» » » Астрономы составили рейтинг самых цитируемых обсерваторий

Астрономы составили рейтинг самых цитируемых обсерваторий

2-02-2009, 14:10 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 695)

Два астронома из США и Канады решили построить по ранжиру всю наблюдательную астрономию. А точнее не астрономию, а обсерватории. Но их рейтинг не связан со стоимостью устройства и даже с количеством статей, публикуемых по данным той или иной обсерватории.

Как считали

Ученые Хуан Мадрид (Juan P. Madrid) из университета Макмастера в канадском Гамильтоне (McMaster University) и Дуккио Мачетто (F. Duccio Macchetto) из Института космического телескопа (Space Telescope Science Institute) в Балтиморе решили выяснить, какая из обсерваторий обладает наибольшим импакт-фактором, то есть данные которой чаще всего цитируются астрономами. Их работа размером чуть больше страницы опубликована на электронном архиве препринтов ArXiv.Org и доступна всем желающим.

Конечно, любая методика, использованная для данной цели, будет немедленно подвергнута критике, но какую-то картину даст. Авторы не мудрствуя лукаво взяли за основу базу данных астрономических статей SAO/NASA Astrophysics Data System (ADS) и просто «вытащили» оттуда 200 самых цитируемых статей за 2006 год. С одной стороны – капля в море, но с другой, как пишет в своих обзорах Astro-Ph  астроном из ГАИШ Сергей Попов, это почти 10% всех цитирований за год вообще.

Затем авторы отсеяли чисто теоретические работы, не опирающиеся на наблюдения телескопов. А потом просто подсчитали, данные какой обсерватории сколько раз цитируются. Результаты, прямо скажем, несколько обескураживают тех, кто следит за новостями астрономии по СМИ.

Что получилось

Первое место – 1892 цитаты (14,3%) заняла обсерватория SDSS с 2,5−метровым наземным телескопом. Эта обсерватория, основанная благотворительным фондом Альфреда Слоуна, занимается цифровым обзором неба, нанося на карту объекты до 23 звездной величины. Работа рутинная, но позволившая другим астрономам сделать на базе общедоступных данных обзора массу открытий.

Второе место занял космический телескоп. Но не знаменитый Hubble, а более узкоспециальный рентгеновский телескоп NASA Swift, открывший новую эру наблюдения гамма-всплесков. Так как астрономия этих явлений очень бурно развивается, на Swift пришлось1523 цитаты (11,5%).

Следующей, наконец, идет самая старая из «великих обсерваторий» NASA и, пожалуй, самая дорогая космическая беспилотная научная миссия. Космический телескоп Hubble, который весной нынешнего года снова будут ремонтировать. — третий. 1078 цитат, 8,2% от общего числа.

Четвертое место за «землянами». Исследователи отдали его Южной европейской обсерватории в Чили (ESO) – всей сразу. Разумеется, львиная доля из всего массива в 813 цитат – за «Очень большим телескопом» (VLT), системой из четырех 8,2−метровых рефлекторов с системой адаптивной оптики. Мощнейший наземный оптический инструмент собрал 6,1% всех упоминаний.

Земляне

VLT (Very Large Telescope)

Один из крупнейших наземных оптических астрономических инструментов.

Он расположен в Чили и принадлежит Южной европейской обсерватории (ESO). VLT состоит из четырех отдельных 8,2−метровых телескопов. Если все телескопы работают синхронно, то мощность VLT можно приравнять к телескопу с зеркалом диаметром в 16 м. Строительство комплекса завершилось 4 сентября 2000 года, когда в строй вошел телескоп Yepun, который строился 15 лет и присоединился к трем другим телескопам — Antu (май 1998 года), Kueyen (март 1999 года) и Melipan (январь 2000 года).

Пятое место — тоже земной «оптический» гигант. В обсерватории Keck телескопов вдвое меньше – всего два, зато крупнейших в мире: диаметр их зеркал – 10 м. Гавайская обсерватория на горе Мауна-Кеа получает 572 цитаты (4,3%).

Шестое место занял «сосед» обсерватории Кека, который тоже работает на горе Мауна-Кеа. 3,6−метровый Канадско-франко-гавайский телескоп (CFHT) по сравнению с гигантами Кека выглядит просто малышом, но 521 цитата (3,9%) говорит о том, что не только в размерах сила.

Седьмое и восьмое место заняли телескопы, которые гораздо чаще, чем Кек и CFHT, попадают в научные новости. Это космические аппараты NASA – инфракрасный Spitzer (469 упоминаний, 3,5%) и рентгеновский Chandra (381 и 2,9%). Девятое место – телескоп не земной и не космический. Проект Balloon Observations of Millimetric Extragalactic Radiation and Geophysics, сокращенно Boomerang, запускается на воздушном шаре в стратосферу (около 40 км) и изучает спектр флуктуаций рентгеновского излучения. В итоге – 376 цитат и 2,8%.

