ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Какие программы устанавливают мультфильмы в головы наших детей?

Какие программы устанавливают мультфильмы в головы наших детей?


6-05-2015, 20:50. Разместил: sasha1959
public-multfilmi

В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он должен был оградить их от насилия и пропаганды вредных привычек с экранов, но по критериям закона под запретом оказались даже мультфильмы.

В наше время мультфильмы, в особенности диснеевские, мало общего имеют со сказками и несут в себе иные функции, а их музыкальным оформлением становятся современные русские и зарубежные песни, которые разрушают эстетическое восприятие детей. Следует задуматься над тем, как современные мультфильмы влияют на поведение дошкольников и какие типы устройства психики они формируют.

 

Общие закономерности развития детей

Ребёнок, пока растёт, проходит несколько стадий развития своей психики. Так, после рождения его психика во многом аналогична психике представителей животного мира — ребёнок управляется в основном инстинктивными программами разного уровня.

Далее, ребёнок начинает как обезьянка копировать поведение окружающих. Причём, конечно, в первую очередь, он копирует поведение и повадки своих родителей, однако он с лёгкостью перенимает модели поведения вообще всех окружающих. Если какой-то дядя Вася пришёл пьяным к отцу, и тот принял его радушно, то у ребёнка может сформироваться первый положительный стереотип к выпивке: «Если я буду пьяным как дядя Вася, то отец будет рад». Поэтому в этот период очень важно следить за тем, какой пример родители подают своим детям и как они относятся к поведению окружающих. Дети, по сути, в этот период перенимают стереотипы и программы поведения, принятые в данной социокультурной среде. Особенностью этого этапа является прямое копирование без нравственных оценок копируемого поведения. Это подобно тому, как мы записываем программы в память нашего компьютера, чтобы потом ими пользоваться.

public-multfilmi-nachalo

В какой-то момент у ребёнка просыпается и начинает активно развиваться интеллект (начало этого этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице — «я хочу», а не «Вася хочет»). Этот период характеризуется тем, что ребёнок начинает творчески подходить к собственной психике — самостоятельно вырабатывать модели своего поведения, экспериментировать с пределами дозволенного родителями и пределами поведения в окружающем мире (это можно охарактеризовать словами: «как будто специально шкодит»).

В этот период ребёнок активно занимается оценкой окружающего на основе сформировавшихся на предыдущем этапе нравственных установок и стереотипов.

Далее ребёнок начинает осознавать, что в окружающем мире есть определённые пределы дозволенного, причём не только родителями, другими взрослыми и обществом в целом, но сама жизнь когда мягко, а когда жёстко корректирует поведение человека теми или иными жизненными обстоятельствами. И в какой-то момент он понимает, что просчитать с помощью интеллекта всё это многообразие ситуаций не представляется возможным, и возникает вопрос: Как пребывать в ладу с этой неограниченностью жизни? И тут внимание ребёнка должно быть обращено на такие компоненты психики, как интуиция и совесть, которые могут давать нерационализированные оценки тех или иных поступков, тех или иных намерений.

public-multfilmi-norma

Настоящим состоявшимся Человеком с большой буквы является тот, кто в своём поведении, в первую очередь, следует рекомендациям совести, как канала поступления безошибочной информации о наилучшей линии поведения в конкретной ситуации, опирается при этом на интуитивные прозрения, вырабатывает необходимые новые программы или выбирает уже имеющиеся в психике модели поведения с помощью интеллекта, не забывая и о инстинктивных потребностях организма.

Таким образом структура психики любого индивида такова, что не запрограммирована однозначно, а может быть различной, и формируется под воздействием воспитания. Этим человек отличается от других биологических видов на Земле. Вне зависимости от расовой и национальной принадлежности индивид может быть:

  • аналогичен животному, если всё его поведение безусловно и безоговорочно подчинено инстинктам, которые скрываются под разного рода оболочками, сложившимися в культуре;
  • аналогичен автомату, который сам не способен выйти за пределы заложенной в него культурой программы;
  • аналогичен демону, действующему по своему разумению без каких-либо нравственно- этических ограничений по принципу «что хочу, то и ворочу» в пределах тех возможностей, которые ему позволяют реализовать неподвластные ему социальные и природные факторы. Носители именно этого устройства психики пытаются реализовать с незапамятных времён глобальное «элитарно»-невольничье государство, в  котором все скованы иерархией взаимного паразитизма.
  • состоявшимся же Человеком является только тот представитель биологического вида «Человек разумный», который задумывается об объективной сущности Добра и Зла в конкретике их проявлений в жизни, и делает свой осознанный выбор в пользу Добра, поддерживая верность своему выбору в любых обстоятельствах осмысленно волевым порядком. Таким образом, настоящий Человек — это тот индивид, который живёт под диктатурой совести и никогда не лжёт.

