ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Как учителя в Калужской области помогают интегрировать в общество детей мигрантов
Как учителя в Калужской области помогают интегрировать в общество детей мигрантов18-12-2017, 11:17. Разместил: Иван1234567 |
Образовательные возможности должны быть равны для всех, решили участники программы "Учитель для России" и разработали проект по адаптации и интеграции детей, для которых русский язык не родной
Образовательный проект "Одинаково разные"
Обычно инновации в образовании зарождаются в столицах, а потом неспешно распространяются по стране. Но всякое правило интересно исключениями. В небольшом городке Белоусово Калужской области работает образовательный проект "Одинаково разные", который может стать образцом для многих школ страны: его создатели всего за несколько месяцев добились заметных успехов в адаптации детей мигрантов к школьной жизни и общению с русскоговорящими сверстниками. Все началось с того, что двое молодых учителей — преподаватель математики и английского Никита Савостиков и учительница немецкого языка Надежда Соколова, — прошедших подготовку по программе "Учитель для России", устроились на работу в местную среднюю общеобразовательную школу № 2. И вдруг столкнулись с проблемой, к которой их не готовили. Многие ученики просто не могли понять, что им пытаются объяснить преподаватели. "У школы № 2 два здания. В одном из них 48% процентов учеников — инофоны (носители иностранного языка и соответствующей языковой картины мира — прим. ТАСС). Эти дети приехали в Белоусово вместе с родителями из Таджикистана, Узбекистана, Армении и других стран СНГ. Русский язык для них не родной. И многие владеют им на слабом уровне, — объясняет ситуацию Никита Савостиков. — А в целом по школе инофонов — примерно 25−30%". Из-за плохого знания русского детям мигрантов сложно находить общий язык с учителями и другими учениками. Плюс разница культур мешает им приспособиться к новой реальности и стать частью школьного сообщества. Необходим длительный период адаптации и интеграции. "И далеко не всегда он завершается успешно, — продолжает Никита Савостиков. — А главное, при любом исходе дальнейший путь детей-инофонов предрешен. Ведь они долго учат русский язык и из-за этого хуже усваивают все остальные школьные предметы. Результаты ОГЭ у них ниже. А значит, мало шансов пойти в десятый класс и поступить в вуз после окончания школы. Они, скорее, пойдут зарабатывать сразу после девятого класса, тем более, что многие такие дети — из малообеспеченных семей, нуждающихся в дополнительном заработке. А какая работа их ждет? Неквалифицированная и низкооплачиваемая. И все из-за того, что у них не было равных образовательных возможностей с другими детьми. Формально они есть. Но на деле — нет. Когда мы это поняли, то решили — мы должны попытаться устранить это неравенство". И они попытались: нашли еще двух единомышленников, тоже участников программы "Учитель для России" Федора Бажанова из Ермолино и Елену Бахтину из Обнинска, получили поддержку директора школы, связались с министром образования и науки Калужской области Александром Аникеевым. Тот согласился, что проблема в регионе действительно есть, но у министерства пока нет ресурсов для ее решения. И тогда к началу нового учебного года энтузиасты самостоятельно подготовили проект "Одинаково разные", а 7 октября запустили его в рабочем режиме. Яблоко в протянутой рукеПроект "Одинаково разные" работает в формате школы выходного дня. Занятия проходят раз в неделю, по субботам.
"Образовательная площадка открыта для всех. В этом, с нашей точки зрения, и есть главный секрет социализации учеников-инофонов. В стандартной школьной среде с классно-урочной системой очень тяжело начать общаться с кем-либо. За новыми, неформальными контактами, которые позволят им вместе развиваться дальше, дети приходят к нам, — говорит Никита Савостиков. — Если детям нужны дополнительные образовательные возможности — они также их получают. Нужна площадка для самореализации и развития — мы стремимся ее создать. Есть три правила, которым мы неукоснительно следуем: участие, уважение и равенство. Благодаря этим трем ценностям, которые мы все время проговариваем, детям комфортно в школе выходного дня". Программа школы состоит из трех основных блоков. Первый — работа в проектных группах. Все они авторские. Одна называется "Книга историй". "У каждого из детей есть история из своей жизни, которой ему хочется поделиться с другими. Этот проект дает такую возможность, — поясняет Надежда Соколова. — Сначала дети рассказывали друг другу истории, не ограниченные какой-либо темой. А потом стало понятно, что прежде всего им важно рассказать о странах, в которых они родились. Например, один мальчик из Армении объяснял, как правильно выбрать яблоко на рынке. Что нужно взять его в руку определенным образом, а потом ударить по нему другой рукой. И если яблоко не вомнется в руку, значит, оно хорошее и сладкое. У всех детей есть истории, которые многое для них значат".
