ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Дмитрий Рогозин: «Россия должна сформулировать, что она хочет от космоса»

Дмитрий Рогозин: «Россия должна сформулировать, что она хочет от космоса»


30-11-2012, 14:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Дмитрий Рогозин: «Россия должна сформулировать, что она хочет от космоса»

 

Автор: Афанасьев И.


Серия неудач последних двух лет вынудила руководство страны заострить внимание на проблемах российской космонавтики в целом и ракетно-космической промышленности в частности. Ситуация была признана «системным кризисом». И хотя этот термин иногда трактуется излишне расширенно, аномальное положение дел налицо.

«Разбор полетов» ускорила августовская авария РБ «Бриз-М». Настала пора принимать конкретные меры. Вопросы обеспечения качества и надежности космической техники рассматривались 10 сентября на специальном совещании под председательством премьер-министра Д.А.Медведева в присутствии министра экономического развития А.Р.Белоусова, министра финансов А.Г.Силуанова, министра промышленности и торговли Д.В.Мантурова, вице-премьера Д.О.Рогозина и главы Роскосмоса В.А.Поповкина.

Дмитрий Анатольевич заявил, что за последние пять лет финансирование отрасли было увеличено в три раза… «Это, что называется, медицинский факт, и это хорошо, – отметил председатель Правительства РФ. – В то же время за 1.5 года (имеются в виду 2011–2012 гг.) мы получили шесть аварийных пусков, и это никуда не годится, что бы там ни приводили в качестве причин, уважительных аргументов. Ни в одной из ведущих космических держав такого количества неудачных пусков не было. В ближайшие годы, напомню, в развитие ракетно-космической техники планируется вложить приблизительно 670 млрд руб. Деньги большие – нельзя допустить, чтобы значительная часть из них была выброшена на ветер в прямом смысле этого слова…»

По его словам, последние провалы в космосе связаны, прежде всего, с недостаточным контролем качества продукции и недостаточной ответственностью людей на конкретных участках производства… «Полагаю, – сказал премьер-министр, – что справедливой будет другая постановка вопроса: ответственность должна распространяться на весь коллектив. Иными словами, если перевести в юридическую плоскость, речь идет об имущественной ответственности юридического лица за ненадлежащее качество продукции».

«Все, что связано с космосом, мы традиционно делали качественнее других, поэтому ракетно-космическая отрасль, вне всякого сомнения, будет оставаться нашим конкурентным преимуществом, которое необходимо развивать, поддерживать, вкладывать туда деньги», – подчеркнул Д.А.Медведев. Он предложил руководителям предприятий вносить предложения по улучшению организации отрасли, в том числе касающиеся оптимизации всей ее работы.

«По итогам совещания у премьера приняты важные решения по управлению качеством продукции отрасли, дано поручение совместно с независимыми экспертами правительства в течение двух месяцев разработать и представить руководству страны предложения по архитектуре управления космической отраслью, включая организационно-правовой статус самого Федерального космического агентства», – заявил Дмитрий Рогозин.

Среди основных причин кризиса в отрасли (да и в космонавтике в целом) вице-премьер назвал отсутствие четкой стратегии космической деятельности, старение основных фондов предприятий, устарелость системы контроля качества и ошибки в ее модернизации, а также утрату кадрового потенциала, которая выражается не только в вымывании квалифицированных кадров и их старении, но и все чаще в разгильдяйстве и безответственном отношении к делу.

По его замыслу, кадровую проблему надо решать одной из первых. «Должна быть переаттестация руководящих работников, я сам лично буду ее проводить, и мы будем вводить конкурсность при назначении директоров на предприятия», – заверил Дмитрий Олегович, отметив, что «субъективный фактор при назначении директоров предприятий приводит к «старению» космической отрасли и снижению уровня ответственности ее работников…» Д.О.Рогозин сообщил: «Принято решение о том, что в ближайшие два месяца вместе с экспертным советом правительства РФ будет сформулирована новая конструкция управляемости отрасли… Надеюсь, наши эксперты посмотрят на проблемы свежим взглядом, составят рекомендации, на основе которых и будет принято взвешенное и свободное от чиновничьего лоббизма решение».

