» » » К Земле летит второй Тунгусский метеорит

К Земле летит второй Тунгусский метеорит

3-03-2009, 09:24 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (3) | просмотров: (15 109)

К Земле со скоростью около 8 км/с приближается астероид размером чуть меньше Тунгусского метеорита. Энергия движения открытого три дня назад 2009DD45 – примерно 1 мегатонна тротила. В 16.44 мск астероид пролетит в 65 тысячах километров над Западной Полинезией. В России его лучше наблюдать из Владивостока.

После столкновения с небольшим астероидом 2008 TC3 в октябре прошлого года могло показаться, что опасаться таких событий не стоит. Астероид разрушился высоко в атмосфере, где-то над границей между Суданом и Египтом, и потребовалось немало усилий, чтобы заметить следы этого столкновения, а потом и найти осколки врезавшегося в Землю небесного тела. Чего ж тут бояться.

Однако над Суданом разрушилось рыхлое небесное тело поперечником всего в несколько метров, а полная энергия, выделившаяся при его торможении, едва ли превышала 1 килотонну в тротиловом эквиваленте – в десятки раз меньше «малыша», сброшенного на Хиросиму 6 августа 1945 года.

В эти часы к нам со скоростью около 8 км/c приближается астероид 2009 DD45 – тело размером в 30–40 метров. Энергия его движения – около мегатонны в тротиловом эквиваленте.

К счастью, на этот раз Землю минует необходимость принять эту энергию на себя – астероид унесет ее с собой, «просвистев» примерно в 65 тысячах километров от нашей планеты. Это примерно в 6 раз ближе, чем Луна, но все-таки вдвое дальше, чем орбиты геостационарных спутников. Бояться нечего.

Открыли 2009 DD45 всего три дня назад – в ночь на пятницу астроном Роберт Макнот разглядел быстро перемещающуюся точку на фотоснимках, полученных с помощью полуметрового телескопа системы Шмидта на австралийской обсерватории Сайдинг-Спрингс. Уже по первым наблюдениям стало ясно, что это один из потенциально опасных астероидов, сближающихся с Землей. Его орбита, наклоненная к земной (эклиптике) на 13 градусов, простирается за орбиту Марса и лишь крохотным сектором входит внутрь орбиты Земли. Астероид пройдет перигелий (ближайшую к Солнцу точку орбиты) в пятницу вечером.

Максимальное же сближение с Землей намечено на понедельник в 16.44 по московскому времени. В этот момент астероид будет находиться над Полинезией, чуть западнее Таити, так что наблюдать его лучше из той же Австралии, где он был открыт, с Гавайев, из Китая или Японии. В нашей стране астероид лучше всего будет видно из Владивостока и с Сахалина. Эфемериды и поисковую карту для астероида при наблюдениях из Владивостока и из некоторых других российский городов можно найти на информационном сайте публичной обсерватории Ка-Дар.

По словам сотрудника обсерватории, российского астронома Станислава Короткого, важно использовать эфемериды для конкретного города.

Астероид проходит очень близко к Земле, и направление на него зависит от того, с какой стороны мы смотрим. В зависимости от положения наблюдателя на ее поверхности он может «гулять» по небу на 5–6 градусов в ту или иную сторону.

В момент максимального сближения 2009 DD45 будет казаться звездочкой примерно 10,5 звездной величины, так что для его наблюдений нужен достаточно крупный бинокль, с диаметром объективов минимум в 5–6 см. Телескоп тоже подошел бы, да только скорость движения астероида – половина угловой минуты в секунду, так что угловой диаметр Луны он будет пересекать за минуту; у большинства телескопов относительно небольшие поля зрения, и отыскать астероид будет нелегко.

После пролета 2009 DD45 займет 10-ю строчку рейтинга астероидов, ближе других подходивших к нашей планете на глазах астрономов.

Однако предшествующие ему 9 строчек – в основном совсем мелкие тела, вроде октябрьского 2008 TC3. За все время наблюдений лишь один астероид сходных размеров – 2004 FH подходил к Земле ближе. В марте 2004 года он пролетел примерно в 42 тысячах километров от поверхности планеты (в таблице приведено расстояние от центра Земли).

1. » #3 написал: VP (5 марта 2009 14:01)

Спасать землю? Приказа не было!” alt

altaltalt
    alt
    “МК” выяснил, почему наши военные проспали падение астероида

АЛЕКСАНДР КОБЗЕВ

Вспомните, чем вы были заняты в понедельник в 16.44 по московскому времени? Получали выговор в кабинете начальника? Готовили семейный ужин? Запомните эти моменты — они могли стать для вас последними благодаря внезапному падению астероида. Камушек 2009 DD45 пролетел всего в 65—70 тыс. километров от Земли. По горячим следам “МК” выяснил, как отреагировали на нежданный визит ученые и военные. Есть ли у землян шанс спастись от прямого попадания такого “шара” в следующий раз?

