продукции, который специализируется на выпуске ракет-носителей и космических аппаратов. Компания активно принимает участие в предоставлении международных пусковых услуг ракет. Всего на OSC было изготовлено больше 560 ракет-носителей, создано 174 различных спутника. В настоящее время компания OSC занимает 60% рынка малых ракет-носителей, 55% рынка малых коммуникационных спутников и 40% рынка ракет-перехватчиков. Новым этапом для этой американской компании стали работы по созданию беспилотного космического корабля «Сигнус», который является одним из двух частных космических кораблей снабжения, создаваемых в рамках программы НАСА «Коммерческой орбитальной транспортировки». Цель программы — доставка грузов на борт МКС после окончания программы «Спейс шаттл». Запуски «Сигнуса» будут осуществляться при помощи РН «Антарес». Источники информации: http://tass.ru/kosmos/1702392 http://www.vesti.ru/doc.html?id=2279376# http://ria.ru/space/20150116/1042791944.html http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/01/150116_rn_russia_usa_rocket_engines http://www.energia.ru/ru/news/news-2015/news_01-16.html (РКК «Энергия»)
Автор Юферев Сергей
Вернуться назад |