ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Духовные причины недовольства властью в России

Духовные причины недовольства властью в России


24-12-2015, 13:03. Разместил: sasha1959

Николай Черных

ДУХОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕДОВОЛЬСТВА ВЛАСТЬЮ В РОССИИ

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

(1 послание к Коринфянам 6;12)

Если внимательно посмотреть, вокруг чего строятся сегодняшние обвинения и претензии оппозиции к власти в России, то можно заметить весьма примечательный и в то же самое время тривиальный факт. Это деньги. Достаточно мельком взглянуть на либеральные мантры:

— власть – ворье;

— Путин самый богатый человек (не то России, не то мира);

— Крым зря присоединили – это влетит нам в копеечку;

— РПЦ – это фирма по зарабатыванию денег;

— священники – мздоимцы, ездят на мерседесах;

— почему мы должны лишаться поездок в Турцию ради удовлетворения чьих-то геополитических амбиций, либо легкий вариант – сыра с плесенью;

— в России все дорого, на Западе все дешево;

— Путин играет в борьбу с терроризмом, чтобы зарабатывать на Сочи и Крыме;

— Роттенберг обирает дальнобойщиков;

— Россия погрязла в коррупции и т.д.

Икона Божией Матери …

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

— чтобы увидеть, что стержнем всех этих криков и стенаний является материальный аспект. Это то, что их всех объединяет и проходит красной нитью. Деньги, материальный достаток, комфорт, и в конечном счете МАТЕРИАЛИЗМ как таковой – является основой, главной составляющей жизни людей, пытающихся сегодня клеймить власть. Основные претензии к власти крутятся вокруг того, что является сущностным мега важным для них, составляет ядро и смысл их жизни. Доказательством этого может служить тот факт, что Олимпиада в Сочи, подготовленная в кратчайшие сроки, действительно через титанический труд огромного числа людей и проведенная с таким успехом, вернула русскому народу после долгих лет национального унижения и позора и безумного преклонения перед Западом, веру в собственные силы, веру в себя, веру в свое великое Отечество и торжество русской Традиции. Но для людей, зараженных духом материальной выгоды, было главным не это, а то, кто сколько на ней заработал и кто сколько украл денег. Весь их интеллектуальный продукт на многочисленных либеральных ресурсах строился вокруг этого. Дальше – больше.

 

Даже парад в честь 70-летия Великой Победы, являющийся образом стойкости русского духа, эти люди пытаются оценивать не с точки зрения единения нации, патриотизма, уважения к памяти предков, воспитания подрастающего поколения, гордости за собственную Историю, мужества миллионов людей своего Отечества, верности заветам отцов о сохранении Родины, но с точки зрения материальных затрат. Для них это настолько естественно, что они не видят всей абсурдности своих слов! Они тут же цинично утверждают, что как дорого стоило это действо, и что эти деньги лучше потратить на пенсии ветеранов (не спрашивая, кстати, самих ветеранов, что для них важнее) или на детские дома. Тут присутствуют очевидное лукавство, подмена понятий, когда обывателю предлагается выбрать или одно, или другое, вместо того, чтобы делать и то, и другое. Справедливости ради хотелось бы спросить таких людей, они сами – то много помогли ветеранам или детским домам? Но главное не в этом.

 

Главное, что эти люди не только сами меряют все происходящее в стране (и в их жизни) с точки зрения материальной выгоды, но и призывают всех остальных встать на путь набивания собственного кармана и удовлетворения собственного чрева. Удивительное дело! Они пытаются вменить в вину власти то, чем сами смертельно заражены – духом корыстолюбия, алчности, материальной выгоды и материализма, Именно поэтому, когда Президент, обращаясь к нации, говорит о духовных ценностях, о патриотизме, об исторической памяти, о Любви к Отечеству и любви к друг другу, о национальном самосознании и объединении людей на почве национальной самоидентификации, о важности сохранения семьи, это вызывает у таких людей либо саркастическую улыбку, либо раздражение, но чаще всего гнев, поскольку духовно-нравственные ценности и понятия, и вытекающие из них добродетели – любовь, милосердие, жертвенность, возможность откликнуться на чужое горе, коллективизм, нестяжательство лежат вне плоскости материализма, как такового. Они цинично утверждают, что только нравственными понятиями сыт не будешь.