Астероид был обнаружен 28 февраля этого года астрономом Робертом Макнотом из обсерватории Сайдинг-Спрингс в Австралии. Несмотря на то что на снимках визитер выглядел едва различимой точкой, ученым удалось оперативно рассчитать его размер — от 20 до 50 метров в поперечнике (для сравнения: размер Тунгусского метеорита составлял около 30 метров). Кроме Макнота “камушек” зафиксировали еще 26 астрономов, имевших возможность наблюдать небосвод над акваторией Тихого океана. Высчитанная ими траектория поразила — по космическим меркам она почти пересекалась с маршрутом нашей планеты. Ведь что такое 65 тыс. км? 1/5 расстояния до Луны. В конце концов наши спутники летают на расстоянии 36—40 тыс.км.

Ну а что было бы, опустись небесное тело на 25—20 тыс. км ниже? Ведь скорость движения астероида в тот момент, когда он находился на минимальном расстоянии от Земли, равнялась 20 км/с, а энергия движения составляла около одной мегатонны в тротиловом эквиваленте! Смогли бы наземные службы вовремя отбить удар? С таким вопросом мы обратились к генеральному директору Центра галактической защиты при одном из российских научных центров Анатолию Зайцеву.

— Даже если бы узнали за двое суток, что астероид упадет на Землю, ничего не успели бы сделать, — говорит ученый. — Во-первых, ни у одной страны нет необходимой для этого системы обороны. Все, чем занимаемся мы и американцы, — лишь теоретические выкладки, которые в лучшем случае заканчиваются научными экспериментами. А зачастую из-за отсутствия должного финансирования не доходит дело и до них. Во-вторых, за двое суток очень сложно определить место падения неизвестного ранее объекта. В каком городе мира объявлять тревогу? Разброс астероидов размером с Тунгуску может составлять тысячи километров.

Может ли спасти от астероида армия? Увы… Как пояснил “МК” источник в военных кругах, перед ними не поставлено такой задачи. В нашей стране все подобные объекты должны отслеживать ученые Российской академии наук. Вот если бы они заметили опасный объект и доложили о нем высшему военному руководству, то оно, возможно, и дало бы потом приказ на уничтожение. А пока приказа нет — военным на астероиды наплевать.

Итак, напугавший нас астероид улетел, но… обещал вернуться. Через полтора года. И сейчас никто из ученых не может сказать точно, на каком расстоянии он пролетит от нас в следующий раз. Кстати, всего астрономы зарегистрировали около 6100 небесных объектов, которые в любой момент могут стать нашей общей большой проблемой.

Наиболее подходящая система быстрого реагирования на астероиды, подобные 2009 DD45, могла бы давно быть у России и Украины. Ведь только нашим кораблям “Зениту” и “Днепру” требуется на подготовку всего по 1,5 часа.

2. » #2 написал: Сеятель (5 марта 2009 13:46)

"Приятно" осознавать, что его только совсем недавно увидели.
    Или видели и раньше, но молчали?
    И вообще, что-то много всякого с неба стало падать...

3. » #1 написал: VP (3 марта 2009 18:01)

Над Землей пронесся астероид размером с Тунгусский метеорит

alt
    Мимо Земли в понедельник пролетел астероид, схожий по размерам со знаменитым Тунгусским метеоритом. Возможные последствия в результате воздействия астероида на земные объекты пока не известны, пишет InoPressa.ru со ссылкой на журнал New Scientist.

Первыми о приближающемся к Земле космическом объекте сообщили в субботу члены обсерватории Siding Spring Survey, расположенной в Австралии, пишет издание.

Астероид получил название 2008 DD45. Он пронесся на расстоянии всего в 72 тысячи километров от поверхности планеты.

"Это меньше пятой части расстояния до Луны и всего в два раза больше расстояния до геосинхронных спутников", - отмечает автор статьи Рэчел Кортленд.

Если судить по яркости небесного тела, размер астероида равен от 20 до 50 метров в поперечнике, полагает представитель Центра малых планет Международного астрономического союза Тимоти Спар.

Напомним, Тунгусский метеорит упал на Землю в 1908 году. Это произошло в Сибири в районе реки Подкаменная Тунгуска. Для сравнения, его размер составлял 30 метров, указывает издание. Однако последовавший за столкновением взрыв уничтожил две тысячи квадратных километров таежного леса. (NEWSru.com)