Вице-премьер отметил, что ракетно-космическая промышленность России не загружена и ей необходима очень глубокая реформа. «Отрасль переразмерена. В нашей стране несколько крупных концернов, которые параллельно производят схожую продукцию – системы управления, выведения, спутники, двигатели. И мы внутри страны сами не можем дозагрузить космическую промышленность – она наполовину примерно загружена, и качество контролировать также не можем, при такой широкой номенклатуре производимой продукции контролировать все невозможно», – сказал Д.О.Рогозин.

В качестве примера низкой загрузки предприятий отрасли он привел ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, площадь которого только в Москве составляет 125 га. «И это почти в центре города, где земля бесценна! По территории предприятия между цехами курсируют автобусы», – заметил вице-премьер.

Глава Роскосмоса В.А.Поповкин сообщил, что в скором времени ведомство закончит подготовку предложений по изменению системы управления ракетно-космической отраслью, а также проведет реструктуризацию предприятий, входящих в эту сферу. Давно назревшая реформа отрасли должна обеспечить смену интеграции со структурной на системную, приводящую к отраслевой консолидации производственно-финансовых, управленческих активов, но не уничтожая экономических интересов каждого участника объединения. Напомним, руководитель Федерального космического агентства видит оптимальную структуру в форме госкорпорации.

«Прошло то время, когда мы могли причислять себя к тем, кто живет в космической державе, у которой был первый спутник, первый космонавт в околоземном пространстве, мы добивались больших успехов», – сказал на следующий день вице-премьер (в интервью «Российской газете»), отметив, что лишь борьбой за качество возникшие проблемы не решить, поскольку «главная задача сейчас одна: Россия должна наконец сформулировать, что она хочет от космоса, определить свои стратегические цели». В качестве примера такой стратегической сверхзадачи Дмитрий Олегович привел идею создания лунной базы. По его мнению, «в космической деятельности есть большое соревнование между странами, и поэтому должна быть большая сверхцель, которая потянет за собой науку, промышленность и позволит стране вырваться из того плена проблем, в которых мы находимся 20 лет».

«Если не принять экстренных мер в отрасли, мы станем неконкурентоспособными в ближайшие три-четыре года», – сказал руководитель Роскосмоса, выступая 28 сентября с лекцией перед студентами технических вузов. Такое положение дел В.А.Поповкин связал с переразмеренностью предприятий ракетно-космической промышленности и низкой производительностью труда работников отрасли. Он сообщил, что производительность труда в расчете на человека в год в российской отрасли – примерно миллион рублей, что в два-четыре раза ниже аналогичных показателей ведущих стран. В результате по мере роста цен на сырье и электроэнергию российские спутники могут стать неконкурентоспособными.

«У нас уже есть аппараты, которые мы закладываем. Если ничего не изменить, то их стоимость в 2015 г. сделает их никому не нужными, поскольку в полтора-два раза дешевле будет купить на Западе», – сказал он.

По его мнению, если ничего не менять, потребители могут отказаться и от работы с российской спутниковой группировкой: покупать аналогичные услуги (спутниковые снимки, аренда канала связи) на Западе будет в полтора-два раза дешевле.

