ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Появилась еще одна версия падения «Протона-М»

Появилась еще одна версия падения «Протона-М»


8-06-2014, 13:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Появилась еще одна версия падения «Протона-М»


Причиной аварии ракеты-носителя «Протон-М» в мае 2014 года стал производственный дефект в ходе сборки. К такому выводу пришла комиссия по расследованию причин аварии, которая завершила свою работу.

Старт ракеты «Протон-М». Архивное фото

Самый мощный российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р» не был выведен на расчетную орбиту из-за произошедшей в мае текущего года аварии с ракетой-носителем «Протон-М».

 

Глава Роскосмоса Олег Остапенко ранне сообщал, что причиной аварийного запуска ракеты-носителя могло стать падение давления в одном из рулевых двигателей. Он уточнил, что разгонный блок «Бриз-М» со спутником не успел отделиться и не был выведен на орбиту. 

 


ЧП произошло на 540-й секунде полета: третья ступень ракеты не доработала около 40 секунд до запланированного отделения разгонного блока «Бриз-М».


 

Комиссия по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» завершила работу. Глава комиссии Александр Данилюк сообщил «Известиям», что выработана окончательная версия произошедшего.

 

Члены комиссии – а их больше 20 человек – пришли к выводу, что причиной аварии стал производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата. Эта версия окончательная, не думаю, что тут нам будет что добавить. 

 

Александр Данилюк, глава комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М»

 

 

Таким образом, получается, что в производственном дефекте виноваты специалисты Воронежского механического завода (ВМЗ), который является филиалом Центра Хруничева. Как объяснили «Известиям» в «Хруничеве», закупка, установка и испытания подшипника проводились на ВМЗ.

 

Источник в руководстве Центра заявил, что считает версию комиссии несостоятельной.

 

Версия с подшипником никак не ложится в те математические модели, которые сделаны. Но альтернативной версии у нас нет. Честно говоря, мы сами не понимаем, что произошло, однако и в Центре Хруничева, и в Конструкторском бюро химавтоматики, где разрабатывался двигатель, полагают, что версия о подшипнике здесь не подходит,отметил источник в руководстве Центра Хруничева.

 

Данилюк прокомментировал точку зрения представителей «Хруничева»:

 

Центр Хруничева в данном случае сторона заинтересованная, поэтому в составе комиссии по расследованию причин аварии их представителей нет. Оценку производили независимые эксперты, и среди них особых разногласий не возникло.

 

Между тем, по мнению экспертов, торопиться с выводами не стоит.

 

Я бы не торопился с запуском следующих ракет до полного и обстоятельного выяснения причин аварии 16 мая. Понятно же, что авария может повториться по той же невыявленной причине. В 1999 году была такая история: по одной и той же причине упали два «Протона». Тогда комиссия торопилась подписать заключение, чтобы как можно быстрее возобновить пусковую программу.

 

– Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского

 


Вернуться назад