ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Красота есть, условий – никаких. Коротко о туризме в Таджикистане

Красота есть, условий – никаких. Коротко о туризме в Таджикистане


3-08-2021, 14:02. Разместил: Иван1234567
Красота есть, условий – никаких. Коротко о туризме в Таджикистане

Специалисты считают необходимым определиться с приоритетными направлениями, иначе развития туризма не достичь.

 

Власти Таджикистана планируют до 2030 года увеличить долю туристического сектора в экономике республики в пять раз. В достижении этой цели они рассчитывают на помощь международных доноров и опыт стран с развитым туристическим рынком, таких как Турция.

 

Туризм считается одним из трех наиболее перспективных секторов экономики Таджикистана, наряду с гидроэнергетикой и горной промышленностью. И это вполне объяснимо - 93% территории Таджикистана - горы.

Специалисты считают, что республика обладает безграничным потенциалом в указанных направлениях, и даже частичная реализация этих возможностей будет способствовать большому скачку всей экономики страны.

Председатель Комитета по развитию туризма Тоджиддин Джуразода в минувший понедельник на пресс-конференции сообщил, что по поручению правительства до конца текущего десятилетия планируется нарастить удельный вес туризма в структуре ВВП республики до 5%. В 2020 году этот показатель составлял около 1%, а до пандемии – примерно 2%.

 

Он отметил, что двухразовое падение вклада туризма в экономику страны спровоцировали, главным образом, пандемия и ограничения, связанные с ней, отметив, что негативное влияние вируса продолжается и в текущем году.

Таджикистан в первом полугодии посетили 125,3 тысяч иностранных туристов, что почти на 60% меньше, чем в этом же периоде 2020 года. А если сравнивать эти показатели с первой половиной допандемического 2019 года, наблюдается падение более чем в два раза. 

 

Еще одним барьером на пути развития туризма в стране глава Комитета считает нестабильную политическую обстановку в Афганистане, с которым Таджикистан имеет общую границу, протяженностью более 1,3 тысяч километров. Это, для справки, около 37% общей протяженности границы республики.

 

Что мы имеем

 

В настоящее время, по данным Комитета, в республике работают 281 субъект туристических услуг, в том числе 179 гостиниц, 25 хостелов и мотелей, 51 санаторий, 6 лечебных и оздоровительных центров, 7 домов отдыха, 3 пансионата, кемпинга и 3 базы отдыха и туризма. Определенная часть этих объектов осталась нам в наследство от Союза, и многие из них функционируют после реабилитации.

Количество туристических компаний на начало второго полугодия составило 226 единиц, при этом в стране нет ни одной иностранной туркомпании.

 

В Стратегии развития туризма говорится, что Таджикистан унаследовал от СССР слаборазвитый туристический сектор, который не отвечал требованиям рыночной экономики. Отмечается, что существует ряд проблем, которые мешают развитию этой отрасли, в том числе неудовлетворительный инвестиционный климат, отсутствие нормальной инфраструктуры, низкий уровень обслуживания и многое другое.

 

Приоритеты

 

Специалисты считают необходимым определиться с приоритетными направлениями, иначе развития туризма не достичь.

В качестве приоритетов в Стратегии развития туризма до 2030 года указываются: экологический туризм, лечебно-оздоровительный, прогулочный, историко-культурный туризм, альпинизм и охота.

Авторы документа утверждают, что для развития вышеперечисленных видов туризма в республике имеются большие ресурсы.

 

Указываются, в первую очередь, высокогорные вершины, включая вершину Сомони с высотой 7495 метров над уровнем моря и горные пейзажи, где можно увидеть четыре времени года, лечебные воды, санаторные и курортные объекты, исторические и культурные достопримечательности.

 

Отмечается, что некоторые из указанных ресурсов в регионе Центральной Азии существуют только в Таджикистане. То есть, туристический рынок республики потенциально может предложить туристам продукт, на который нет конкуренции.

 

«Только необходимо предлагать высококачественные услуги и доступные цены», - заключают специалисты.

 

Что следует делать

 

Авторы Стратегии предлагают многочисленные меры, от создания современной инфраструктуры до подготовки высококвалифицированных кадров.

 

В числе новых шагов предлагается провести технико-экономическое обоснование стоимости авиабилетов и начать поэтапное снижение цен, так как действующие туристов лишь отталкивают.

Кроме того, рекомендуется устранить проблемы в аэропорту, начиная с длительного ожидания туристов во время выхода из аэропорта и получения багажа и заканчивая незнанием иностранных языков пограничниками и таможенниками.

 

В Стратегии развития туризма основная ставка делается на ГБАО, так как этот регион, по словам авторов документа, «славится во всем мире своими  высокими горами и ледниками, реками и озерами, лечебными источниками, а автотрассы Памира включены в список 10 самых привлекательных горных дорог мира».

 

Однако эти дороги не реабилитируются уже в течение 30 лет с распада Советского Союза и находятся в полуразрушенном состоянии, тогда как все дороги от Душанбе к другим регионам давно уже реконструировали, а некоторые и по второму разу.

 

Помощь доноров и льготы

 

Объявив 2019-2021 годы «Годами развития села, туризма и народных ремёсел» правительство Таджикистана предоставило налоговые и таможенные льготы для развития туризма в стране.

Туркомпании, в частности, были освобождены от налога на прибыль в течение первых пяти лет деятельности, а импорт оборудования, техники и стройматериалов для строительства туристических объектов освобождены от НДС и таможенных пошлин.

 

Часть программ и проектов Стратегии будут финансироваться за счет средств партнеров Таджикистана по развитию. В частности, для создания необходимой инфраструктуры привлечена безвозмездная помощь Азиатского банка развития - $10 млн.

 

Глава Комитета подчеркнул, что финансы от международных институтов будут искать и дальше.

А в плане опыта, Комитет, по словам Тоджиддина Джуразода, работает с компаниями и туристическими ведомствами зарубежных стран. Одной из них является Турция, которая имеет богатый опыт и развитый туристический рынок.

 

«Работаем мы не только с турецкими туристическими компаниями, но и с Министерством культуры и туризма, Посольством Турции в Душанбе, Турецким агентством по сотрудничеству и координации (TIKA)», - сказал он.

В Стратегии развития туризма говорится, что для выбора туристической «ознакомительной карты» необходимо широкое использование опыта турецкой Анталии, ведь Турция находится среди шести наиболее популярных в мире туристических направлений. Доля туристического сектора в экономике этой страны достигает до 15%.

 

Джуразода обещает, что конкретные результаты переговоров будут до конца года.


Вернуться назад