Данное распределение по типам психики не подразумевает никакой сертификации, потому что каждому индивиду — любой расы, пола, национальности, вне зависимости от типа устройства психики, в котором он пребывает, дана возможность состояться как Человеку и научиться всегда и всюду поступать по совести. Только сам человек может судить о том, при каком типе строя психики он живёт и действует в разных обстоятельствах, потому что работа совести — дело внутреннее и никакой сертификации извне не поддаётся.

Различие взрослых по типам строя психики — результат остановки или извращения развития личности в процессе взросления в результате неправильного воспитания в семье и воздействия порочной исторически сложившейся культуры общества.

Соответственно, целью развития человечества на нынешнем этапе истории является построение культуры, в которой про каждого можно будет сказать, что он Человек с большой буквы (http://inance.ru/2014/12/prava/).

Какие программы устанавливаются вашим детям?

Родители рано приобщают детей к мультфильмам. По причине занятости и нежеланием заниматься воспитанием собственных детей, родители позволяют своему ребенку смотреть мультфильмы по 1—3 часа в день. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору. Следует отметить, что такие популярные детские каналы на телевидении, как «Карусель», «Детский мир», «Дисней», «2х2» (последний нельзя назвать детским) показывают, в основном, современные русские, японские и американские мультфильмы, которые не только не несут никакой ценности для ребенка, но и негативно отражаются в его поведении и речи. А ведь это как раз в то время, когда дети как губка впитывают поведенческие программы у окружающих.

В каждой стране конечно существуют свои эталоны культуры поведения, в соответствии с которыми строится воспитание детей в этот период. Мультфильмы в той или иной степени отражают формы поведения, которые дети перенимают. Современные американские диснеевские мультфильмы преподносят детям эталоны поведения, не только нетипичные для нашей страны, но и продвигающие неестественное поведение для вида Человек разумный вообще, поскольку Запад давно стоит впереди планеты всей на пути деградации и ближе всех к катастрофе культуры. Так же большинство российских современных мультфильмов демонстрируют по сути западную модель поведения, которому свойственны избалованность, невоспитанность, жестокость, лень, эгоистичность («Маша и медведь», «Игорь», «Барбоскины» и т.д.).

Многие исследователи подвергают критике современные мультфильмы. Ещё А. Бандура, проводя исследования в 60-х годах ХХ века, доказал, что сцены насилия, жестокости, увиденные детьми по телевизору, пробуждают агрессивность и формируют негативные черты характера. Известный психолог Д.В. Ольшанский отмечал, что влияние мультфильма на дошкольника объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание.

Заражение — герои мультфильмов выступают как носители определенного эмоционального состояния или поведения.

Внушение — герои мультфильмов формируют стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций.

Подражание — дошкольники подражают поведению героев и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причём ребенок воспринимает такое поведение как естественное и правильное.

Причём программы поведения, транслирующиеся в масскультуре Запад таковы, что многие «зависают» на этапе впитывания программ, так и оставаясь «бездумными потребителями контента», то есть по сути останавливаются в развитии и в поведении напоминают зомби-биороботов. Уж не поэтому ли так популярны в последнее время фильмы о зомби или о роботах?

public-multfilmi-robots

И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:

  • формирование нежелания думать самостоятельно, а использовать предоставляемые модели поведения — формирование типа устройства психики зомби-биоробот;
  • агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим, зачастую ненаказуемое. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости в достижении своих целей — формируют по сути демонические черты поведения;
  • демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребёнка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;
  • демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения — подготовка психики к дальнейшему внедрению извращений — формирование неестественной культуры для того, чтобы заблокировать развитие потенциала Человек разумный;
  • демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению естественных эталонов красоты;
  • безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям, что также формирует демонический тип психики личности;
  • негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы, которые изолируют в определённой субкультуре детей от родителей, создают невидимую стену — дети и родители начинают говорить на разных языках.

