ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Какая идея нужна российским эмпирикам? Мнение
Какая идея нужна российским эмпирикам? Мнение26-09-2018, 15:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
В российском инфополе, отражением и самостоятельной частью которого является данный ресурс, периодически озвучивается потребность в новой общественной идее. Александр Запольскис в своей последней статье сделал попытку проанализировать основания для этой потребности, взяв в качестве повода недавнее предложение Леонида Слуцкого восстановить советскую пропаганду для более масштабного противодействия Западу в медийном поле. За отправной пункт я возьму рассуждения Александра и затем раскрою свою мысль насчёт конструкта "российская идея".
Отсутствие у сегодняшней России своей идеи (по Запольскису)Вначале Александр пишет, что с периода заката СССР в обществе стала объявляться абсолютной максимой индивидуальная свобода, но за два десятилетия эта свобода привела к тому, что многие стали жить дистанцированно от общества и государства. В подтверждение этого он приводит пример из жизни – многие люди живут так, словно какая-то другая страна воюет с Сирией, противостоит давлению Америки и ссорится с Европой, а не их родная Россия. С этим сложно не согласиться. Далее он правильно пишет, цитирую:
По существу, здесь идёт речь о чувстве причастности каждого гражданина к проводимой государством политике, в противоположность позиции "моя хата с краю". И если граждане воспринимают власть как действующую независимо от них, то логично, что эту отстранённую позицию замечают наши западные конкуренты по земному шару и сообразно этому действуют – вбивают клинья между населением и властью, например, посредством соответствующей деятельности НКО, НПО и "независимых" СМИ. Реальным примером такой деятельности служил на АфтерШоке некто Сулакшин, небезвозмездно культивировавший перед нами негативный имидж президента и правительства России. Также полезно вновь и вновь приводить в качестве примера Украину, уничтожение государственности которой происходит ввиду перманентного раскола между её обществом и властью. Наконец, об этой отстранённой позиции некоторых индивидов, порождающей латентное стремление к захвату власти, я писал в своей предыдущей статье. Политика для них едва ли имеет больший смысл, чем телешоу. Далее по тексту Александр вводит своё понимание пропаганды –
и утверждает, что для российской пропаганды нет главной основы – общего мировоззрения внутри самого российского общества, т.е. системного мировосприятия абсолютного большинства общества в целом. Ввиду отсутствия такого мировосприятия (или идеи, что здесь то же самое), по Запольскису, мы вынуждены постоянно заверять Запад в том, что у нас вообще-то есть свои, русские ценности, так что будьте добры считаться с ними. Но эти заверения как раз противоречат той "хатаскрайной" позиции, которую сегодня предпочитает занимать заметная часть населения, в чём заключается некоторое лицемерие. Затем Александр ставит в пример наличие у других государств своих идей: в СССР основообразующей идеей была идея коммунизма; сегодняшняя Украина питается от идеи нацизма, США – от идеи мировой гегемонии, Европа – от схожей идеи доминирования западных ценностей, а Китай – от своей модификации идеи коммунизма. И только в сегодняшней России есть государство, но нет "никакой монолитной убеждённости в преимуществе именно нашего образа жизни, наших ценностей, нашей системы мира". А следовательно, нет основания для поддержания у граждан России чувства причастности к осуществляемой ею политике. И далее, цитирую:
Над этими двумя цитатами следовало бы основательно поразмыслить всем нашим патриотам. Следовало бы обратить внимание на то, чтобы перестать искать свою истинность и самобытность во внешнем мире, и привести, наконец, свои собственные мыслительные способности в движение, чтобы создать адекватный материал для дальнейшей пропаганды. В заключение своей статьи Александр призывает задуматься над описанным им положением дел. Я принимаю его призыв и обращаюсь к единственно возможному уровню рассмотрения этой проблемы – философскому. Не совсем правильно утверждать, что в России нет своей философской идеи. Она в действительности есть; другое дело, что сегодня сама эта идея претерпевает кризис и находит себя недостаточной для дальнейшего развития российского общества. Эта идея – эмпиризм, о которой пока скажу лишь несколько общих слов.