Рентген

Chandra

Телескоп Сhandra выведен в космос NASA 23 июля 1999 года при помощи космического челнока Columbia.

Еще около месяца потребовалось ученым для того, чтобы ввести космический аппарат в режим непрерывной научной работы. Рентгеновская обсерватория, названная в честь выдающегося астронома Чандрасекара, летает на орбите в 200 раз более высокой, чем телескоп Hubble. Высота орбиты – 139 тыс. км. Это около трети расстояния от Земли до Луны. Кроме того, Chandra – крупнейший спутник, запущенный при помощи космических челноков: его длина почти 15 м.

Этот аппарат вошел третьим по счету в четверку «великих обсерваторий» NASA. Первой «великой обсерваторией» стал космический телескоп Hubble, наблюдающий небо в оптическом диапазоне и запущенный в 1990−м. Годом позже стартовала миссия CGRO, или телескоп имени Комптона, изучающая гамма-вселенную. Затем последовал Chandrа, а замкнул «великолепную четверку» самых дорогих и амбициозных орбитальных телескопов инфракрасный Spitzer, запущенный в 2003 году. Следует отметить, что помимо 17−тонного СGRO, сведенного с орбиты в 2000 году, все остальные «великие» по-прежнему в строю.

Свое название телескоп получил в честь Субраманьяна Чандрасекара, американского астрофизика индийского происхождения, нобелевского лауреата 1983 года. Чандрасекар доказал существование предельной массы у белых карликов (предел Чандрасекара). Звезды, масса которых превышает предел Чандрасекара, минуют стадию белого карлика, продолжают сжиматься и сбрасывают газовую оболочку с образованием нейтронной звезды. Позднее создал полную теорию эволюции массивных звезд.

Chandra совершил уже немало открытий. Так, на Юпитере он нашел источник пульсирующего рентгеновского излучения (названный Большим рентгеновским пятном), природа которого пока остается тайной для ученых. В галактике NGC 6240 он разглядел два активных ядра, каждое из которых оказалось самостоятельной черной дырой. А в 2005 году обсерватория увидела пару белых карликов, обращающихся один вокруг другого всего за 321 секунду. И период обращения, по словам ученых, быстро сокращается. Сейчас расстояние между звездами системы J0806 всего 80 тыс. км, но в будущем они должны слиться. Этот объект может оказаться одним из самых мощных источников гравитационных волн в нашей Галактике, которые, возможно, ученые сумеют обнаружить в будущем.

Одной из наиболее значительных работ телескопа стал новый рентгеновский снимок центральных областей нашего Млечного Пути. На получение снимка у телескопа ушло более 1 млн секунд (на получение уникального изображения размером 17 х 20 угловых минут, что соответствует области 130 х 168 световых лет, телескоп израсходовал 278 часов своего наблюдательного времени).

Замыкает десятку самых успешных наблюдателей сравнительно недорогая система HESS – High Energy Stereoscopic System. Это система из четырех особых зеркальных телескопов в Намибии, которые ловят гамма-кванты, попавшие в атмосферу Земли. А точнее ливни частиц, которые вызывают эти самые кванты при взаимодействии с воздухом. 297 цитат (2,2%).

А что в СМИ?

Такова картина астрономической успешности, нарисованная двумя профессионалами. Можно заметить, что она сильно отличается от астрономической картины в СМИ. Даже если «вычесть» все планетологические исследования – Cassini, MESSENGER, MRO, Phoenix, все равно приоритеты у СМИ совсем другие.

Европеец

XMM Newton

Обсерватория XMM Newton запущена на орбиту 10 декабря 1999 года с помощью ракеты-носителя Arian 5.

Аппарат весит 3,8 тыс. кг и достигает в длину 10 м. Это самый большой европейский научный аппарат. На его борту размещено три рентгеновских телескопа, общая площадь собирающих зеркал которых 200 кв. м — целый теннисный корт.

Чаще всего попадают в поле зрения журналистов космические обсерватории – Hubble, Chandra, Spitzer. Они есть и в научном рейтинге, хоть и не на лидирующих позициях. Зато с другими СМИ-популярными аппаратами разница еще больше. Понятно, почему не попал в научный рейтинг телескоп Fermi – в 2006 году он еще не стартовал.

Но вот рентгеновский  XMM Newton, представляющий Европейское космическое агентство, не попал вообще, как и главная солнечная обсерватория SOHO, и ни один радиотелескоп. Зато журналисты редко упоминают о работах Keck и о данных SDSS. А результаты, полученные на CFHT, Boomerang и HESS вообще не добираются до СМИ, несмотря на свою неоспоримую научную ценность. Infox.ru постарается в ближайшее время исправить эту несправедливость.