ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Lynx Mark I, возможно, полетит в космос в 2013 году

Lynx Mark I, возможно, полетит в космос в 2013 году


15-05-2012, 16:07. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Lynx Mark I, возможно, полетит в космос в 2013 году

Александр Березин

На майской выставке Spacecraft Technology Expo был представлен очередной макет космосамолёта Lynx Mark I разработки XCOR Aerospace. Вместе с его появлением компания сделала ряд заявлений, касающихся ближайшего будущего разработки и своих планов по налаживанию космического туризма.

О начале проекта Lynx американская компания XCOR Aerospace заявила четыре года назад. Оптимизма — и это ещё мягко говоря — её руководству было не занимать. CEO Джефф Гризон тогда зачем-то сказал, что первый полёт может состояться через два года. Да, эскизы Lynx были готовы уже в 2008 году, но дистанция от них до космоплана, готового к старту, чуть-чуть больше, не так ли?

На Spacecraft Technology Expo г-н Гризон выступил со списком модификаций, предпринятых его командой по мере продвижения проекта. Бумага внушительная, и это скорее хорошо. Баки с жидким кислородом, расположенные между фюзеляжем и крылом, решено закрыть обтекателями, носовой обтекатель был значительно уширен, центропланные части крыла сделаны более выступающими... Словом, орбитальный самолёт ещё больше приблизился к интегральной аэродинамической схеме.

Lynx Mark I прошёл три продувки в разноскоростных аэродинамических трубах, и, естественно, его форма в результате серьёзно изменилась. (Здесь и ниже фото XCOR Aerospace.)
Lynx Mark I прошёл три продувки в разноскоростных аэродинамических трубах, и, естественно, его форма в результате серьёзно изменилась. (Здесь и ниже фото XCOR Aerospace.)

По итогам продувок в аэродинамической трубе Исследовательской лаборатории ВВС США в Дейтоне, принято решение о значительном развитии законцовок крыла, придающих новому Lynx его столь необычный вид. В то же время большинство основных параметров оставлены без изменений. Lynx Mark I — это по-прежнему орбитальный самолёт с углепластиковым корпусом, высоким аэродинамическим качеством, четырьмя ракетными двигателями на жидком кислороде/керосине. Алюминиевые сопла (концепция несколько необычная для многоразового корабля, предназначенного для полётов космос), по словам Джеффа Гризона, подтвердили свою живучесть во время стендовых испытаний двигателей XR-5K18 (с поршневыми насосами).

Основным предназначением Lynx Mark I, по г-ну Гризону, будет туризм: что-то вроде аттракционов в ЦПКиО, но для больших, а главное, обеспеченных мальчиков. Взлетая горизонтально с обычного аэродрома, машина будет набирать высоту до 42 км, поддерживая умеренную скорость в M2. Затем двигатели отключатся, но Lynx Mark I по инерции «подскочит» ещё на 19 км. На самом пике доступного кораблю диапазона высот он испытает примерно четырёхминутную невесомость, после чего вновь войдёт в атмосферу и, планируя, сядет на аэродром. Весь полёт, предположительно, займёт не более получаса. При этом ракетоплан задуман буквально для конвейерной работы: четыре полёта в день, после каждых 40 вылетов (10 дней полётов) — ТО.

Первые кислородно-керосиновые ракетные двигатели XCOR компания Aerospace начала испытывать ещё 9 лет назад. Сейчас XR-5K18 близки к лучшим показателям в своём классе.
Первые кислородно-керосиновые ракетные двигатели XCOR компания Aerospace начала испытывать ещё 9 лет назад. Сейчас XR-5K18 близки к лучшим показателям в своём классе.

Преимуществ — с точки зрения космического туризма — у аппарата много, Главное: он не очень быстр, причём как на подъёме, так и на спуске, что позволяет сделать теплозащитную оболочку надёжной (ибо тепловое воздействие мало), но при этом не одноразовой, как у SpaceX Dragon.

Учитывая, что стоимость двухместного орбитального самолёта, по обещаниям компании, не превысит $10 млн, с четырьмя полётами в день аппарат быстро окупится. После чего будут созданы более амбициозные Lynx Mark II и III, с высотой орбитального полёта в 100 км и более и с платной нагрузкой до 650 кг.

Сейчас постройка головного Lynx Mark I идёт полным ходом. Первые испытания на сверхзвуковых скоростях в атмосфере намечены на нынешний декабрь, а первый космический полёт — на 2013 год.

Подготовлено по материалам Aviation Week.


Вернуться назад