 

Но ведь никто и не предлагает жить только духовно-нравственными понятиями! Президент говорит о том, чтобы исключительно материальное не ставилось во главу угла в жизни каждого человека! Они с завидной упертостью бубнят об экономике, когда им говорят о Любви к Отечеству и необходимости отдать собственную жизнь в случае смертельной опасности для него. Это равносильно тому, если бы эти люди со скрупулезностью бухгалтера стали говорить о стоимости укрепительных сооружений, о стоимости патронов и снарядов, танков и самолетов, об их дороговизне, когда Гитлер стоял уже под Москвой! Президент сегодня обращает наше внимание на внешние угрозы, многократно возросшие в последнее время.

 

Активизация НАТО, разжигание войны на Украине, где эти угрозы из гипотетических воплотились в жизнь, геополитическое доминирование, стратегия которого так ярко описана в книге бывшего советника американского президента Збигнева Бзежинского «Великая шахматная доска» и существовавшая опасность превращения территории Крыма в плацдарм для размещения военного контингента западных стран. Они же присоединению Крыма снова пытаются дать экономическую оценку, сколько, мол, это обойдется российскому бюджету.

 

Очевидна тенденция, что люди, недовольные Путиным в частности и властью вообще, это люди далеко не бедные. И это ещё, мягко говоря. Эти люди живут в комфортных условиях, имеют не по одной машине, выезжают (и не раз) в течение года на отдых за границу, великолепно питаются, хорошо одеваются, имеют средства на дорогие развлечения, обучают детей у дорогих преподавателей и в престижных вузах, а то и за границей. Достаточно бегло взглянуть на новостной фон, чтобы это понять. Постоянные светские тусовки таких вот «звездных» людей, широко освещаемые в СМИ, показывают их социальный статус, уровень дохода, роскошь от одежды до жилища, и так называемый жизненный вектор, направленный на стремление к богатству. И именно эти люди больше всех недовольны курсом Президента и Правительства. И наоборот, простые люди ничего этого не имеющие, и сточки зрения обывателя небогатые, никаких истерик по этому поводу не закатывают. И вот тут мы зададимся главным вопросом – почему в мировоззрении таких людей – материальный аспект является основополагающим их жизни. Духовные причины этого явления мне видятся в следующем.

 

Священное Писание много говорит о богатстве и правильном к нему отношении со стороны человека, указывая на то, что при неправильном отношении к материальном благам, человека может постичь духовно-нравственная и жизненная катастрофа. В Евангельской истории, связанной с тремя искушениями Христа, Бог как бы показывает людям три основных порока, которые будут сопровождать всю человеческую историю, задавать вектор ее развития и лежать в основе всех существующих мировых социально-политических катаклизмов – сребролюбие, сластолюбие, и славолюбие и важность духовного сопротивления именно этим страстям, поскольку именно они могут нанести душе человека непоправимый вред. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне). Вот верх искушения сребролюбием – все сокровища мира могут быть даны человеку, нужно только одно – поклонение сатане. Что же отвечает Христос? «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.(от Иоанна гл.4, ст.10)

 

Яркой иллюстрацией гибельной привязанности к земным материальным благом евангелист Матфей показывает случай, произошедший с Христом, когда к нему подошел юноша и спросил: «что нужно, чтобы наследовать жизнь вечную?»

 

Господь ему отвечает: «разве ты не знаешь? соблюди заповеди, которые дал вам Бог – возлюби Бога, почитай отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй». Юноша отвечает: «я это сохранил от юности моей». Тогда Господь говорит: «Иди, продай все имение свое и раздай нищим, следуй за Мной, и будешь иметь жизнь вечную». И юноша отошел от Него весьма опечаленный. (Смотри Евангелие от Матфея 19:21)

 