В.А.Поповкин, также как и Д.О.Рогозин, считает важной задачей оптимизацию отрасли: необходимо сократить число работающих – иначе нельзя будет серьезно увеличить загрузку предприятий и производительность труда. Руководитель Федерального космического агентства связывает оптимизацию с созданием на базе Роскосмоса новой госкорпорации: «Мое мнение... надо концентрироваться и создавать корпорацию. Аварии – лакмусовая бумажка [ситуации в отрасли], но причины гораздо глубже и важнее». Он напомнил, что проект основ политики России в области космической деятельности до 2030 г. и на перспективу уже находится на заключительной стадии согласования в правительстве РФ, и особо отметил, что при подготовке этого документа были учтены предложения фонда «Сколково». По его мнению, «главная цель политики... преобразование структуры отрасли и создание условий для эффективной научно-технической политики, а также модернизация самой промышленности и создание нового качества, чтобы она была конкурентоспособна с корпорациями на мировом рынке».
Госкопорация, по мнению В.А.Поповкина, должна создаваться на ограниченный срок – несколько лет. Затем, после исполнения своих задач, она должна быть реорганизована, в том числе и с использованием механизма приватизации.

Говоря о реформе отрасли, Владимир Александрович отметил, что преобразование Роскосмоса в холдинговую структуру позволит сделать оптимальной численность промышленности. «Если сегодня там 240 с лишним (тысяч) человек, то, по нашим расчетам, максимальное количество людей, которое должно быть занято в промышленности, это 150–170 тысяч человек», – сказал он.

Владимир Александрович затронул широкий круг тем, в частности высказался о конкуренции при создании техники. На вопрос, возможна ли в России бизнес-модель частной компании SpaceX, которая делает и ракеты, и космические корабли, он ответил: «Развитие конкуренции в российской космической отрасли имеет свои границы – возможна конкуренция среди создателей спутников, но создание РН должно быть сосредоточено в одних руках. Я за конкуренцию в рамках создания КА. Я просто сегодня… не вижу у нас основ, чтобы кто-то начинал это делать. Это очень дорогой бизнес, поверьте мне».

По мнению главы Роскосмоса, и в США появление такой компании, как SpaceX – результат случайности. «Просто был администратор NASA – поборник идеи частного бизнеса. Там в конкурс на 200 млн $ ни Boeing, ни Lockheed Martin не собирались ввязываться. Что для них эти деньги? – полагает Владимир Александрович. – Мое глубокое убеждение, что лет через пять SpaceX окажется в собственности либо Boeing, либо Lockheed Martin. Поверьте, так и будет – однозначно».

Тем не менее руководитель Федерального космического агентства считает, что в отечественной отрасли конкуренция должна быть даже в рамках предлагаемой им госкорпорации, хотя и до определенного предела: «Если корпорация будет, она подразумевает создание конкурирующих вещей, конкурирующих школ, без конкуренции нельзя двигаться вообще. Но – до какого-то этапа принятия решения (до момента выбора лучшей технологии)».

С целью повышения эффективности работ В.А.Поповкин не исключает привлечения в космонавтику частного бизнеса, которому предлагается отдать нижние этажи производственных цепочек. «К сожалению, сегодня у нас в отрасли нет такого понятия, как подрядчик. У нас есть только исполнители. Есть необходимое сырье, а дальше все делают сами. Но на данный момент мы должны оптимизировать эту структуру. И мы будем этим заниматься. Необходимо провести выборочную приватизацию», – заявил он.

Предполагается, что частные компании будут по конкурсу получать заказы на изготовление различных элементов и узлов космического оборудования, а Федеральное космическое агентство должно заниматься лишь двумя вещами – запуском РН и подготовкой КА. Все остальное необходимо передать на аутсорсинг, доверить частному бизнесу, так как это более эффективно. В то же время сам Роскосмос как федеральный орган, по мнению Владимира Александровича, будет уходить от создания конечного продукта в секторе услуг. По его словам, сегодня никому не нужен просто снимок из космоса – необходимо понять, что именно есть на этом снимке и как это можно использовать, а это творчество для малого бизнеса. Государству же необходимо сосредоточиться на поддержке и управлении орбитальной группировкой.

Глава Роскосмоса предлагает реализовать в России схему, которая успешно функционирует во всех ведущих западных державах. В Соединенных Штатах космическими разработками занимаются частные научно-производственные компании, а за государством оставлена лишь функция постановки задач и целей, а также эксплуатация космической группировки исследовательского и военного назначения.

