ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Бурматов предложил возродить систему ранней профориентации школьников

Бурматов предложил возродить систему ранней профориентации школьников


16-09-2015, 15:33. Разместил: er.ru
Сегодня, 16 сентября, первый заместитель комитета ГД по образованию Владимир Бурматов в своем выступлении от фракции обратил внимание на нехватку квалифицированных кадров рабочих специальностей:

Импортозамещение и развитие отечественных производств - одна из приоритетных тем для нашей страны сегодня. Сами обстоятельства диктуют этот выбор. 
 
Однако, если заместить импортные товары можно, создав преференции российской продукции, и те же санкции способствуют этому, то, скажем, с импортозамещением технологий дело уже сложнее. Но и это реализуемо, правда, - в более длительной перспективе. А вот "импортозамещение кадров" - это, пожалуй, самая тяжелая задача, потому что их подготовка занимает годы, а система образования на сегодняшний день совершенно не готова ответить на те вызовы, которые стоят перед российской экономикой. В первую очередь - в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров для отечественной промышленности. 
 
На мой взгляд, целый ряд направлений в этой сфере просто провален. Во-первых, это система ранней профориентации школьников, которая сейчас полностью отсутствует, и которую необходимо возрождать. Посмотрите статистику этого года: большая часть выпускников школ сдает ЕГЭ по гуманитарным предметам, чтобы пополнить армию маркетологов, пиарщиков, социологов, юристов, менеджеров и экономистов. Я ничего не имею против этих специальностей, однако статистика неумолима: российской экономике сейчас нужны совсем другие специалисты. При этом мы не видим ни одного реального шага от Министерства образования по возрождению системы ранней профориентации школьников. Старая система учебно-производственных комбинатов полностью разрушена. Сохранились единицы. А взамен не предлагается вообще ничего. 
 
Вторая проблема - это отсутствие внятной программы по популяризации рабочих профессий. Те методы, которыми сейчас Минобр это делает я бы назвал топорными и не дающими никакого эффекта, кроме обратного. Деньги тратятся, а результата нет. 
 
Третье - это необходимость возрождения института наставничества на производствах. Этого тоже нет. Я мог бы перечислять и дальше, но, думаю, тенденция и так понятна. 
 
При этом Президент уделяет вопросу подготовки рабочих кадров повышенное внимание. "У нас есть перспективная молодёжь, но нам надо изменить систему подготовки кадров, подходить к этому неформально. Все знают, что надо делать – надо начать это делать! Базовая основа экономики – это квалифицированный рабочий класс!", - этому заявлению Владимира Путина чуть меньше года. И Президент принял целый ряд очень серьезных решений в этом направлении. Учреждение стипендий для учащихся организаций среднего профессионального образования, соответсвующие поручения бизнесу, конкретные шаги в повышении зарплат преподавателям этой сферы, расширение программ по подготовке рабочих кадров в регионах, формирование перечня ТОП-50 приоритетных рабочих специальностей, по которым будет организована подготовка кадров на уровне мировых стандартов. 
 
К этой работе подключилась и "Единая Россия". Вместе с комитетом по труду и социальной политике и минтруда мы занимаемся этим вопросом, и через 2 недели в Липецке проведем большое мероприятие, посвященное этой теме. 
 
Это вектор, который задал Президент. Теперь давайте посмотрим, в каком векторе работает Министерство образования. Вот, всего один из примеров. Два месяца назад ведомство предприняло попытку отнять льготы у выпускников техникумов и колледжей, поступающих в вузы. Напомню, сейчас они могут поступать в высшие учебные заведения, не сдавая ЕГЭ, и им перезачитываются ранее изученные дисциплины. И вот этих преференций их хотели решить. Мне пришлось писать официальное обращение в Правительство о недопустимости этого шага. Потому что эти льготы - это демонстрация государственных приоритетов, это внимание государства к подготовке рабочих кадров. В итоге эти льготы мы отстояли. Но я не исключаю, что на следующий год Минобром будет предпринята очередная попытка наступить на интересы профессионального образования. 
 
Это всего лишь один пример, но очень яркий. И когда санкции против наших предприятий вводят другие страны - это, безусловно, вызов. Но это и возможность для развития. А вот когда эти санкции вводятся против учащихся техникумов и колледжей, будущих рабочих нашим государственным ведомством, Министерством образования, вот это - настоящая проблема.

Вернуться назад