Средства
массовой информации обратили большое внимание на массовое участие
молодых россиян в акциях протеста, прошедших в прошлое воскресенье. В
связи с этими событиями представляет интерес исследование, проведенное
Сбербанком. Его результаты были опубликованы две недели назад, а один из
выводов заключается в том, что российская молодежь «совсем другая, и мы
должны осознать эту реальность».+
Сбербанк
в сотрудничестве с агентством Validata провели 18 фокус-групп с детьми и
молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями и ряд
дополнительных интервью с родителями, учителями и экспертами. В
результате исследования были получены 30 выводов, касающихся современной
молодежи и их отличий от родителей.
Молодое поколение выросло, «не вылезая» из интернета.
Для
молодых людей характерна малая продолжительность концентрации внимания.
Средний период концентрации на одном объекте – 8 секунд.
Социальные сети формируют у молодежи ощущение, что все постоянно меняется.
Конфликт поколений утратил прежнюю остроту, поскольку родители стремятся выстраивать «партнерские отношения» со своими детьми.
Взрослые
больше не являются «абсолютным авторитетом», и сами признают, что дети
превосходят их во многих навыках, а также лучше ориентируются в
современной жизни.
Родители склонны проявлять излишнюю опеку,
защищать своих детей от бытовых проблем, в результате чего у молодых
людей не формируются навыки решения проблем, возникающих в повседневной
жизни.
Молодые люди не любят одиночества и стремятся постоянно находиться в контакте с другими.
Каждый представитель молодого поколения «уверен в собственной исключительности».
Молодежь с большей вероятностью следует рекомендациям онлайн-источников, чем каких-либо «четко выраженных субкультур».
Молодые люди не ощущают себя единым поколением.
В
представлении молодых людей, жизнь будет постоянно меняться, поэтому
многое в ней не поддается планированию. Кроме того, они верят в
возможность «внезапного и стремительного» успеха.
Молодые люди скорее склонны «к тихому сопротивлению, чем к отрытому бунту».
Большинство молодых людей не воспринимают идей гендерного равенства.
Самое главное для человека – найти свой собственный путь.
С точки зрения молодых людей, главная цель – быть счастливыми. «Трудности означают, что выбран неправильный путь».
Молодежь
склонна считать, что счастье – это и есть успех, который измеряется не
богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием.
С точки зрения молодежи, самосовершенствование – это модно.
Молодые люди полагают, что качество жизни измеряется ее разнообразием.
Работа должна быть источником удовлетворения и не занимать слишком много времени.
Молодые
не задумываются о том, как изменить мир или человечество. Скорее они
стремятся сделать жизнь комфортной для себя, своей семьи и друзей.
Молодежь страстно желает признания и популярности, на работе, среди друзей, в социальных сетях.
«Умным быть модно».
Удачная
семейная жизнь воспринимается как признак успеха и состоятельности.
Создание хорошей семьи является более важной целью, чем профессиональные
достижения.
Молодые люди боятся разочаровать своих родителей.
Молодые люди очень боятся сделать в жизни неверный и необратимый выбор.
Свобода выбора – это не преимущество, а затруднение, своего рода испытание.
Нынешняя молодежь боится «обычной» жизни, без неожиданностей, сильных ощущений и ярких впечатлений.
Идеальное будущее, с точки зрения молодых людей, «в первую очередь включает в себя семью и друзей».
Молодые люди считают будущее непредсказуемым, непонятным и пугающим. В связи с этим у них короткий горизонт планирования.
Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие.
Многое из
перечисленного характерно для молодых людей в разных странах и в течение
многих поколений. Однако, появление подобного списка в России является
важным, поскольку чиновники и общественные деятели, вероятно, будут
рассматривать его как коллективный портрет поколения, которое в
настоящее время выходит на первый план.