Послушайте: я знаю, это трудный, разбивающий сердце, тошнотворный год.
Это год горячих голов, сильных ударов, волны убийств, кровопролития и разборок.
Это год, в который тирания сделала ещё несколько шагов вперёд, а свобода отступила немного ещё.
Это год изобилия плохих новостей и недостатка хороших.
Это год слишком большой ненависти и слишком малой доброты.
Это год, в который политика и прибыли преобладают над моралью, сочувствием и человеческой добротой.
Мы живём в этом иссушающем душу, вывернутом наизнанку, перевёрнутом с ног на голову государстве так долго, что сложно не быть переполненными всем тем неправильным с этом мире, чтобы отвечать и благодарить за то, что ещё есть хорошего.
А теперь мы оказались в современности, более чем через 200 лет после того, как Джордж Вашингтон опубликовал первое заявление о Дне благодарения, как о том времени, когда стоит благодарить правительство, чья цель состоит в том, чтобы обеспечить безопасность и счастье своего народа, и за Конституцию, разработанную для защиты гражданских и религиозных свобод.
Но как благодарить за свободы, которые постоянно нарушаются?
Как выразить свою признательность за безопасность, когда опасность, которую представляет собой американское полицейское государство, становится всё более грозной день ото дня?
Как можно собраться как нация для благодарения, когда власть имущие продолжают поляризовать настроения и разделять нас на воюющие фракции?
Джордж Вашингтон не считал, что День благодарения — это день, когда даются некие давно известные заявления, не требующие ни мысли, ни усилий, ни жертв. Он хотел, чтобы это был день серьёзных размышлений, в который мы искренне оценили бы свои недочёты, признали ошибки и в грядущем году решили стать лучшей, более мирной нацией.
Что я знаю: этот День благодарения застал нас под властью правительства, которое крайне далеко от представлений Джорджа Вашингтона о том, что такое правительство:
- Управление мудрое, справедливое и по конституционным законам.
- Добросовестное исполнение и соблюдение обязанностей его сотрудниками.
- Оказание помощи другим странам с хорошим управлением, в мире и согласии.
- Поддержание истинных религиозных ценностей, добродетелей и науки.
- Обеспечение светского благосостояния.
А вместо этого с каждым днём правительство США всё более становится похожим на злобную империю, управляемую по законам поспешно принятым, несправедливым и неконституционным, где полиция представлена правительственными агентами, которые коррумпированы, лицемерны и грубы; это безумие для собственного народа и полная противоположность всем представлениям Джорджа Вашингтона о том, каким должно быть правительство — благословением для всего народа.
Вот прекрасный пример того, насколько паршива ситуация: совсем недавно правительственные чиновники в Канзас-Сити конфисковали большое количество продовольствия, которое выдавалось бездомным и залили его хлоркой, сделав его несъедобным.
Почему правительство отравило еду, предназначенную для бездомных?
По словам сотрудников городского здравоохранения, кухня предоставляла бесплатную еду без соответствующих разрешений на приготовление и раздачу еды, пусть даже это делалось бесплатно.
Обоснование правительства: пусть лучше бездомные голодают, чем рискуют заболеть, получив пищевое отравление, поскольку у многих нет медицинских страховок.
В стране есть люди бездомные, голодные и нуждающиеся в небольших проявлениях доброты, так почему же правительство ставит бюрократические преграды на пути тех, кто хочет помочь?
Я прошу прощения, но тут не просто заблуждающиеся правительственные чиновники сошли с ума.
Это зло под маской бюрократии.
Это именно то, что Ханна Арендт назвала банальностью зла.
У зла широкий спектр, и отравление пищи, предназначенной для бездомных, безо всякого сомнения не столь чудовищно, как и убийства невинных людей, но всё же… зло есть зло.
Вот что происходит, когда правительство управляется бюрократами, которые без сомнений исполняют приказы аморальные, антигуманные и несущие зло; послушно и бездумно следуют аморальным инструкциям, идут в ногу с тиранами, бездумно проводят акты терроризма и бесчеловечности — и оправдывают всё это просто «выполнением своей работы».
К этому списку позвольте мне добавить кое-что ещё: перед лицом подобных злоупотреблений население продолжает молчать.
Вот так зло и торжествует: когда хорошие люди ничего не делают.
Ничего не делая, продолжая молчать, оставаясь посторонними при виде несправедливости, ненависти и злоупотреблений, хорошие люди становятся столь же виновными, как и преступники.
