ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Как создаются новые идентичности
Как создаются новые идентичности20-03-2019, 16:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Как создаются новые идентичностиИдентичность помогает нам понимать мир, поскольку удерживает нашу собственную точку зрения на него, которая будет отличаться от точки зрения другого социального сообщества. Сегодняшний мир стал более толерантнее к идентичностям других, поскольку резко увеличилось число контактов между ними в физическом, информационном и виртуальном мирах. Эти идентичности в ответ перестали прятаться, а стали более выраженными. Идентичность действует как карта мира, видя в мире те характеристики, которые наиболее значимы для данного сообщества. Одновременно важно знать, как происходит переход к новым идентичностям, каким путем это делал, например, Советский Союз, как страны и общества блокируют ненужные им, а иногда и опасные идентичности, как могут конкурировать между собой идентичности, сколько людей с новыми идентичностями нужны стране для перехода в новое состояние. И число таких проблем почти бесконечно. Иная идентичность позволительна только сильным личностям. Можно сравнить такие приметы сегодняшнего дня, как молодежный гей-парад или ветеранская демонстрация 9 мая, которые проходят, не обращая внимание на сопротивление окружающих. И даже в СССР возникали джаз-клубы, хоть это было вне интересов власти. Иная идентичность дает определенное право, условно говоря, на бунт или протест. Современная ситуация, пришедшая с интернетом, приносит новые примеры. Поляризация взглядов, выражаемая в соцмедиа, создает нетерпимость к точки зрения другого, к другим ценностям. Поляризация не хочет разрешить иную идентичность. Как подчеркивала Э. Ноэль-Нойман, человек, ощущая себя в меньшинстве, молчит [1]. Это молчание является знаком принятия общей идентичности. Государство все время учит своих граждан переносить нужные ему идентичности на себя: а) с героя книги или учебника, б) с события, которое государство считает сакральным. Ф. Фукуяма в своей последней работе приходит к выводу, что современная политика движется под влиянием идентичностей [2]. Он пишет, что политика сегодня — это не экономика или идеология, а идентичности. Левые видят свои цели в политике защиты маргинальных групп (этнические меньшинства, мигранты, женщины, ЛГБТ-сообщество), правые — в патриотической защите традиционной национальной идентичности. В результате демократические общества разрываются на сегменты, которые не способны договориться об общих действиях. Идентичность состоит в том, с ценностями какой группы человек себя отождествляет. Национальная идентичность — это общее прошлое, общие ценности, ответственность за общее будущее [3]. То есть реально перед нами все временное пространство: общее прошлое, общее настоящее, общее будущее. И поскольку охватить все стопроцентно невозможно, то история везде носит избирательный характер, когда берется что-то одно, а другое отбрасывается. Украина сейчас строит общее прошлое активнее, чем будущее, что является явным минусом. Внимание ко всем временным сегментам должно быть одинаковым. Соответственно, возможны отдельные «атаки» на эти сегменты изнутри или извне, что снимает возможности коллективных действий. Ведь государство только как принуждение к действию не может быть эффективным инструментарием, все это должно рождаться внутри самого человека. Советский Союз достаточно активно делал это извне с помощью аппарата государственной пропаганды. И это вносило определенные изменения во внутренний мир человека. Российские информационные атаки на американские выборы активно работали на создание столкновений идентичностей, например, за/против мигрантов, за/против ислама. И это даже позволяло ольгинским троллям выводить в США людей на демонстрации одной идентичности против другой. Популисты, пришедшие к власти во многих странах, тоже работают в сфере идентичности, защищая страну против входа новых идентичностей. Они возвращают страну к традиционным ценностям, одновременно разворачивая борьбу с новыми. Р. Инглхарт вместе с Вельцелем создали культурную карту мира, карту исповедуемых ценностей [4]. Основными противопоставлениями здесь стали: традиционные ценности против гражданско-рациональных, ценности выживания против ценностей самовыражения. Украина здесь стоит в списке стран, где значимыми являются ценности выживания и гражданско-рациональные. Это такие страны, как Россия, Болгария, Украина и Эстония. Здесь менее важны традиционные ценности. Однако ценности выживания полностью противоположны ценностям самовыражения, являющимися более современными. Они касаются участия в принятии решений в экономической и политической жизни, они характеризуются толерантностью к иностранцам, геям, лесбиянкам, выступают за гендерное равенство. По Инглхарту постматериальные ценности появляются тогда, когда борьба за выживание перестает быть личным опытом нового поколения [5]. То