Проанализировав вышеперечисленные признаки, можно заметить, что они свойственны многим современным популярным мультфильмам, которые так любят дети.

Исследования и примеры

Проводилось исследование в детском саду № 35 города Арзамас. Началось оно с опроса родителей о том, как часто их дети смотрят мультфильмы. Выяснилось, что большинство родителей предпочитают посадить ребенка перед телевизором, нежели почитать книжки, заняться рисованием и т.д. Однако мы отметили тот факт, что многие родители сами не знакомы с теми мультфильмами, которые смотрят дети. Следовательно, некоторые мамы и папы даже не подозревают, какой вред для ребенка могут нести в себе современные мультфильмы.

Далее был проведён опрос среди дошкольников разных групп. Детям были заданы простые вопросы, такие как: «Любишь ли ты смотреть мультики?», «Как часто ты их смотришь?», «Какой твой любимый мультфильм?». Из ответов детей было выявлено, что наибольшей популярностью пользуются современные мультфильмы, такие как: «Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Шрек»,  «Барбоскины».

После анализа популярных среди детей мультфильмов, в течение двух недели наблюдалось поведение дошкольников. Удалось провести параллели между обликом героев данных современных мультфильмов и формами их поведения и поведением детей детского сада.

Популярный мультфильм среди девочек «Клуб Винкс» — школа волшебниц, где несколько девочек-волшебниц постоянно превращаются в фей. Цвет данных персонажей имеет яркие краски, а момент превращения сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране. Этот приём эксплуатирует свойства детской психики реагировать на всё самое яркое. Таким образом, всё внимание ребенка приковано к персонажу, не давая возможности поразмышлять о поступках данных героинь. Можно отметить, что героини американских мультиков под копирку похожи друг на друга. Из-за частоты мелькания этого лица на экране, оно превращается в приобретенный эстетический стереотип. Таким образом, девочки стремятся выглядеть так, как персонажи мультфильмов, а мальчики будут искать себе спутницу, ориентируясь на то же самое. Было предложено девочкам средней группы поиграть в «Винкс». Девочки начали спорить и ругаться из-за распределения ролей. Однако когда спор был разрешён и девочки принялись играть, оказалось, что сюжета игры нет. Девочки просто копировали манеры поведения волшебниц, но самой игры между детьми не было. Это говорит о том, что дошкольники видят в данном мультфильме только облик героинь и манеры их поведения, которые перенимают на себя, даже не осознавая, хорошо это или плохо. Данный мультфильм не имеет содержательной основы, а только анимационные эффекты, которые «зомбируют» сознание ребенка и подрывает эстетические эталоны.

Анализируя многосерийный мультфильм «Маша и медведь», на первый взгляд, нам показалось, что он смешной, забавный. Очень добрый большой мишка и маленькая забавная девочка Маша. Но если присмотреться, то маленькая, вечно недовольная девочка, всё время унижает и управляет большим медведем, а тот, в свою очередь, выполняет все её капризы беспрекословно. Также в мультфильме можно наблюдать такие сцены, где в поле игры Маши попадают различные животные. Стараясь окружить их заботой, девочка попросту мучает их. Это способствует развитию у ребенка такого качества, как безжалостность. Мы отметили, что дети, которые любят смотреть данный мультфильм, невольно начинают копировать поведение Маши, также баловаться, кричать, не слушать взрослого, потому что тот в данный момент выступает тем самым большим мишкой, который все стерпит. У ребенка формируются такие качества, как капризность, слабохарактерность, упрямство, эгоистичность. Также мы увидели, что многие дети копируют не только поведение Маши, но и её речь, в которой присутствует приказной тон и совсем нет волшебных слов.

