Космический аппарат Европейского космического агентства (ЕКА) Venus Express, пробывший более восьми с половиной лет на орбите возле Венеры, негостеприимной соседки нашей Земли, готовится к тому, чтобы тихо и спокойно сделать свой последний шаг в этой жизни. А под термином "последний шаг" здесь подразумевается погружение в плотную химически активную, насыщенную парами серной кислоты, атмосферу сильно перегретой планеты.
Ранее в этом году аппарат Venus Express закончил выполнение своей основной программы научных исследований. После этого руководство заставило аппарат выполнить весьма рискованный маневр, заключавшийся в достаточно глубоком погружении в верхние слои венерианской атмосферы. Но космический аппарат Venus Express, обладающий высокой надежностью, сумел пережить погружение, собрав по пути массу ценнейших научных данных, после чего, практически на "парах" оставшегося топлива была предпринята попытка его стабилизации и вывода на высокую орбиту.
Однако, по всей видимости, топлива для выхода на стабильную орбиту попросту не хватило и аппарат начал снижаться, неуклонно приближаясь к поверхности Венеры. Контакт с аппаратом был окончательно утерян 28 ноября 2014 года.
"Вся полученная нами до этого информация указывает на то, что аппарат Venus Express, в баках которого закончилось топливо, больше не в состоянии поддерживать свое стабильное положение в пространстве" - рассказывает Патрик Мартин (Patrick Martin), руководитель миссии Venus Express, в пресс-релизе, опубликованном 16 декабря 2014 года, - "Мы полагаем, что топливо у аппарата закончилось в тот момент, когда он находился еще на половине пути к стабильной орбите, где он мог оставаться в течение очень долгого времени".
С момента потери постоянного контакта с аппаратом Venus Express были случаи повторного возникновения контакта, но во время этого связь была неустойчивой и ненадежной, кроме этого, у самого аппарата нет сейчас никаких средств, способных повлиять на его положение и траекторию движения.
"Сейчас мы можем считать миссию Venus Express полностью удавшейся. Это является огромной наградой за работу, проделанную всеми, инженерами, разработавшими и изготовившими такой прекрасный аппарат, и нашей командой, управлявшей аппаратом с момента его запуска в 2005 году" - рассказывает Паоло Ферри (Paolo Ferri), руководитель отдела Mission Operations ЕКА, - "И сейчас мы с гордостью и печалью провожаем Venus Express в его последний путь".