Кончено, тут Господь не призывает нас бежать тут же и продавать имение и раздавать нищим, как многие могут подумать. Он просто показывает, насколько человек прилепляется к материальному, к достатку, к комфорту, что даже, когда сам Господь ему говорит, и дает гарантии, что он 100% будет иметь Царствие Небесное и вечное пребывание с Богом в жизни вечной, человек выбирает земное! Иными словами он променивает временное, бренное тленное на вечное блаженство пребывание с Богом в Царствии Божием. Ну не безумие ли? Именно поэтому, Господь говорит: «трудно богатому войти в Царствие Небесное, легче верблюду влезть в игольные уши». (смотри Евангелие от Матфея 19:23.) Не потому, что владение богатством есть уже само по себе грех, а потому, что прилепление к богатству может стать для человека таким сильным, что он не готов будет с ним расстаться даже ради вечного блаженства. Далее Христос показывает нам всем, что следуя по пути материализма и желания владения материальными благами, так, что это становится страстью – это прямой путь к гибели души, призванной к пребыванию в вечности с Богом. Именно поэтому Он говорит, что Его Царство не от мира сего. Царство Мое несть от мира сего (от Иоанна гл.18, ст. 36). Он говорит людям – не прилепляйтесь к богатству (материальным благам) настолько, что если бы вас лишить этих благ вы бы почувствовали жизненную катастрофу. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. (от Иоанна 2:15.) А Апостол Иаков добавляет: Неверные люди, разве вы не знаете, что дружба с миром – это вражда против Бога? Тот, кто хочет быть другом этому миру, становится врагом Богу. (Иакова 4;4)

 

И ведь действительно, сколько депрессий, уныния, психических расстройств, нервных срывов возникает у человека, вдруг потерявшего достаток, престижную работу, хороший заработок, да и просто дорогую вещь.

 

Вот как показывает эту тенденцию в своей статье, посвященной взгляду великого Федора Михайловича Достоевского на состояние русского человека конца 19 века, доктор филологических наук Татьяна Касаткина: И тут чрезвычайно интересно еще одно обстоятельство – Достоевский прекрасно видел русский народ и так, как его видим мы. Более того – если мы проследим, как Достоевский пишет о современном ему актуальном состоянии русского человека – мы удивимся и поразимся тому, насколько все даваемые им характеристики могут быть отнесены как раз к человеку сегодняшнего дня, нашему соседу и современнику. Достоевский констатирует, что человеку пореформенной эпохи XIX века свойственны: 1) утрата общих, единых оснований и ценностей, 2) стремление к богатству, принимаемому теперь за единственную несомненную опору и действенную силу в жизни, поставление комфорта и удовлетворения суетных и страстных желаний превыше всего, возведение их в ранг целей человеческой жизни (в то время как они не более чем условия и средства существования).

 

Чем закончилось в 17-м году вот такое стремление к материальному всем хорошо известно. И неудивительно, что главными лозунгами тогдашних революционеров были вполне материальные ценности – «земля-крестьянам, фабрики-рабочим». Апеллируя к сознанию народа, они закладывали именно материальный аспект в своих воззваниях, при этом зная, что ничего этого они ему не дадут, и используя народ, как инструмент для своего прихода к власти. В итоге народу, разумеется, не было дадено ни того, ни другого, но главное власть была сметена, а страна утонула в кровопролитной Гражданской войне, результатами которой стали миллионные жертвы, да и большинство самих революционеров сгинуло в этом кровавом месиве. Именно поэтому Церковь, всегда утверждавшая, что духовное должно главенствовать в жизни человека, одухотворять, так сказать, его жизненный путь, стала главным идеологическим врагом тогдашних бунтарей и революционеров. Именно поэтому представители духовенства уничтожались с особенной жестокостью, именно поэтому разрушались храмы, поскольку именно Церковь была главным препятствием на пути овладения умами и душами людей на пути к захвату безграничной власти, власти земной и власти идеологической. Немудрено, что простые люди, отстранившись от своей веры и духовной традиции, поверив в эти лозунги, в итоге были обмануты врагом рода человеческого, ибо «когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (от Иоанна гл. 8, ст.44) и стали жертвами своей доверчивости и легкомыслия, став на путь Гражданской войны, где, как мы знаем, брат на брата и сын на отца.