Рассказанные истории записываются в формате подкастов — аудиозаписей. Участники группы хотят со временем отобрать самые интересные из них и издать печатную "Книгу историй". Проектная группа "Документальный театр" помогает детям разобраться в своем внутреннем мире. Пережить то, с чем сложно правиться в одиночку, показав свою боль другим. "Каждый раз, собираясь вместе, ребята сами выбирали темы, которые им интересны. Например, тему страхов. Они брали диктофон и рассказывали, кто и чего боялся в детстве, чего опасается сейчас. Некоторые делились страхом перед будущим. На следующей встрече была другая тема для беседы. Так у ребят накопилось несколько записей на разные темы, — рассказывает Надежда Соколова. — Потом они отобрали самые удачные записи и фразы, собрали из них одну общую аудиозапись. Теперь ребята выходят на сцену и импровизируют, стараясь передать то, что слышат". В еще одной проектной группе дети занимаются световым рисунком. Устанавливают фотоаппарат на длинную выдержку, встают перед объективом, берут в руки фонарики — и начинают творить — рисовать светом в пространстве.
"Это не так просто, как кажется. Нужно иметь хорошее пространственное воображение. Заранее представить, что ты хочешь создать, какой рисунок или абстрактную фигуру. Еще необходимо разбираться в технической стороне процесса. Поэтому сейчас дети не только учатся рисовать, но и знакомятся с устройством фотокамеры, с процессом фотографии, — рассказывает автор и ведущий этой проектной группы Никита Савостиков. — Каждый раз мы совершаем с ними маленькие открытия, и это очень здорово. Но еще важнее, что у ребят появляется прекрасный повод для общения". Надежда Соколова полностью согласна с такой расстановкой приоритетов: "В обычной школьной жизни дети ничего не знают об интересах друг друга. Не подозревают, что у них могут быть схожие проблемы. А когда мы собираемся вместе, ребята вдруг обнаруживают, что у них очень много общего. Что они слушают одинаковую музыку или смотрят одни и те же фильмы. И из этого рождаются другие отношения. Дети понимают: национальность не имеет значения".
Школа свободного посещенияВторой блок школы выходного дня образовательный — консультации по школьным предметам. Цель — повысить мотивацию к получению знаний. В просторном зале — столы, за каждым — учитель, готовый помочь разобраться в сложной теме или рассказать что-то новое и интересное. Приходить или нет, к какому столу подойти, о чем спросить — личный выбор каждого. "Мы видим, что есть определенная проблема в том, что общество и технологии сегодня уходят вперед, а школа стоит на месте и не может мотивировать детей. Поэтому мы и предложили именно такой формат — когда ребенок может прийти за знаниями по собственной воле, — объясняет Никита Савостиков. — И такой формат оказался востребован. Каждую субботу к нам приходят примерно 25 детей. Причем среди них около 70% тех, для кого русский — не родной язык".
Многие дети не пропустили ни одной встречи, ни одной консультации. Проблема пока только в том, что учителей в команде проекта сейчас всего шестеро, все из разных наборов программы "Учитель для России". Но проконсультировать детей по всем школьным предметам они не могут, а помощи старших коллег из школы № 2 пока нет: они восприняли проект позитивно, но тратить личное время в выходные пока не готовы. Зато на помощь пришли другие участники программы "Учитель для России", и теперь каждую субботу в Белоусово приезжают провести предметные консультации молодые учителя со всей Калужской области — из Тарусы, Обнинска, Калуги. Сегодня в проекте приняли участие уже 13 учителей. "Дети очень любят, когда их посещают гости, а гости очень любят приезжать к нашим детям, — говорит Надежда Соколова. — Атмосфера царит душевная. Все в плюсе: и учителя, которые почувствовали себя в школе, но в совершенно другой роли, и дети, которые познакомились с новыми людьми или, наоборот, встретили старых знакомых".
