ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Во Французской Гвиане (Южная Америка) строят стартовый комплекс под новую модификацию ракеты «Союз-СТ».
Во Французской Гвиане (Южная Америка) строят стартовый комплекс под новую модификацию ракеты «Союз-СТ».5-06-2009, 00:13. Разместил: Редактор Al_Magn |
РОССИЙСКИЙ «СОЮЗ» В ТРОПИЧЕСКОЙ ГВИАНЕ
Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда». Фото Александра ПИМЕНОВА. <!-- Фото -->
В то время, когда на космодроме Плесецк продолжаются летные испытания ракеты-носителя «Союз-2», во Французской Гвиане (Южная Америка) идет полномасштабное строительство стартового комплекса под новую модификацию ракеты «Союз-СТ».
Распределение ролей
Ракета-носитель «Союз-2» будет использоваться для запуска полезных нагрузок из Гвианского космического центра (ГКЦ) в рамках совместного проекта Федерального космического агентства, «ЦСКБ-Прогресс», компаний Starsem, EADS и Arianespace. Проект «Союз» в Гвиане» реализуется на основании межправительственного соглашения между Россией и Францией, подписанного в ноябре 2003 г. Общая стоимость проекта составляет 344 млн. евро. Зоны ответственности строго распределены между его участниками. Российская сторона отвечает за разработку требований к системам комплекса запуска «Союзов» в инфраструктуре космодрома Куру, адаптацию ракеты-носителя «Союз», разгонного блока «Фрегат» и наземного оборудования к запускам в условиях влажного и жаркого климата Французской Гвианы, а также за изготовление, поставку, монтаж и эксплуатацию российского оборудования и компонентов ракетного топлива для разгонного блока «Фрегат» и для носителя «Союз». Французская сторона несет ответственность за проектирование сооружений и технических систем комплекса запуска «Союзов», строительство сооружений комплекса, реконструкцию и дооснащение инфраструктуры космодрома Куру, обеспечение работ российских специалистов, включая предоставление транспорта, электроэнергии, а также заключение контрактов и подготовку зарубежных космических аппаратов, которые будет выводить на орбиту российская ракета. Экваториальное преимущество
Космодром Куру, расположенный между городками Куру и Синнамари на побережье Атлантического океана, предназначен в основном для вывода на орбиты геостационарных спутников. Благодаря расположению ГКЦ в экваториальной области Земли модернизированная российская ракета «Союз-СТ» сможет выводить на орбиты более тяжелые спутники, чем при запусках с космодромов Байконур и Плесецк. Стартовая площадка для запусков «Союзов-СТ» на космодроме Куру во Французской Гвиане расположена идеально с точки зрения баллистики (в точке с координатами 5 градусов северной широты и 52 градуса западной долготы), недалеко от французской площадки, предназначенной для запусков европейских носителей «Ариан». «Семерка» на экспорт
Наша справка. Ракета-носитель «Союз-СТ» разрабатывается на базе ракеты «Союз-2», которая является модификацией ракеты Р-7, созданной еще в 60-х годах ХХ века. Предназначена для обеспечения коммерческих запусков космических аппаратов с космодрома Куру. «Союз-СТ» адаптируется к требованиям Гвианского космического центра в части безопасности (прием телекоманд с Земли на прекращение полета), системы телеизмерений (передатчики, работающие в дециметровом диапазоне с европейской структурой кадра телеметрии) и условий эксплуатации (повышенная влажность, морская транспортировка и другие). Ракета-носитель «Союз-СТ» оснащается соответствующим международным требованиям головным обтекателем типа СТ, что в сочетании с использованием разгонного блока «Фрегат» обеспечит выведение на орбиту самого широкого спектра полезных нагрузок. Первые две ракеты практически готовы, их отправка во Французскую Гвиану запланирована на сентябрь 2009 г. «Союз-2». Соблюдены и все технологические операции, связанные с подготовкой ракеты на старте. Однако при сохранении основных конструктивных особенностей на стартовом и техническом комплексах да и на самой ракете. «Союз-СТ» были использованы новые элементная база, комплектующие и металлы, соответствующие тропическому климату. Организация строительства отечественных стартов отличается от европейской практики. В связи с этим процедура согласования проекта с подробным размещением российского и европейского оборудования в помещениях и сооружениях была более длительной. Во-вторых, новой для российских специалистов стала процедура рассмотрения конструкторской документации с привлечением независимых европейских экспертов на предмет выполнения требований безопасности, в ходе которой они вынуждены были провести доработки действующих агрегатов и систем. В-третьих, в отличие от российской традиционной схемы, когда после монтажных работ на космодромах проводятся автономные и комплексные испытания оборудования, на европейских космодромах проводятся еще приемочные и квалификационные испытания, по результатам которых выдается сертификат о соответствии оборудования европейским требованиям. - Для Гвианского космического центра нами были разработаны и принципиально новые системы. Так, впервые для подготовки российской ракеты-носителя среднего класса на европейском