«Национальным правительствам и международным организациям надо вырабатывать новые процедуры и алгоритмы совместного противостояния угрозам биологического / бактериологического терроризма», - директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев рассказал в интервью StanRadar.com об особенностях сотрудничества Узбекистана с Россией в 2021 году.
StanRadar.com: Как будет строится сотрудничество между Узбекистаном и Россией в 2021 году?
- Основные договоренности, определяющие рамки сотрудничества Узбекистана с Россией были достигнуты в 2017-2018 годах. Тогда во время визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву и визита президента России Владимира Путина в Узбекистан были подписаны торговые и инвестиционные соглашения на общую сумму около $25 миллиардов.
Можно говорить, что стратегия двустороннего сотрудничества на среднесрочную и даже на долгосрочную перспективу уже определена. Она заключается в более интенсивном экономическом сотрудничестве, активизации совместных усилий в вопросах обеспечения региональной безопасности, укрепления военно-технического взаимодействия.
Дорожная карта выработана, стратегия определена, сейчас идет реализация ключевых проектов. Какие-то проекты уже стартовали, какие находятся на стадии согласования.
В 2020 году было несколько прорывов, касающихся взаимодействия Узбекистана и России в продовольственной сфере, сельском хозяйстве, текстильной отрасли и так далее.
Большие проекты тоже находятся в работе, например, Росатом заканчивает предварительную работу по подготовке площадки под строительство АЭС в Узбекистане.
Таким образом, основные приоритеты сотрудничества определены и план работ согласован. Вопросы двустороннего сотрудничества проработаны институционально. Как мне представляется, узбекско-российский межправительственный совет работает весьма эффективно.
В 2021 году, несмотря на все трудности связанные с продолжающейся пандемией и режимами ограничений, в торгово-экономической сфере наши страны не ожидают резкого снижения показателей.
StanRadar.com: Какие коррективы в совместные проекты могут быть внесены в связи с пандемией коронавируса и общим спадом экономики?
- Пандемия коронавируса, начавшаяся около года назад, показала, что на постсоветском пространстве, в рамках как интеграционных структур (того же СНГ и ЕАЭС), так и на двухстороннем уровне, была недооценка в вопросах взаимодействия по противодействию эпидемиям и пандемиям.
Были сбои в процессах обмена информацией по эпидемиологической ситуации, отсутствовали регулирующие документы регионального уровня по пропуску / транзиту гуманитарных грузов через территории соседних стран, наблюдались расхождения в подходах к работе с ВОЗ и ряд других.
И понятно, что работа над этими вопросами будет одной из ключевых, как в рамках двухсторонних отношений, так и в рамках различных региональных структур, начиная от Тюрксой и заканчивая ЕАЭС и ШОС.
Пандемия коронавируса (неважно, искусственного или естественного происхождения) такого масштаба и последствий на глобальном уровне, которую мы наблюдаем последний год - это не последняя пандемия, которая ждет человечество.
И понятно, что нужна политика сотрудничества и кооперации усилий в направлении выработки совместных подходов стран, чтобы оперативно реагировать на новые эпидемии и пандемии.
Пандемия коронавируса показала, что на наших глазах все более усиливаются угрозы биологического/бактериологическог терроризма на глобальном уровне.
И мировое сообщество, как показал опыт пандемии коронавируса, не готово оперативно и эффективно реагировать на эти угрозы.
А значит национальным правительствам и международным организациям надо вырабатывать новые процедуры и алгоритмы совместного противостояния таким угрозам.
StanRadar.com: В Казахстане развернулась информационная кампания против российской вакцины от коронавируса «Спутник V». Как в Узбекистане относятся к возможному варианту открытия производства вакцины на основе российских разработок?
- Узбекистан заключил предварительные договоренности с Россией о поставках вакцины. При этом Ташкент договаривается о поставках вакцины из США и Китая. Так, сейчас в стране запускается второй этап клинических испытаний одной из китайских вакцин.
Россия, конечно же, не может обеспечить 34 миллионное население Узбекистана вакциной и поэтому наша страна сейчас ищет площадки для производства вакцины, на основе разработанных зарубежных вакцин.
Что касается реакции части казахстанского общества на российскую вакцину, то это очень объемный вопрос, который выходит за рамки основной темы. Реакция связана с целым рядом противоречий между Россией и Казахстаном, связанных с историческим аспектом отношений, языкового вопроса, в частности перехода Казахстана на латиницу и так далее.
Кроме того, в теме вакцины есть чисто эмоциональные моменты, есть финансовые аспекты, вопросы конкуренции и так далее.
Если смотреть глобально, сейчас в мире развернулась «война вакцин». Каждый производитель хочет доказать, что его продукция самая лучшая, а препараты конкурентов - хуже и дороже. Эта информация распространяется через социальные сети и влияет на общественное мнение и настроения.
StanRadar.com: По каким критериям Ташкент будет определять основного поставщика вакцины от коронавируса?
- Анализ политики правительства Узбекистана в этой сфере показывает, что принято решение диверсифицировать источники вакцины. Не делать ставку на вакцину только одного производителя или одной страны.
В Узбекистане будут работать над получением вакцины из России, США, Европы и Китая. И может быть, будет стараться поработать над производством собственной вакцины на основе российских разработок.
Сейчас можно утверждать, что монополии одной вакцины в стране не будет. У узбекистанцев будет выбор, люди сами решат какой вакциной прививаться и прививаться ли вообще.