ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Рухнувший космос России
Рухнувший космос России8-07-2013, 11:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Крушение самой мощной в мире ракеты-носителя, случившееся фактически в прямом эфире, вряд ли станет началом коренной перестройки космической отрасли в лучшую сторону. Это, скорее, начало конца советской эры освоения космического пространства. Эры и трагичной и триумфальной одновременно.
Во вторник, 2 июля, ракета-носитель «Протон-М», стартовавшая с космодрома Байконур, на 17-й секунде полета стала разваливаться в воздухе и рухнула на землю всего в двух с небольшим километрах от стартового комплекса. Как принято выражаться, лишь по счастливой случайности никто из людей не пострадал.
Сейчас идет очень жесткий разбор короткого полета и громкого падения ракеты.
Наиболее вероятной причиной аварии эксперты считают сбой в работе двигательной установки, так как нештатный полет начался сразу же после старта. Ракету зашатало, система управления пыталась ее выровнять, а потом перешла в программу самоликвидации - с уводом тяжелой ракеты от стартового комплекса, чтобы ее падение произошло за пределами пусковой площадки.
По мнению специалистов, из-за сильных перегрузок, возникших при колебаниях ракеты, особенно, когда она легла в горизонтальное положение, ракета-носитель стала разваливаться в воздухе, со спутников сорвало головной обтекатель. От ракеты отделились головная часть и разгонный блок. Блок спутников ударил по первой ступени, от нее стали отделяться боковые блоки, после чего возник пожар. Обломки горящей ракеты упали на землю и взорвались, следом рухнул и взорвался разгонный блок.
Зрелище было феерическое. На месте крушения образовалась глубокая воронка радиусом 150-200 метров. Большая часть компонентов высокотоксичного топлива – гептила и амила - взорвалась и сгорела в воздухе…
Ракета «Протон-М» должна была вывести на рабочие орбиты три космических аппарата серии ГЛОНАСС. Не вывела, и теперь полноценное введение в эксплуатацию отечественной глобальной спутниковой навигационной системы вновь откладывается.
Можно говорить о некой мистике. Получается, что сама судьба поквиталась за несправедливо и публично униженного, а потом уволенного руководителя программы ГЛОНАСС, доктора технических наук Юрия Урличича.
Система ГЛОНАСС начала создаваться еще в СССР, потом было десятилетие тяжелого выживания… Активное возрождение навигационной системы началось только в XXI веке. Во многом - благодаря именно Урличичу. Однако новый руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин в чем-то не сошелся с ним. И начались гонения. Сначала Урличичу не разрешили получить престижную международную премию, присужденную именно за успехи в создании российской спутниковой навигации. А потом и вовсе обвинили в уголовном преступлении. Будто бы он занимался не столько ГЛОНАССом, сколько переводом бюджетных денег в свой карман. По телевидению показывали публичные обыски, изъятие каких-то документов, комментаторы от правоохранительных органов с видимым торжеством сообщали о раскрытии целой сети подконтрольных Урличичу фирм и схем увода бюджетных денег в оффшорные компании.
Возможно – и, скорее всего - действительно часть бюджетных средств обналичивалась через фирмы-однодневки. Вопрос: зачем? В Роскосмосе многие считали и считают: отнюдь не для личного обогащения Урличича, а для оплаты сверхурочных работ высококлассных специалистов. Пахать-то приходилось сутками, наверстывая упущенное в девяностые годы. А по закону оплачивать такую работу адекватно не получалось, вот и шли руководители проекта ГЛОНАСС на заведомо неправомерные действия.
Их разоблачили. Хорошо еще, что не посадили. Правоохранители восторжествовали, но ведь ни спутники, ни ракеты они делать не могут. А те, кто могут, вновь оказались с копеечными, но зато законными зарплатами.
Предсказать дальнейшую судьбу ГЛОНАСС несложно: свой сегмент космической навигации мы получим нескоро, а мировой рынок вообще потеряем.
Помимо успешно функционирующей американской «Джи-Пи-Эс», входит в строй европейская «Галилео», а в ближайшие пять лет своими навигационными спутниками космическое пространство заполонят китайцы. Но ведь космическая навигация – это не только помощь заблудившимся туристам и автомобилистам, объезжающим «пробки». Это – высокоточное оружие. Выходит, и его мы нескоро получим. Есть ли время ждать? Вопрос риторический.