Для этого явления существует термин, когда люди устраняются, смотрят и ничего не делают — даже когда нет никакого риска для их безопасности — когда случаются ужасающие происшествия (кого-то грабят или насилуют, оскорбляют или оставляют умирать): это называется эффектом «свидетеля».
Это работает одинаково, говорите ли вы о детях, наблюдающих как хулиганы мучают их товарища в детской площадке, о стороннем наблюдатели, смотрящем, как кто-то умирает на тротуаре, или о гражданах, продолжающих молчать перед лицом правительственной жестокости.
Подобных историй — великое множество.
Например, на школьном дворе во время бала выпускников 15-летняя девушка была изнасилована бандой. Около 20 человек стали свидетелями нападения за два с половиной часа. И никто не вмешался, чтобы прекратить это.
Ранним утром 28-летняя женщина получила удар ножом, была изнасилована и убита на улице рядом со своим домом. 38 прохожих оказались свидетелями нападения, и никто не вмешался. Женщина умерла от ран у запертого подъезда здания, в котором находилась её квартира.
58-летний мужчина зашел по грудь в воду Залива Сан-Франциско по сути в попытке самоубийства. В течение часа Раймонд Зак стоял в воде, а 75 зрителей за этим наблюдали. Вызвали полицию и пожарных, но и они не вмешивались, ссылаясь на сокращение бюджета, отсутствие подготовки по спасения на воде, опасений за собственную безопасность и отсутствие надлежащего снаряжения. В итоге человек потерял сознание и позже умер от переохлаждения. В конце концов кто-то из зрителей вызвался вынести тело на берег.
Бездомный мужчина вмешался, чтобы спасти женщину от напавшего на неё с ножом хулигана. Женщину он спас, но в схватке получил несколько ранений. Как сообщает «Гардиан», «более часа он лежал и умирал в луже собственной крови, а десятки людей проходили мимо. Кто-кто останавливался поглазеть, другие наклонялись поближе. Один даже потряс его тело и ушёл, а кто-то ещё снял на видео всё происходившее».
Нам надо прекратить оставаться посторонними.
Так что же можно сделать с этим эффектом стороннего наблюдателя?
Будьте героем, советует психолог Филип Зимбардо.
«У каждого из нас есть внутренний герой, которого мы можем вытащить в случае необходимости,», заключает Зимбардо. «Если вы думаете, что возможно, кому-то нужна помощь, действуйте. Возможно, вы спасёте жизнь. Вы — современная версия Доброго Самаритянина, который делает мир лучше для всех нас».
Зимбардо — психолог, проводивший эксперимент в Стэндфордской тюрьме, изучая влияние осознаваемой власти и авторитета на студентов среднего класса, которые должны были вести себя, как заключённые и охранники. Эксперимент показал, что власть и в самом деле коррумпирует (назначенные стражами становились всё более грубыми), а изображавшие заключённых вели себя всё «покорнее и безличнее, принимая оскорбления и выражая мало протестов».
Что является противоядием групповому мышлению и эффекту «свидетеля»?
Быть личностью. Прислушиваться к собственному внутреннему голосу. Брать на себя ответственность.
«Если вы оказались в двусмысленной ситуации, сопротивляйтесь советам оглянуться на других и следуйте своим инстинктам», советует Мелисса Бёркли в Psychology Today. «Если вы думаете, что есть хоть какая-то вероятность, что кто-то нуждается в помощи, действуйте. В худшем случае на несколько минут вы испытаете неловкость, а в лучшем спасёте чью-то жизнь».
«Даже если люди понимают, что стали свидетелями преступления, они могут не вмешаться, если не чувствуют личную ответственность за помощь жертве», пишет Бёркли. «Проблема в том, что чем больше посторонних, тем меньше ответственности ощущает каждый отдельный человек».
Иными словами, осознавайте несправедливость.
Не отворачивайтесь от страданий.
Откажитесь хранить молчание. Займите позицию. Заговорите. Выскажитесь.
Это то, что Зимбардо называет «влиянием одного».
Всё, что нужно — один человек, который отойдёт от группы с целью изменить динамику ситуации. «Как только кто-то начинает помогать, через несколько секунд другие присоединятся, поскольку возникает новая социальная норма — сделать что-то полезное».
Добрые Самаритяне этого мира не всегда заметны, но они делают свою часть работы, чтобы противостоять темноте.