старте будет использована мобильная башня обслуживания, – рассказал «Красной звезде» главный конструктор стартового комплекса по проекту «Союз» в Гвиане» Анатолий Баранов. – Во-первых, она обеспечивает установку головной части (полезную нагрузку и разгонного блока «Фрегат» под головным обтекателем) на третью ступень вертикально установленной ракеты-носителя. Во-вторых, защиту ракеты во время тропических дождей и служит ей своеобразной крышей. В-третьих, комфортную работу боевого расчета на агрегатах старта. В-четвертых, в процессе заправки не допускает нагрева ракеты прямыми солнечными лучами. Как рассказал Анатолий Николаевич, впервые сборка ракеты будет происходить на старте. Подобные технологии на «семерках» не применялись. Поэтому при разработке и создании систем российские специалисты вынуждены были изучить огромное количество нормативной европейской документации и провести дополнительные изменения в конструкции агрегатов и систем. Как пример, работа агрегатов заправки керосином блоков ракет-носителей будет проводиться в автоматическом режиме, чего на российских стартах нет. Так сложилось, что на российских космодромах строительство стартовых сооружений модернизировалось по мере усложнения ракеты-носителя: к нему добавлялись необходимые сооружения для размещения дополнительного оборудования. Поэтому обслуживание систем, расположенных в разных сооружениях и помещениях, усложняло процесс подготовки к пуску. В отличие от российского старт на Куру получился достаточно компактным, с небольшим количеством технологических сооружений, позволяющим комфортно работать боевому расчету в количестве всего 90 человек (в отличие от российских 300 номеров боевого расчета). Кроме того, в этом стартовом сооружении заложено очень много резервных возможностей, что при необходимости позволит без особых строительных затрат его модернизировать. - Но это «удобство» не связано с тем, что мы выполняем старт в «экспортном» варианте, – добавил Баранов. – Просто, когда начинаешь создавать что-то новое, всегда стремишься учитывать опыт предшественников. Да и потом, мы не можем в XXI веке использовать конструкторские принципы прошлого века. Если в нашем государстве возникнет возможность создавать новые старты, а не модернизировать уже имеющиеся, мы, несомненно, создадим такой старт, который бы по своему удобству и безопасности не отличался от европейского. Начиная с июля 2008 г. в Гвиану отправились сразу несколько команд российских специалистов из Роскосмоса, Конструкторского бюро общего машиностроения (КБОМ), «ЦСКБ-Прогресс», корпорации Монтажспецстрой, которые работают вахтовым методом по 3–9 месяцев в зависимости от специализации. В настоящее время в ГКЦ трудятся более 100 российских специалистов. В составе боевых расчетов и бывшие военнослужащие Космических войск, которые служили в свое время на космодромах Плесецк и Байконур. Среди них подполковник запаса Александр Пименов – больше 20 лет отдал он космодрому Плесецк. С 2002 г. он принимал участие в модернизации стартового и технического комплексов ракеты-носителя «Союз-2», а сейчас исполняет обязанности технического руководителя, помощника генерального конструктора КБОМ по созданию стартового комплекса «Союз-СТ». - Сложность заключается в том, что ГКЦ находится в 500 км от экватора. Это значит, что в своей работе мы постоянно должны делать поправку на экваториальный климат: высокую температуру, которая достигает 34 градусов, и влажность 90% и более. Это приходится учитывать и в мелочах – даже винты и гайки должны быть в «тропическом» исполнении. Например, покраску оборудования можно проводить только по специальной технологии и специальными красящими веществами, – рассказал Александр Пименов. – Кроме того, нельзя забывать, что в Южной Америке все имеет «зубы»: листья, деревья, трава, не говоря уже о различных тропических животных. Укусы их могут вывести из строя любого специалиста на неопределенное время. Особенности привносит и русско-французский перевод во время общения с нашими европейскими партнерами. ...Кроме тех средств, которые предполагает контракт с европейской стороной, участие нашей страны в проекте «Союз» в Гвиане» можно расценивать и как обретение огромного практического опыта по созданию старта в экваториальных условиях. Российские специалисты, которые доведут стартовый и технический комплекс до летных испытаний с ракетой, смогут работать в любых климатических условиях. А те навыки, которые они обрели на стадиях проектирования, разработки, создания и монтажа технологического оборудования для ракеты «Союз-СТ», обязательно будут применены и в период создания новых российских стартов, в том числе и на космодроме Восточный. На снимке: инфраструктура стартового комплекса на космодроме Куру. За свою почти 50-летнюю историю и более чем 1.700 пусков наша «семерочка» зарекомендовала себя отлично. Отечественная «семерка» являет собой классический образец надежного комплекса, не превзойденного на сегодняшний день в мире. Поэтому основным условием контракта с европейской стороной было сохранение российских технологий, применяемых для подготовки и старта ракеты. Вернуться назад |