Уже сказано, что на изготовление ракеты и трех потерянных спутников потрачено почти четыре с половиной миллиарда рублей. Не до конца понятно, кто будет нести страховую ответственность. При этом, все-таки, дело не в деньгах, хотя кому-то кажется, что купить можно все. Деньги вообще искорежили наше сознание. Бездумные - или хорошо продуманные? - реформы во всех сферах жизни имеют одну цель: повысить рентабельность, увеличить доходность. Для этого госпредприятия приватизируются, затем спешно избавляются от непрофильных активов, то есть всей социальной сферы, от «лишней» земли. Остаются станки и пролетариат в чистом виде, задача которого - работать, работать и только работать. А чтобы платить наемным рабочим и инженерно-техническому персоналу как можно меньше, повсеместно продавливается идея полной либерализации рынка труда. Сегодня дворники, водители маршруток и подсобные рабочие – сплошь из Средней Азии, причем из самых дремучих кишлаков. Завтра в ракетно-авиационной промышленности появятся для начала китайцы-индийцы, а потом – та же «Средняя Азия».
Любая высокотехнологичная отрасль создается десятилетиями. И любой высокотехнологичный продукт рождается не сразу – он вызревает.
Очень странно, что в России сейчас полно людей при власти, которые этого не знают, зато уверены: все продается и покупается. Не можете сделать хороший автомобиль – купим за границей. Нет своих авианосцеввертолетоносцев – приобретем во Франции. Нет своих надежных ракет – закажем китайцам, они сделают. До их рыночных мозгов просто не доходит, что ликвидация заводского детского садика, ведомственной поликлиники, бывшего пионерлагеря, собственного курорта прямо связана с ухудшением качества работы на «оптимизированном предприятии». Они не понимают, что влияние непрофильного актива на профиль основной работы – самое непосредственное. И даже опыт самых успешных мировых корпораций им не указ. Это пусть японцы для своих работяг создают все условия: от обеспечения жильем до санаторного лечения и турпоездок по всему миру. А мы, успешные менеджеры, будем только деньги платить. Все остальное пусть сам работник покупает - где и за сколько хочет. При этом лукаво умалчивается, что если зарплата менеджера действительно позволяет купить необходимые услуги, то зарплата инженера – вряд ли…
А теперь - о мотивации к труду инженеров-конструкторов, о чем много говорится в последнее время. Когда-то были мотивационные примеры Туполева, Королева, Курчатова, Янгеля…
Они создавали настоящие высокотехнологичные империи в стране, едва оправившейся после страшной войны. Они были настоящими Генеральными конструкторами, с огромными правами и еще более огромной ответственностью. А сейчас? Да будь ты гениальнейшим из гениальных конструкторов, все равно обречен остаться наемным техническим работником, а не хозяином своего производства. Хозяевами и менеджерами будут финансисты-юристы. А с них какой спрос? Бухгалтерская документация составлена без ошибок, ракеты застрахованы – и все, ответственных нет. Вернее, их всегда найдут среди тех, кто гайки крутит.
Да, конечно, главу Роскосмоса могут снять, а могут и оставить. От него мало что зависит. Падение «Протона-М» показало, что кризис отечественной промышленности – это не разруха отечественных технологий, а разруха в головах всей управленческой элиты, потеря ориентиров, потеря, извините за высокопарность, чувства Родины.
Им говорили: нельзя реформировать медицину по плану менеджеров в белых халатах. Они реформировали, и что получили?
Им говорили: нельзя реформировать Вооруженные силы по затее гражданских менеджеров. Реформы, наоборот, ускорились. Что получили?
Им говорят: не трогайте Российскую академию наук. Нет, они продолжат ее «оптимизацию». Что получим – будущее покажет. Можно не гадать – потерю почти всех академических школ и наукоградов.
Останется одно «Сколково», где успешные менеджеры от науки успешно осваивают миллиарды бюджетных денег, а дороги на территории этого «иннограда» размываются и расползаются почти сразу после их торжественной сдачи в эксплуатацию.
Дороги – это простой образ того, что путь, проложенный нашим менеджментом в любом направлении ненадежен и хлипок.
«Протон» и «Союз», созданные в СССР, тянули и пока еще тянут в космос спутники и людей, как могут - из последних сил. Но время усталости, видимо, наступило. Можно мечтать об освоении Луны и полетах на Марс. Мечтать не вредно. Один вопрос: кто из мечтателей проектировать и строить ракеты будет? Вернуться назад |