 

Что же мы видим сегодня? Те же самые мотивы. Именно создание общества потребления, культивируемое на Западе и так рьяно насаждаемое у нас, начиная с начала 90-х годов, когда духовно – нравственные ценности подменяются материальными и тленными, когда человека только беспокоит – что поесть, и поесть желательно повкуснее, что купить, и желательно лучше, чем у знакомых, где развлечься, и обязательно престижней, чем его друзья, вытесняет из жизни человека все духовные ориентиры, и тогда этот процесс повышения уровня материального комфорта становится целью на уровне подсознания, незаметно для самого человека. Он уже и рад бы остановиться, да не может. Крутясь в этом процессе, на остальное время уже почти не остается.

 

Лукавый дух – великий манипулятор, все время вдалбливает в голову человека, посылая вполне конкретные импульсы и как бы программируя его на соответствующее поведение – «бери от жизни все», «ты этого достоин», «работай на деньги и за деньги, и не упусти момент, когда деньги начнут работать на тебя». Многочисленные передачи, культивирующие чревоугодие, культ потребления, алчность, жадность, всевозможные развлечения не сходят с телеканалов и рекламных щитов, как будто именно это является смыслом жизни человека. При этом враг рода человеческого уверяет человека, что он живет один раз, никакого Бога нет, нет души, нет вечной жизни, а ее смысл заключается в получении удовольствий и постоянном повышении собственного комфорта! А раз так, то к чему соблюдение каких-то нравственных норм поведения, помощь бедным, милостыня и благотворительность?

 

Как писал Ф. М. Достоевский в романе «Бесы»: «Если Бога нет, то все позволено». Именно атеистическое и материалистическое мировоззрение лежит в основе жажды обладания материальными благами. Неудивительно, что под таким мощным натиском человек вступает на ложный путь и начинает видеть смысл своей жизни исключительно в стремлении к богатству и удовлетворению суетных страстных желаний. Поддержание статуса в своих глазах и глазах друзей и знакомых заставляет его все выше и выше задирать планку этого уровня, дающего престиж и уважение в обществе, складывает определенный круг знакомств и общения, приносящий возможность сохранения и приумножения капитала через эти знакомства.

 

А ведь Христос говорит в евангелие от Матфея: «Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и мамоне” ( Матф. 6:24 ) И далее: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. (6:25) И завершает это поучение: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф 6;33) Этот стих открывает нам еще один духовный закон – закон зависимости, который никак нельзя переступить, обойти или игнорировать. Господь не оставил нас в неведении и предупредил, что если мы хотим иметь успех в материальном, то, в первую очередь, мы должны не материальное благо искать и не этим быть исполненными, не проблемами этого мира, а Царством Божьим и Его правдой. Ну как тут не вспомнить великого А.С.Пушкина и его «Сказку о рыбаке и рыбке».

 

И вот ключевой момент. Когда человек становится полностью зависим от своих страстей и пороков, враг рода человеческого, целью которого является гибель человеческой души для жизни вечной (он непрестанно обходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. 1 Пет 5:8) предлагает человеку сделку — поклониться ему, в обмен на сохранение своего богатства. И вот тут человек становится перед нелегким выбором. Но надо понимать, что выбор всегда есть, и он всегда за человеком. И надо признать, многие приняли такие условия, становясь явными служителями темных сил.

 

И это второй ключевой момент. С одной стороны мы видим людей вполне осознанно вставших на путь служения сатане (сатанисты), которые безусловно знают, что творят беззаконие, и подстрекают на это беззаконие других, с другой (и их основная масса), людей заблудших, обманутых, не разобравшихся, что к чему, поверивших явному обману и лукавству. Сатанисты, действующие осознанно и будучи материально обеспеченными, без риска для себя, как им кажется, начинают смущать и обманывать других простых людей, дергая за ниточки человеческих пороков, так знакомым им самим. Для них цена человеческой жизни ничего не стоит. В ход может идти все – явная ложь, клевета, инсинуации, лесть, подкуп, лукавство, подлог, обман, угрозы, манипуляции, подстрекательство на восстание (революцию) и даже человекоубийство (достаточно вспомнить волну террора в царской России, закончившейся убийством самой Царской семьи).

