Испытания компонентов Orion показывают недоработки
Александр Березин
Orion, частично многоразовый пилотируемый космический корабль, разрабатываемый НАСА на замену шаттлам, прошёл очередное этапное испытание: макет его командно-аппаратной капсулы был сброшен при помощи парашютной системы с высоты в 7,5 км на полигоне Юма (США):
Массогабаритный макет (9 525 кг) присутствовал на испытаниях на вторых ролях: главным для Orion была именно парашютная система. В отличие от шаттлов, новый пилотируемый «челнок» будет входить в атмосферу на заметно большей скорости, поэтому его спуск в огромной степени должен полагаться именно на парашюты. Сейчас система включает в себя три основных парашюта, каждый по 36 м, и два вытяжных (они же выполняют функции стабилизирующих), по 7 м.
Хотя в этот раз всё прошло гладко, а испытания на возможный отказ одного из парашютов показали, что, как и задумано, для безопасного возвращения спускаемого аппарата на Землю хватит двух основных и одного вытяжного парашюта, перед кораблём для 4–6 космонавтов стоят не менее серьёзные проблемы.
Во время недавних испытаний на герметичность кормовая переборка нижней части Orion дала трещину, точнее — три трещины. Конечно, «трещины не прошли оболочку герметизированной части капсулы насквозь», подчеркнул Брэнди Дин (Brandi Dean), официальный представитель НАСА. Но случилось это «при 1,47 атм, в то время как давление во время испытаний должно было достигнуть 1,61 атм», поэтому пока можно только догадываться, что будет с обшивкой при полномасштабных испытаниях.
Три трещины на кормовой переборке аппарата (здесь и ниже иллюстрации Ken Kremer / NASA).
Проблемы с прочностью и герметичностью корпуса — одни из самых сложных для многоразовых компонентов космических кораблей, каковым предполагается сделать командно-агрегатную капсулу Orion. Они должны выдержать многократное пребывание в космосе, а тут всего лишь первичное испытание... Трещины возникли на алюминиевых рёбрах задней переборки, то есть не на «маловажном компоненте». Причины случившегося выясняются. Среди возможных «виновников» упоминаются усталость металла и «производственные дефекты». А может быть, это некие системные проблемы, не выявленные ранее? Над этим тоже предстоит подумать.
Капсула Orion EFT-1 на сборочном стенде.
А время поджимает: уже в январе должна начаться сборка тепловой защиты космического корабля. В феврале он будет собран в единое целое, а в марте стартуют первые испытания его систем. Затем (пока говорится о 2014 годе) состоится испытательный полёт при помощи паллиатива — версии ракеты Delta IV Heavy с двигателями Pratt&Whitney Rocketdyne RS-68A, наиболее мощного из американских носителей такого рода, использовавшихся в середине 2012 года для вывода в космос (пуск NROL-15) так называемого сверхсекретного тяжёлого спутника USA-237, который принадлежит Национальному управлению военно-космической разведки США (в рамках программы «Ментор») и «работает» на радиоэлектронную разведку (в том числе перехват телеметрии испытаний российских баллистических ракет) на геостационарной орбите.
Впрочем, несмотря на использование тяжёлой версии носителя, для полноценной эксплуатации потребуется разрабатываемый сейчас Space Launch System. Учитывая, что и с его созданием в последнее время возникли некоторые проблемы, а испытания перспективных систем SpaceX идут полным ходом, к 2016–17 годам может сложиться парадоксальная ситуация: корабль НАСА-разработки не готов, а его «сверстник», созданный частной компанией, напротив, уже может летать.