Специально для mixstuff – Olga_Vesna
В целом толерантность считается хорошей вещью. Спросите хотя бы в ООН, там 16-го ноября отмечают Международный день толерантности.
Вот цитата бывшего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна: «Организация Объединённых Наций пропагандирует толерантность как основание своей фундаментальной идентичности. Когда толерантность соблюдается, мы призываем мир следовать таким прекрасным примерам. Когда толерантность под угрозой, мы должны говорить об этом». Но будьте внимательны. Замечаете противоречие?
Книга на все времена
Австро-британский философ сэр Карл Поппер (1902-1992) считается одним из величайших специалистов ХХ века в области научной философии. Его книга «Открытое общество и его враги», изданная в 1945 году, выдержала испытание временем, на её страницах хронология истории расчерчена в привязке к различным текущим событиям.
«Если наша цивилизация хочет выжить, — взывает Карл Поппер к западной либеральной демократии, — мы должны покончить с привычкой поклонения великим».
Эта работа, включённая газетой The Guardian в сотню лучших научно-популярных книг всех времён, была написана под влиянием вторжения нацистов в Австрию в 1938 году. В 60-х годах книга оказывала невероятное влияние на умы людей.
Одно невозможно без другого
В решающей проблему тоталитаризма книге Поппера говорится о парадоксе толерантности. Эта же концепция всплыла и в 2017 году. Кварц очень просто описывает этот парадокс:
- Толерантное общество должно быть терпимым по умолчанию.
- За одним исключением: оно не должно быть терпимым к нетерпимости.
Это парадокс, потому что предполагается, что полностью толерантное общество должно, в том числе, быть нетолерантным. Но как можно считать себя полностью толерантным, если оставляешь лазейку для небольшой нетолерантности. В своей книге Поппер утверждает, что нетолерантность к нетолерантности есть не только единственный путь к защите самой же толерантности, но и крайне важный для выживания этой самой толерантности элемент: «Безграничная толерантность должна приводить к исчезновению толерантности. Если мы будем распространять безграничную толерантность даже на тех, кто не толерантен, если мы не готовы защищать толерантное общество от нападок нетолерантных людей, тогда толерантные люди будут уничтожены и сама толерантность вместе с ними». Да уж, это угнетает.
Но на этом он не останавливается, предлагая решение для потенциально деструктивной природы полной толерантности: «От имени толерантных мы должны требовать право не быть толерантными к нетолерантным. Мы должны заявить, что любое движение, защищающее нетерпимость, выходит за рамки закона, и мы должны рассматривать подстрекательство к нетерпимости и репрессиям как преступление, так же, как должны считать преступлением подстрекательство к убийству, похищению или возрождению работорговли»