Например, несколько лет назад во Флориде семью из шести человек — четверых взрослых и двух маленьких мальчиков — унесло в море мощным отливом с пляжа Панама-Бич. Спасателей на дежурстве не было. Полиция стояла в сторонке в ожидании спасательного катера. А несколько человек, которые пытались помочь в итоге тоже сдались.
Те, кто был на берегу, собрались и образовали человеческую цепочку. Она началась с пяти добровольцев, затем выросла до 15, затем до 80 человек, некоторые из них и плавать-то не умели.
Они по очереди брались за руки и растягивали цепочку как можно дальше. Самые сильные из добровольцев заплыли за цепочку и начали подталкивать оказавшихся в затруднительном положении жертв отлива к цепочке.
Одного за другим они спасли и вытащили всех.
Вот мораль того, что необходимо для страны, если только мы сможем собраться вместе и восторжествовать над быстринами, которые угрожают нас поглотить.
Итак, вот что я предлагаю.
Вместо того, чтобы раздавать благодарности в этом году словами, которые слишком быстро забываются, почему бы не перенести вашу благодарность в действия, распространяя немного доброты, облегчаю чью-то ношу и освещая кое-какие тёмные закоулки?
Передайте свою благодарность дальше так, чтобы это имело для вас смысл.
Это может сделать каждый, и не важно насколько скуден ваш бюджет или переполнено расписание.
Займитесь добрыми делами. Больше улыбайтесь. Меньше воюйте. Стройте мосты. Откажитесь от ядовитых политических определений в своих отношениях. Сконцентрируйтесь на том, что объединяет, а не на том, что разъединяет. Будьте героем, заметит ли это кто или нет.
Сделайте свою часть дела, чтобы противостоять убожеству нашей культуры сознательным сочувствием и человечностью. Настоения заразны, и хорошие, и плохие. Они могут передаваться от человека к человеку. Так же и дела под это настроение, хорошие и плохие.
Даже придержать для кого-то дверь или уступить место в переполненном поезде — это акт доброжелательности, который. Умноженный подобными актами, может вызвать движение.
Станьте волонтёром на бесплатной кухне или сделайте пожертвование тем, кто делает благое дело. Примите участие в местной раздаче продуктов. Передайте продукты нуждающейся семье. «Усыновите» старика из дома престарелых. Поддержите создание местного приюта для бездомных в своем районе. Посоветуйте своей церкви, синагоге или мечети стать временным тёплым убежищем для бездомных в холодные зимние месяцы.
Иными словами, помогите нуждающимся.
Я знаю, что исправление того, что пошло в стране не так, не произойдёт за одну ночь.
Как я прояснил в своей книге «Поле боя — Америка: война против американского народа», возможно, мы можем сделать немного, чтобы избежать мрачной реальности полицейского государства в долгосрочном плане — не так уж далеко до того, как власть имущие призовут к стрельбе и позволят мелким прибылям стать выше нужд народа — но краткосрочно, есть вещи, которые мы можем сделать прямо сейчас, чтобы сделать это мир (или хотя бы некоторые его уголки) чуть-чуть добрее, намного менее враждебными и более справедливыми.
В крупном масштабе, нам надо прекратить быть посторонними зрителями падения нашей нации.
Исторически, синдром постороннего выражается в том, что люди остаются молчащими и не участвующими — просто зрителями — пред лицом проявления ужасов и несправедливости, что приводит всё население к условиям терпимости к необоснованной жестокости в отношении их товарищей: распятие и убийство невинных римлянами, пытки Инквизиции, зверства нацистов, кровавые дела фашистов, кровопролитие коммунистов и бездушная военная машина, управляемая военно-промышленным комплексом.
«Я клянусь никогда не молчать, когда бы и где бы человек не претерпевал страдания и унижения» заявлял Эли Визель о Холокосте в его речи при получении Нобелевской премии Мира в 1986 году. «Мы должны всегда занимать позицию. Нейтральность помогает карателю, а не жертве. Молчание провоцирует палача, а не пытаемого. Иногда необходимо вмешиваться. Когда в опасности жизнь людей, когда человеческое достоинство в опасности, национальные границы и чувствительность становятся незначительны. Какие бы мужчины или женщины не оказались восприимчивы из-за их расы, религии или политических взглядов это — на данный момент — становится центром Вселенной».
Никогда не поздно начать исправлять положение в мире.
Так что в этом году не просто благодарите в День благодарения.
Передайте свою благодарность дальше.