Фактическая философская идея сегодняшней России – эмпиризмВряд ли будет ошибочным констатировать, что в России издревле господствовал строго эмпирический взгляд на мир, ещё задолго до того, как английские философы Бэкон, Локк и Гоббс сформулировали эмпиризм в виде целостного и развёрнутого мировоззрения. Традиция воспринимать и мыслить мир как всецело существующий вовне имеет для большинства русских людей абсолютное и неоспоримое значение. Философия в России если и была, то она всегда была безусловно материалистической или носила специфически национальный оттенок – наши мыслители (как правило, этот статус в России присваивался народом писателям и учёным), в основном, размышляли над вопросами о месте России в мире, а также иногда над нравственностью, религиозностью, космосом и другими общими для всех философов темами. Нельзя, конечно, сказать, что у русских людей не было философской рефлексии – она была, но никогда не поднималась выше мирских вещей и не становилась самостоятельным контекстом осмысления реальности. Мышление нормального русского человека всегда должно было быть прикованным к реальному бытию и отталкиваться только от него как от первоосновы. Отсюда известная фраза, отражающая традиционно низкую степень самоидентификации русского народа: "загадочная русская душа". Ведь душа принадлежит сфере сущности, но её-то не пошшупать руками, а стало быть, её и нет. Ну точнее есть, но это некая загадочная сущность. Далее, полная ориентация на внешний мир имеет для русских людей обратную сторону – духовная опустошённость, которую наш народ обыкновенно привык заполнять православными ценностями. Либо же пустота в душе заполняется русскими активной деятельностью по преобразованию природы и общества. Ещё одним, но нездоровым утешающим средством является у русского человека алкоголь, если он не видит ценности ни в православии, ни в собственной активной преобразующей деятельности. Кстати, о пустоте в душе как психическом свойстве косвенно упоминал авторитетный советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн в своих "Основах общей психологии", умело играя противоречиями для укрепления материалистической позиции:
Исходя из полной обращённости русского духа вовне, можно вывести предварительный характер той идеи, которая наиболее ему потребна: сделать материалистическую Россию лучше. Да-да, знаменитый рассудочный вопрос "как нам обустроить Россию?". Русский дух вроде как есть, но это неточно, а вот реальное бытие есть в своей совершенной определённости, и его-то как раз надо делать лучше. Но чем отличается наш материализм от западного материализма? По-видимому, тем, что он абсолютно строго следует материальному характеру человеческого рода – в нём начисто отрицается единичный человек как отдельная индивидуальность со своим собственным содержанием и отношением к миру. В начале образования СССР, чтобы у людей не было никаких поползновений к рефлексии над собственной индивидуальностью, Ленин вслед за французскими материалистами (Гольбахом, Дидро, Ламетри) воспроизвёл тезис об отражении сознанием материи, который нисколько не противоречил русскому материализму и сделался одним из главных тезисов советской идеологии, отказав людям в разуме как таковом. Диалектический материализм, пожалуй, можно назвать продвинутой формой материализма, но суть материализма от этого не меняется – гегелевская диалектика только послужила ему мощной подпоркой, но в его основе остались всё те же традиционные для него черты:
Здесь я пока остановлюсь в рассуждениях, ибо это очень обширная тема для одной статьи. Пока же подведу предварительный итог: ввиду того, что Россия всегда имела ценностью эмпиризм (а материализм и догматизм – явления одного с ним порядка), запрос на сегодняшнюю идею в России означает запрос на возрождение материализма в другой форме. Правда, после краха диалектического материализма необходимо будет придумать ещё более совершенную форму материализма... а для этого будет необходима другая идеалистическая система, чтобы из неё потырить новые подпорки для материализма. Ведь Маркс и Энгельс честно взяли диалектический метод у Гегеля и возвели свою концепцию на его фундаменте, значит и сегодняшним материалистам не обойтись без появления новой идеалистической системы, чтобы, как всегда, вторичным образом перекроить её на свой лад. Вернуться назад |