Замминистра обороны РФ Татьяна Шевцова сообщает: в Санкт-Петербурге и Хабаровске откроются пансионы воспитанниц Министерства обороны РФ, аналогичные учебному заведению в Москве, функционирующему с 2008 года. Пансион принимает на обучение дочерей военных из отдаленных гарнизонов, а также военнослужащих, погибших в боевых действиях, награжденных за выполнение воинского долга госнаградами, дети из неполных и многодетных семей. Обучение проводится с 5-го по 11-й классы.
«Очень серьезные, вдумчивые и правильные решения принимаются нашим министром по довузовскому образованию. У нас сегодня только один пансион воспитанниц — в Москве, но по решению министра на следующий год запланировано открытие пансионов в Хабаровске и Санкт-Петербурге. Мы не останавливаемся и дальше будем продолжать делать все, чтобы дать достойное образование нашим детям».
Т. Шевцова отмечает, что «воспитанницы московского пансиона отличаются не только высоким уровнем образования (средний балл по ЕГЭ в 2015 году составил 83 балла, что является самым высоким результатом по РФ), но культурным и творческим развитием (воспитанницы являются победителями и лауреатами международных конкурсов, в том числе музыкальных)», а командующий ЧФ РФ адмирал Александр Витко отметил, что необходимо воспитывать мужчин, которые могли бы стать достойными этих девочек в будущем.
В Новосибирске такое учебное заведение открылось уже в этом году, и, по словам начальника пансиона Ларисы Максимовой, конкурс составляет свыше пяти человек на место: «Выездная приемная комиссия на вступительных испытаниях проверяет успеваемость девушек по русскому языку, математике, иностранному языку, психологическую готовность к обучению и уровень физической подготовки».
Следует отметить высокий уровень обучения. Информация с сайта московского пансионата:
«Программа основного и среднего общего образования направлена на создание гендерно-комфортных условий для индивидуального развития воспитанниц. Программа обучения включает помимо предметов обязательной школьной программы широкий блок дополнительного образования: четыре иностранных языка, занятия танцами, спортивное, художественное и музыкальное образование. Овладение навыками игры на музыкальном инструменте, вокальным искусством, оркестровой игрой, искусством живописи, основами графического дизайна, станковой композиции, скульптурной пластики, основами батика — вот неполный перечень предметов, которые предстоит освоить воспитанницам.
Воспитанницы Пансиона проживают в благоустроенных общежитиях. Для отдыха в свободное от уроков время оборудованы большие просторные холлы, специальные комнаты, чайные, помещения для снятия физического напряжения. Блоки из двух комнат обустроены санузлом, душевой, просторной гардеробной, в комнатах, в основном, проживают по два человека. У каждой воспитанницы в общежитиях имеются компьютеризированные учебные места с интернет-связью».
Конечно, журналисты любят преувеличивать и писать неоднозначно: например, есть возможность изучать, помимо английского, ещё три языка, но не одновременно же все четыре. Тем не менее программа действительно обширная, разнообразная и с заботой о гармоничном развитии обучающихся. При этом, что интересно, военные предметы в программе отсутствуют.
Получается некий парадокс: Минобороны содержит явно высоко затратное учебное заведение, в котором военная тематика не преподаётся.
Идея, конечно, с социальной точки зрения правильная: каково растить ребёнка в современных условиях одной матери, если отец-офицер погиб? Кадетские учебные заведения в таком случае — очень хороший выход. Также следует учитывать специфику военной службы: дети вряд ли могут получить хорошее образование в отдалённом гарнизоне на какой-нибудь «точке», даже обладая выдающимися способностями. И если для мальчиков давно есть Суворовское и Нахимовское училища, а также другие кадетские корпуса, то с девочками ситуация гораздо сложнее.
Однако следовало бы учесть и военную специфику. Скажем, почему бы с такой возможностью обучения языкам не готовить военных переводчиков?
Почитайте репортаж (правда, ещё 2011 года) «Один день в Пансионе воспитанниц при Минобороны РФ», он с фотографиями и наглядно показывает условия жизни в пансионате. У меня глаз «зацепился» за фразу «новость, которая не сможет оставить равнодушной ни одну женщину: по приходу в пансион девочкам выдается 80 (!) комплектов одежды. Это вечернее, коктейльное, бальное платья, 6 различных форм учебной одежды, несколько пальто, зимние куртки, лыжный костюм, сумочки, обувь, пижамы, халаты — в общем, всё необходимое!». Я вот как-то не уверен, что в учебном заведении, особенно в школьном возрасте, к необходимым вещам относятся вечернее, коктейльное и бальное платье. Кстати, остаётся за кадром:
они как, одинаковые, униформа такая? Странно. Индивидуального пошива за госсчёт? Тоже, знаете ли, странно…
В этом же репортаже есть показательная фраза: «бесплатное образование такого уровня в нашей стране — это нонсенс». Увы, именно так.
Радует, что Минобороны занимается не только модификацией техники до современного уровня и новыми видами вооружений, но и заранее заботится о личном составе. Скажем, в этом году завершается создание Пермского суворовского училища для одаренных детей и школ для одаренных детей при трех высших учебных заведениях.
Но делается это, как обычно, своеобразным способом: в случае с пансионами кто-то явно романтически вдохновился идеей организовать институт благородных девиц, что и привело к перекосам «балы есть, военных наук нет». Тем не менее, тем, кто смог поступить в пансионат, можно по-хорошему позавидовать, — такое образование сейчас редкость даже за деньги.
А в целом я считаю, что цель государства — не в том, чтобы одни дети в стране завидовали, пусть по-хорошему, другим, а в том, чтобы российским детям завидовали в других странах, включая т.н. «цивилизованные», и нонсенсом в стране должно быть плохое образование, как и платное.