Количество отечественных спутников на орбите к 2030 г. должно увеличиться в 2.5 раза – с 71 до 188 КА. В частности, к 2020 г. группировка спутников связи вырастет до 53, а к 2030 г. – до 77 аппаратов. Число спутников ДЗЗ планируется увеличить к 2020 г. до 27, а к 2030 г. – до 34. Система спутниковой навигации к 2020 г. будет включать 30, а к 2030 г. – 36 КА. По словам В.А.Поповкина, необходимо достичь полного паритета российской навигационной системы ГЛОНАСС с американской GPS.

«К 2030 г. мы должны выйти на глобальное предоставление телекоммуникационных и информационных услуг. За эти ближайшие 20 лет необходимо освоить такие новые технологии, как миллиметровые радиолинии, лучевые антенны», – отметил глава Роскосмоса.
«Мы сегодня в полном объеме решаем только две задачи – навигационное обеспечение группировки ГЛОНАСС и связь. Да и то, во многом мы вынуждены использовать каналы Ростелекома. Что касается ДЗЗ, картографии, мы сегодня вынуждены опираться на иностранную орбитальную группировку. Поэтому в основных задачах до 2015 г. обозначено обеспечение всеми этими направлениями так, чтобы была отечественная группировка», – сказал В.А.Поповкин.

По его словам, необходимо наладить серийное производство отечественных спутников связи, ДЗЗ, метеоспутников, для того чтобы восстановить такую группировку, которая позволяла бы в любое время получать необходимую информацию.

«На следующем этапе, после 2015 г., задача – переоснащение ее на группировку мирового уровня, доведение количества спутников до такого состава, который бы обеспечивал решение всего перечня задач отечественных потребителей, а также выход на космический рынок развивающихся стран», – отметил Владимир Александрович.

Он добавил, что выход на рынок развивающихся стран – одна из самых сложных задач. «Нас сегодня не ждут ни в Европе, ни в Америке… Единственный вариант, куда можно пойти, – это развивающиеся рынки. В первую очередь, это африканский континент, потом Южная Америка и Азия. Там у нас есть старые связи, определенное политическое влияние еще со времен Советского Союза», – сказал глава Роскосмоса.

По мнению Владимира Александровича, возможность выполнения пилотируемого полета на Луну должна определяться потребностями. «Нам не нужен еще один шаг человека на Луну, его уже Нил Армстронг сделал. Я считаю, что через 50 лет нет в этом необходимости. Нам надо определяться, и мы с Академией наук сегодня работаем [в этом направлении], – сказал В.А.Поповкин. – Если мы будем создавать на поверхности Луны какие-то радио- или оптические телескопы для исследования нашей галактики и других галактик и если эти телескопы будут нуждаться в обслуживании человеком и в монтаже для работы, тогда, конечно, человек туда должен лететь. Если же просто выйти (на поверхность Луны) и собрать грунт, то мы планируем это сделать другими способами – с помощью луноходов... Это дешевле».

В целом необходимо констатировать, что позиции руководства страны и отрасли по принципиальным вопросам развития космонавтики и ракетно-космической промышленности во многом совпадают. Различия в частностях: например, лететь на Луну в пилотируемом или беспилотном варианте экспедиции. Не вполне очевидна идея госкорпорации, которая призвана «рулить» ракетно-космической отраслью. Она, вероятно, сможет повысить эффективность в отрасли, но не способна заменить полноценное национальное космическое агентство. Но главное – в российской космонавтике началось движение, призванное вытащить ее из застойного болота.
Вице-премьер Д.О.Рогозин, президент РКК "Энергия", генеральный конструктор В.А.Лопота и руководитель Роскосмоса В.А.Поповкин осматривают готовящийся к старту грузовой корабль "Прогресс"


Вернуться назад