 

Все это мы видим в полной мере сегодня и в России, и особенно это в полной мере проявилось на Украине, когда людей призывали свергнуть власть ради улучшения их жизни, вот уже в России господин Ходорковский открыто призывает к революции! Они очень быстро становятся у руля любого недовольства и любого протеста, поливают грязью власть, обвиняют её в коррупции, будучи сами коррупционерами в чистом виде (достаточно вспомнить обвинение Г.Каспарова со стороны всемирной шахматной организации ФИДЭ в хищении средств) и подстрекают оболваненный народ на беззаконие, как в хорошо известной всем притче. Громче всех кричит: «Держи вора!», – сам вор.

 

Но этого им мало! Они уверяют человека, что в падении его благосостояния, потере работы, уменьшения заработной платы, вообще во всех бедах, виноват не сам человек, точнее его привязанность к ложным божкам – деньгам и комфорту, и заложивший материальный комфорт в основу своего жизненного строительства, сделав его стержнем своей жизни, а власть, которая якобы отнимает у него, причитающиеся ему (правда непонятно на каком основании) материальные блага и средства. Главное – посеять сомнение в человеческой душе, а дальше человек своей внутренней само-разрушающей «работой» все сделает сам. Его собственная гордыня говорит ему, что он якобы достоин большего, что он недооценен, он обманут, а ведь все это у него было! И кто виноват? Ну конечно же не он сам, поклоняющийся мамоне, а хитрая власть, посягнувшая на его достаток. В итоге человека снова уводят на ложный путь. Не на путь покаяния и очищения от собственных страстей, а на путь недовольства, озлобления, разрушения.

 

Наши святые отцы тоже поучали людей о правильном отношении к материальным благам. Они говорили, что всё, что мы имеем и чем владеем в жизни, в буквальном смысле не есть наше. По земным законам, юридически, да, мы являемся собственниками нашего имущества. Но с точки зрения духовных смыслов, метафизически, собственником всего является Господь, ибо Он сотворил небо и землю, и все, что на ней, и все, что начало быть, а человека поставил управлять всем этим, сделав его венцом творения Своего. Мы же поставлены Им распорядителями материальных благ, которые Он дает нам по мудрому своему Промыслу на временное управление и распоряжение.

 

В этом смысле материальные блага – лишь средство, инструмент для выполнения более важной задачи – спасения и наследования Царствия Божия. Он смотрит, как человек распоряжается вверенным ему богатством, и в любой момент может запросить отчет о деятельности, а то и лишить его. Вот, когда человек присваивает это себе, считает себя единовластным хозяином и распорядителем добра, тогда, вдруг лишившись этого богатства, может дойти до крайней степени депрессии, вплоть до самоубийства. Это, кстати, касается и талантов, дарованных человеку Господом. Когда человек считает себя проводником, благоразумным распорядителем таланта, дарованного ему свыше, он может создавать великие произведения искусства. Как только он присваивает дарованный ему талант себе, и считает себя собственником этого таланта, тогда шедевры куда-то улетучиваются и кроме тошнотворной бурды он уже создать не может ничего. Примеров предостаточно.

 

Что же хочется сказать в итоге? Поклонение Золотому тельцу – это явление, разумеется, касается не только (и не столько!) России, сколько всего человечества. Пытаясь контролировать мировые ресурсы, рынки сбыта и в конечном счете процесс увеличения прибыли (служение мамоне), эти силы развязывают мировые войны и сеют хаос. Именно поэтому с геополитической точки зрения мировые финансисты, транс-национальные корпорации и монополии ведут борьбу за рынки сбыта и контроль над территориями, а в духовном плане борьбу за души людские.

 

Но нам важно понимать, что развивая в себе страсть к материальному, человек будет строить свою жизнь не на прочном фундаменте духовно-нравственных ценностей, дающего ему душевное здоровье, а на зыбком песке материального достатка, и он может прийти к очень плачевным результатам, и возможно на много быстрее, чем может себе это представить. И не только прийти сам, но и привести к такому плачевному результату свою семью, а с помощью лукавых и темных сил, подталкивающего его к радикальным действиям, и целое государство. Увы, примеров таких в истории достаточно много. Об этом и предупреждает нас всех Христос: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (Св. Евангелие от Матфея 7:24-27)

 

 

Николай Черных, 22 декабря 2015 года,

 

 

Рождественский пост, день памяти зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Иконы Божией матери «Нечаянная Радость».


Вернуться назад