Сейчас участники проекта хотят пойти дальше — дополнить предметные консультации уроками русского языка. Ведь стандартная школьная программа не рассчитана на детей-инофонов. Но, к сожалению, специалистов по преподаванию русского языка как иностранного среди учителей-энтузиастов нет. Тем не менее они все равно пытаются освоить специфику этой работы: закупают учебные пособия, пробуют после уроков заниматься с отдельными детьми. За помощью — к мафииТретий блок школы выходного дня тоже работает на успешное освоение русского языка инофонами. Выстроен он в самом комфортном для детей формате — игровом. Настольные игры помогают им развивать грамотную устную речь.
"Мы играем с ребятами в "Гномов и вредителей", "Шляпу", в другие игры. Но прежде всего — в спортивную "Мафию". Ведь в этой версии игры важны навыки очень четкой и связной аргументации. Существуют определенные шаблоны, как донести свою мысль до других участников, — поясняет Никита Савостиков. — Эти шаблонные фразы помогают освоить речевые конструкции, расширить словарный запас. А поскольку контекст им интересен, ребята заинтересованы в работе над своей речью. Они хотят, чтобы их услышали. "Мафия" для нас — большой помощник". В другие городаПроект "Одинаково разные" включает не только школу выходного дня. Раз в месяц организаторы собирают желающих отправиться на экскурсию в другие города региона, а минобрнауки Калужской области выделяет им для этого специальный автобус. В Тарусе школьники из Белоусова посетили музей семьи Цветаевых. В Калуге — Музей истории космонавтики. А чтобы было интересно и тем, кто русским пока владеет плохо, для них разработаны специальные квесты.
"В том, что "космический" квест будет интересен всем, мы не сомневались. А вот перед посещением дома-музея семьи Цветаевых сомнения, признаться, были, — вспоминает Никита Савостиков. — Ведь школу выходного дня посещают в основном ученики 7−8-го класса. А Цветаеву проходят чуть позже, и многим даже ее имя не знакомо, что уж говорить о творчестве. Поэтому мы решили подготовиться заранее: читали стихи Цветаевой, обсуждали. И это помогло: большинству детей было интересно. Тем более что в этом музее работает действительно выдающийся экскурсовод. Но поскольку у него довольно сложная речь, части детей было сложно ее понять. Они заскучали. Впрочем, мы знали, что так будет". Сейчас команда проекта готовит поездку в Москву. А 24 декабря в школе Белоусова состоится фестиваль. Проект "Одинаково разные" представит свои достижения родителям, учителям и другим ученикам. Участники расскажут о том, куда они ездили, покажут свои работы, да еще и угостят всех национальными блюдами. Как гости фестиваля оценят их старания, команде проекта очень важно. Но главную оценку они уже получили.
"Мы видим, что многим детям стало легче находить общий язык и с одноклассниками, и с учителями. Вот лишь один пример: в начале года к нам в школу поступили двое школьников из Таджикистана, брат и сестра. Он учится в 8-м классе, она — в 7-м. Оба почти не говорили по-русски. Держались друг друга, ни с кем не общались. Было сложно вытянуть из них хотя бы слово, — рассказывает Надежда Соколова. — Сразу после старта проекта мы пригласили их в школу выходного дня. И теперь наблюдаем, как оба раскрываются прямо у нас на глазах. Они перестали бояться разговаривать, стали делиться впечатлениями. Мальчик пользуется уважением у детей. Остальные с нетерпением ждут, что он скажет — и не важно, с ошибками или нет. Намного важнее, чтобы он просто сумел донести свою мысль. Как учитель я могу судить, что обретенная уверенность в себе помогает им не только в общении, но и в учебе. Хочется ловить такие моменты, чтобы видеть — затеянное нами дело и правда стоящее". Полина Виноградова
http://tass.ru/v-strane/4815166
Вернуться назад |