На фоне аналогов
В наше время есть лишь три страны, способные создавать стратегические бомбардировщики. Это Соединенные Штаты, Китай и Россия. Причем Поднебесная пока только претендует на то, чтобы стать в один ряд с лидерами. единственный китайский «стратег» Xian H-6 — это не более чем глубокая модернизация советского бомбардировщика Ту-16, а свой собственный самолет этого типа китайцам только предстоит построить.
Если посмотреть еще более внимательно, то можно заметить, что ситуация с Россией и Соединенными Штатами тоже далеко не блистательна. Американцы пытались десятилетиями создать замену для B-52, но так и не смогли это сделать. По крайней мере, в том виде, в котором это планировали: ни B-1B, ни тем более B-2 не стали полноценной альтернативной Stratofortress, будучи при этом постоянными поставщикам разного рода проблем. Что касается России, то она после краха СССР осталась с немалым парком морально стареющих самолетов Ту-95МС, а также небольшим числом Ту-160 (благо часть машин потом вернула Украина), которых явно недостаточно для решения стоящих перед ними потенциальных задач.
Если говорить о перспективных боевых машинах, то ситуация неоднозначная. Примерно до 2017-го перспективный американский бомбардировщик B-21 вообще оставался «полумифическим», однако в последние годы вопрос начал проясняться. Так, в прошлом году издание Air Force Magazine сообщило, что первый полет перспективного самолета можно ожидать в начале декабря 2021 года: по крайней мере, такую дату озвучил заместитель начальника штаба ВВС США генерал Стивен Уилсон.
Де-факто США стали фаворитом этого состязания, в то время как про российский бомбардировщик нового поколения долгое время вообще никто не вспоминал. Однако в конце мая этого года стало известно, что российские инженеры уже строят первый опытный бомбардировщик, разработанный по программе ПАК ДА («Перспективный авиационный комплекс дальней авиации»). «Изготовлением элементов планера первой машины займется один из авиазаводов в структуре Объединенной авиастроительный корпорации, разработка рабочей конструкторской документации завершена, началась поставка материалов», — сообщил один из источников ТАСС. «Окончательная сборка всей машины должна завершиться в 2021 году», — заявил агентству другой, отметив, что уже ведется изготовление кабины самолета.
Сложно сказать, какой именно будет новая машина — сейчас мы можем более или менее уверенно говорить лишь о концепции. Из многочисленных источников давно известно, что от создания сверхзвукового аналога Ту-160 Россия давно отказались: новый бомбардировщик будет дозвуковым, малозаметным и выполненным по аэродинамической схеме «летающее крыло». То есть он видится условным аналогом американских бомбардировщиков B-2 или B-21. Причем скорее первого, нежели второго. По крайней мере, если говорить о размерах и основных летно-технических характеристиках. Напомним, что B-21, если верить представленным ранее данным, будет меньше B-2 и получит более скромные характеристик, в частности, меньший боевой радиус и меньшую боевую нагрузку.
Общее представление о том, как будет выглядеть самолет, ранее дал французский журнал Air & Cosmos: впрочем, изображение довольно грубое, а сам аппарат отдаленно напоминает беспилотный разведчик Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. На остальные «гуляющие» по Сети изображения можно вообще не обращать внимания: они, вероятнее всего, вообще никакого отношения не имеют к действительности.
Что известно точно, так это то, что в 2018 году на сайте госзакупок опубликовали объявление о тендере на опытно-конструкторские работы по двигателю для перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Согласно представленным данным, основная и дублирующая электронные системы двигателя должны обеспечивать полет самолета продолжительностью до 30 часов. Системы топливопитания и гидромеханического регулирования должны сохранять работоспособность при околонулевых и отрицательных перегрузках до 2,7 g и при температурах от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия. Минимальный срок службы двигателя должен составить 12 лет. Это немало по российским меркам.
Что касается вооружения, то самолет должен будет нести крылатые ракеты большой дальности, высокоточные бомбы, а также вооружение, с помощью которого он сможет постоять за себя в воздушном бою (вероятно, речь идет о ракетах класса «воздух-воздух» средней или малой дальности). Это, кстати, отличает новый бомбардировщик от всех существующих «стратегов», за исключением B-21, который тоже должен уметь сбивать неприятельские самолеты. По крайней мере, такая информация ранее фигурировала в заявлениях американских военных.
Уложиться в сроки
Согласно данным «Туполева», опубликованным на сайте госзакупок, всего намерены построить три летных прототипа ПАК ДА с началом предварительных испытаний в 2023-м. Государственные испытания должны начать в 2026 году, в серию машина должна пойти в 2027 году. Кстати, ранее замминистра обороны Юрий Борисов называл совсем другие сроки. «Есть высокая вероятность, что мы его увидим в 2018 году», — заявил он в 2016 году. Первый полет, по словам заместителя министра обороны должны провести в 2021-м: очевидно, сейчас это уже не актуально. Уместно напомнить, что этап испытаний двигателя в рамках программы ПАК ДА на военно-транспортном самолете Ил-76 завершат не раньше 2021 года. «Согласно контракту, наземные отработки двигателя ПАК ДА на самолете Ил-76 начнутся в конце 2020 года, а завершатся к концу 2021 года. После этого можно будет приступать к полетам», — привел «Интерфакс» в январе текущего года слова информированного источника.
Примечательный факт: в апреле 2018 года блог Центра анализа стратегий и технологий сообщил со ссылкой на некое издание Aéronautique Militaire, что испытания первых опытных образцов бомбардировщика перенесли за пределы новой государственной программы вооружений и теперь его ожидают не раньше 2030 года. Насколько можно судить по сообщению самого блога, новость была первоапрельской шуткой. Как говорится, в каждой шутке...
Проблема в том, что сама по себе программа настолько сложна, дорогостояща и наполнена разного рода рисками, что исключать нельзя ничего. Есть еще ода причина, по которой возможен перенос сроков испытаний. Сейчас Россия реализует очень сложную и крайне амбициозную (особенно по современным меркам) программу восстановления производства ракетоносцев Ту-160: прообраз машины новой постройки впервые поднялся в небо 2 февраля 2020 года. Как стало известно позже, в качестве базы выступил строевой Ту-160 «Игорь Сикорский» (бортовой номер 14 «красный»). Сложно сказать, хватит ли у страны человеческих, технических и материальных ресурсов на реализацию двух «программ века». Каждая из них очень затратная, можно даже сказать — чересчур.
Однако если попытаться суммировать имеющиеся данные, то ситуация с ПАК ДА видится в более позитивном ключе, чем можно было себе представить. Если данные о начале производства первой опытной машины верны, то с большой долей вероятности мы сможем увидеть новый самолет примерно в 2021-2023 году, а первый полет может состояться ориентировочно в 2025-2027-м.
Что касается сроков принятия комплекса на вооружение, то, как показывает опыт других современных боевых машин, этого стоит ждать не ранее 2030 года. Конечно, после первого полета будут называть намного более оптимистичные даты, однако едва ли эти слова следует принимать за чистую монету: достаточно вспомнить, что Су-57 впервые взлетел в 2010-м. И до сих пор его на вооружении нет. А ведь новый «стратег» как комплекс будет намного сложнее истребителя пятого поколения.