есть происходит принципиальная переоценка значения для человека именно материальной составляющей мира (см. также [6]). В результате ценности самовыражения выдвигаются на первый план. Мы получаем также и более счастливое общество [7]. Правда, у Инглхарта есть еще и такое замечание, что ценности высокообразованного американца ближе к ценностям необразованного американца, а не к высокообразованного европейца, так как для общих ценностей важными являются единые культурные национальные достижения. Мы можем перефразировать это и так, что, например, вестерн как национальный культурный нарратив важнее текстов высоколобых нобелевских лауреатов. И именно он формирует национальную картину мира. Таким же примером непосредственного влияния на массовое сознание является американский сериал «Холокост», который посмотрело 20 миллионов немцев в 1979 г, что представляло третью часть жителей Западной Германии [8]. 86% зрителей обсуждали увиденное с друзьями и родственниками. 10 тысяч немцев позвонили на канал, транслировавший фильм, рассказывая, как сериал их шокировал и как им стыдно. К этому можно добавить, что вообще-то после войны была специальная программа денацификации Германии, но, как мы видим, сериал оказался сильнее. А может, это шло воздействие на разные возрастные прослойки — тогда и в момент трансляции. Новые медиа несут иные ситуации управления социальным, поскольку человечество еще не выработало необходимого уровня защиты от их влияния. Интернет тоже несет новые возможности, подталкивая нас в сторону идентичности открытой, инновационной, космополитической. Стране нужен достаточный процент таких людей с новым типом разума, поскольку это люди из будущего состояния страны. Есть способы увеличения числа таких людей. Китай в свое время стал печатать фантастику, чтобы получить такой инновационный тип мышления у людей. Фантастика стала частью кампании по популяризации науки, достижений лауреатов Нобелевской премии, поскольку будущее Китая, как все они понимают, зависит от инноваций [9]. Уже в 2014 г. был издан первый китайский фантастический роман на английском, о котором пишут: «Элементы боевых искусств играют свою роль в захвате читательского внимания, как фильмы с Джеки Чаном в случае Голливуда. В то же время универсальность фантастики побеждает культурные барьеры, существующие для другой китайской литературы при ее переводах на английский». Известный фантаст Н. Гейман рассказывал в своем выступлении о роли чтения, что сначала Китай отправил условные экспедиции в Гугл и Фейсбук,и они узнали там, что все ведущие специалисты читали в детстве фантастику. И Китай тут же развернул программу по публикации фантастики у себя. Много фантастики строится на нарративе колонизации, как, например, «Война миров» Г. Уэллса [10-12]. Современные телесериалы часто базируются на антиутопиях как противоположных моделях мира. Это «Человек в высоком замке», а из последних — «1983» или «Двойник», где описываются полицейские государства, строящие иллюзии для своих граждан. Фантастика может раскрывать нам новые мира (см., например, [13-14]), поэтому даже военные их активно изучают, чтобы увидеть завтрашние проблемы уже сегодня [15]. Известны примеры трансформации идентичностей под влиянием книги. Гарри Поттер изменил отношение читателей к стигматизированным группам общества, что помогло избранию Б. Обамы президентом ([16-17], есть даже взгляд на выборы Трампа с точки зрения фанатов Поттера [18]). Отношение к ЛГБТ-сообществу поменял в США сериал «Will & Grace», что даже вице-президент США Байден похвалил актеров и режиссеров сериала, сказав, что они сделали для этого больше, чем государство [19]. Трендом развития идентичностей стала их дифференциация. Исследователи акцентируют: «Когда политика идентичности получает свой шанс, она сразу начинает подразделяться, предоставляя рост групповых идентичностей, требующих признания. Сегодня реализуется постоянное расширение словаря идентичностей слева. Фейсбук дает сегодня 50 гендерных обозначений, из которых пользователи могут сделать выбор, начиная с интерсекса» [20]. Одновременно интернет может порождать, активизировать квази-идентичности, которые временно становятся доминирующими. Популизм «паразитирует» именно на таких искусственно удерживаемых процессах активированных идентичностей. Это, например, Венгрия, где в основе выборов лежала негативная кампания против Сороса, с которого два американских политтехнолога сделали главного врага страны. Интересный феномен привнесли французские «желтые жилеты», поскольку сразу возникла дискуссия о роли России. Так называемая мягкая стратегия России ориентируется не столько на конкретный результат в любой кампании, как на создание окон возможностей для следующих шагов [21]. Идентичность может стать базой развития политических процессов. Теракты в Ужгороде должны были активизировать протестные настроения на базе сохранения собственной идентичности. «Желтые жилеты» связывают с Россией, и Макрон обвиняет