ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Свобода и мышление в цифровую эпоху. Как интернет-гиганты воздействуют на общечеловеческие ценности
Свобода и мышление в цифровую эпоху. Как интернет-гиганты воздействуют на общечеловеческие ценности4-11-2018, 14:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Свобода и мышление в цифровую эпоху. Как интернет-гиганты воздействуют на общечеловеческие ценностиКликбейт. Фейковые новости. Постоянные уведомления. Автовоспроизведение видео. В информационную эпоху наш мир часто кажется бесконечной лавиной отвлечений. Соцсети и гаджеты постоянно нас отвлекают и крадут наше внимание. Философ Джеймс Уильямс уверен, что последствия этого недооценивают. Цифровая среда подрывает человеческую волю не только на индивидуальном уровне, но и на более широком общественном и даже глобальном. Джеймс Уильямс (James Williams) десять лет проработал в Google, анализируя эффективность рекламы и разрабатывая стратегии продуктов. Затем уволился и стал преподавателем философии в Оксфорде. Теперь он со стороны оценивает вред от избытка информации и дефицита внимания. В своей книге «In Stand Out of Our Light: Freedom and Resistance in the Attention Economy» ученый пишет, что в эпоху «экономики внимания» люди буквально стали думать иначе — быстрее, но гораздо менее критично и глубоко.
Этот термин стал популярным со времен бума смартфонов, поскольку различные приложения и услуги пытаются конкурировать за ваше внимание, учитывая его дефицит в условиях современной информационной перегрузки. Как заявил генеральный директор Netflix Рид Хастингс в 2016 году: «В Netflix мы конкурируем за время наших клиентов, поэтому наши конкуренты — это Snapchat, YouTube, сон и т.д.» В своей книге Уильямс рассматривает:
Уильямс описывает три уровня человеческого внимания — и как они деформируются техникой. Он сравнивает различные уровни внимания с различными типами света.
Перемены в мышлении, по мнению Уильямса, обусловлены тем, что интернет-гиганты в процессе борьбы за фокус немедленного внимания косвенно воздействуют на ценности человека и всего общества, «порождая качественно новую среду».
Способ, которым технологические компании конкурируют за наше внимание, имеет глубокий кумулятивный эффект. Философ убежден, что, пребывая в таком окружении, личность в конечном счете начинает деградировать. Деградация под влиянием гаджетов и приложений происходит в три этапа:
За примерами далеко ходить не надо: «интеллектуальная инфантильность», прокрастинация, распыление усилий и расфокусировка внимания уже приводят к глобальным информационным кризисам — засилью фальшивых новостей и «цунами ненависти», которые способен спровоцировать отдельный твит. Однако это только цветочки — первой «ягодкой» Уильямс называет избрание президентом США Дональда Трампа, политика, успешно эксплуатирующего идею онлайн-популизма. Другими словами, технологии способствовали тому, что люди не могут отличить истину от лжи, и на что им стоит обращать свое внимание. И это, в свою очередь, способствовало росту популистских политиков, таких как Дональд Трамп. В экономике внимания люди разучиваются концентрироваться и размышлять и начинают оценивать свою успешность по тем же меркам, по которым оценивается успех рекламных кампаний.
Вина за происходящее во многом лежит на крупных корпорациях, которые, вопреки собственным декларациям, вовсе не заинтересованы в том, чтобы научить людей отличать правду от лжи и объединить общество. Их единственная цель — максимизировать время, проведенное вами в их приложениях, поскольку большее вовлечение пользователей означает большее количество рекламы, которое им можно показать. «Очень жаль, что мы по-прежнему не пришли к прозрачности в отношении конечных целей того или иного продукта. Сегодня приложениям на Android гораздо выгоднее скрыть от меня свое истинное предназначение за ширмой бравадных речей и как бы невзначай попросить предоставить доступ к персональным данным», — говорит Уильямс. В конечном счете, Уильямс утверждает, что экономика цифрового внимания представляет собой новую форму политической власти, которая подводит нас к своего рода «защищенному крепостному праву», и что его реформирование может быть определяющей морально-политической задачей нашего времени. Поэтому он призывает законодателей обратить внимание не только на то, как IT-гиганты распоряжаются персональными данными, но и на психологические манипуляции как основу бизнес-модели. Также, по его мнению, нужно пересмотреть роль рекламы, переосмыслить ее характер и цель в мире, богатом информацией. «Нам нужна обширная дискуссия в обществе относительно убеждений, которые вырабатывают у людей различные бизнес-модели», — подытоживает философ. Источники: Business Insider, Сrassh Вернуться назад |