их в поддержке из-за рубежа [22]. «Желтые жилеты» можно назвать временным типом идентичности, направленной на активацию протестных настроений. Подталкивание со стороны сил идентичности породил гендерную политику, мультикультурализм, политкорректность и множество все новых и новых коммуникативных ограничений, определяющих разрешенность высказываний в публичном пространстве. Это многих не устраивает, что имеет место в США в связи с политкорректностью. Одновременно, например, Э. Андерсон говорит о новом варианте свободы: «Люди теперь могут свободно иметь разные идентичности в разных пространствах. В церкви — одну, на работе — другую. Еще одну дома или с друзьями. Характерной является способность не иметь идентичности, которая одинакова для всех сфер, а скорее входит незаметно и адаптируется к любым ценностям и нормам, которые нужны, сохраняя свою идентичность в других пространствах» ([23], см. также [24]). Совпадение идентичностей в результате дает признание чужим пропагандистским нарративам. Например, по Индексу результативности российской пропаганды, созданному социологами, Харьковская и Одесская области находятся под наибольшим влиянием этой пропаганды ([25-26], о «стойкости» европейских стран к этой пропаганде см. [27]). Фейки приходят к нам с аккаунтов, которые маскируются под нашу идентичность. С нами, условно говоря, разговаривает кто-то «свой», поэтому мы радостно транслируем его взгляды дальше. Масштабы этой работы отражает то, что Фейсбук ежедневно блокирует более миллиона фейковых аккаунтов [28]. Фейсбук пытается сегодня останавливать распространение фейковых новостей, демонстрируя людям другую сторону события. Фейки распространяются с помощью разного рода инструментария. Есть, например, инструментарий «пинг-понга», представляющий собой активное раскручивание события, чтобы его в результате подхватили медиа мейнстрима [29]. Есть так называемый «доксинг», когда частную негативную информацию специально делают публичной [30]. То есть все это работа с информацией с точки зрения разных уровней, когда меняются ее контексты. Ценностные изменения могут прийти (и приходят) при перенесении человеческого уровня ценностей, например, на международные отношения. США опираются на эту модель, в соответствии с которой можно, как детей в семье, награждать или карать другие страны за их правильное или неправильное поведение, о чем много писал Дж. Лакофф [31-32]. Интересный пример ценностных трансформаций дает фантастика, особенно потому, что она не так связана с нормированным взглядом на мир [33-34]. Как отмечается, фантастика не просто описывает, а и строит действительность. Сегодня этим отличаются фантастические телесериалы, которых очень много, что также говорит об интересе к ним зрителей. Ю. Харари во многих своих работах говорит о роли вымысла (fiction) в развитии человека и человечества. Только наличие такой виртуальности дает возможность объединять в единое целое большое количество людей. Этого нет в животном мире. Харари считает, что говорить о том, чего нет в физической действительности является важной характеристикой человека, следствием когнитивной революции [35]. Мы не только можем говорить о выдуманном, но можем делать это коллективно. А все ценности принадлежат именно этой сфере. Каковы основные проблемы в мире идентичности, представляющие для нас интерес? Перечислим некоторые из них:
По последней проблеме парадоксально, но лайки в Фейсбуке на Найк и Кит-Кет демонстрируют склонность к антисемитизму, как об этом писал создатель этой методологии М. Косински. Нам удалось лишь частично увидеть, на чем базируется сближение антисемитизма с Найком [36-38], есть еще более слабые связи с Кит-Кет [39-41]. То есть затруднительно даже раскопать эти связи. В современном мире падает значение границ, зато растет значение взаимосвязей [42]. Как это отражается на идентичностях, поскольку идентичности основывается на какой-то границе, хотя бы ментальной? Исходя из тенденции к падению границ толерантность к чужому должна расти, а не падать. С другой стороны, невиданное до этого влияние соцмедиа, превышающее влияние традиционных медиа, также будет подталкивать к вариантам более космополитического типа идентичности. Очень активно сегодня меняется, например, женская идентичность [43]. С другой стороны, Трамп приходит к власти, разрушая законы политической корректности, поскольку он, условно говоря, дает голос тем, у кого его не было [44-50]. Интересно при этом, что сочувствие, а исследовалась разница между демократами и республиканцами, корректируется не только нормами, но и выступлениями политических лидеров. Важно и то, что давление нормы хорошо работает в краткосрочной перспективе, но плохо в долгосрочной. Мы живем в мире трансформаций, равных которым не было. И даже такая постоянная характеристика, как идентичность, все время трансформируется. Это говорит также и о том, что завтра мы все равно будем другими. Литература
© Почепцов Г.Г., 2019 г. Вернуться назад |