Анализируя американский мультфильм «Шрек», нами было отмечены такие моменты, где принцесса Фиона дерётся как мужчина. При этом ей было весело, и она не испытывала смущения за такое поведение. Героиня наделяется атрибутами гнева, злобы и жестокости. Происходит омужествление женщин, что в более взрослом возрасте приведёт к сексуальной дезориентации, а при определённых условиях к гомосексуализму. Мы вынуждены констатировать факт, что большинство девочек в данном детском саду хотят вырасти такой же красивой и сильной, как героиня мультфильма. Большинство девочек даже зачинают драки, чтобы продемонстрировать свою силу. Также в мультфильме «Шрек» есть момент, где принцесса начинает очень громко петь возле дерева. Из гнезда, в котором находится несколько яиц, на ветку взлетает птица и начинает подсвистывать принцессе, но через какое-то время героиня повышает голос, и птицу разрывает. Принцесса смутилась, но ненадолго, и это не помешало ей пожарить те самые яйца, которые остались в гнезде. Ребенок, смотря такие мультфильмы, никогда не будет милосердным по отношению к другим.

Ещё один популярный среди детей мультфильм «Барбоскины» транслируют современную семью, в которой нет дела до членов семьи. Папа всё время погружён в работу, постоянно находится на телефоне и не расстается с ноутбуком (по сути доминирует поведение зомби-биоробота). Мама, домохозяйка, которая ненавидит работу по дому и, считая, что она не реализовалась как личность, мечтает стать известной актрисой (внедрение отвращения к семейной жизни как таковой). Данная семья является многодетной, где каждый ребёнок имеет свой характер. Например, Роза — классическая красотка, которая слишком помешена на своей внешности. На протяжении всего мультфильма, она говорит только об этом. Её не интересуют ни её родные, ни жизнь вне семьи. У героини есть одна главная задача — быть красивой и ухаживать за своей шерстью (как животное перед случкой). Таким образом, у ребенка складывается эталон образа семьи, где родители обращены только на себя, а воспитание детей пущено на самотёк. Данная модель поведения была отслежена в сюжетной игре детей старшей группы исследовавшегося детского сада. Можно представить, что ждёт в будущем детей, какими могут быть их будущие семьи. А героиня того же мультфильма Роза демонстрирует детям модель поведения, где любить необходимо только себя и заботиться только о себе. Это способствует развитию такого качества, как эгоистичность, принятие только себя и отвержение других. К сожалению, такая тенденция также была нами замечена в детском саду. Для героини Розы красота превыше всего. Это объясняет тот факт, что наши дети в первую очередь смотрят на лицо, а не на душу другого ребенка.

Не всё потеряно

Таким образом, выделим формы поведения детей, которые были отмечены в процессе исследования: капризность, упрямство, драчливость, агрессивность, эгоистичность в достижении своих целей. Все эти и другие негативные формы поведения подпитывают современные популярные мультфильмы. Большинство из них не несут в себе развивающего знания. Они не учат детей учиться самостоятельно, только поставляют готовые программы поведения, причём самого вредного качества. В детских садах необходимо систематически проводить работу с родителями, где следует заострить внимание на пользу и вред современных мультфильмов.

Вместе с тем, следует отметить, что есть и хорошие, достойные мультфильмы. «Баранкин, будь человеком!» (1963) — единственный мультфильм, где есть прямой призыв «Стать Человеком!».

«Фантик. Первобытная сказка» (1975) транслирует по сути праведную модель поведения, хотя и показывает её на примере животных.

Мультфильм «Птичка Тари» 1976 года воспитывает в ребенке желание придти на помощь, не быть безразличным к окружающим.

«Золушка» 1979 года демонстрирует ребенку дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. Большинство советских мультфильмов демонстрируют хорошие эталоны поведения.

«Цветик Семицветик» (1968) — учит бескорыстной помощи.

Из современных мультфильмов, которые также нравятся детям, следует отметить:

«Приключение Лунтика и его друзей» (Россия, 2006 год), где демонстрируется умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка.

Хортон (2008) учит быть внимательными к окружающему миру, а также показывает взаимовложенность процессов во Вселенной, хотя в нём и есть некоторые сцены чисто западного типа.

«В поисках Немо» (2003 США, Австралия) — любовь к родителям и детям, ценность семьи, хотя и там есть негативные примеры поведения главных героев.

Также лучше в этом отношении мультфильм «Смешарики». В нём отражены такие формы поведения, как взаимопомощь, дружелюбие. В данном мультфильме нет отрицательных героев, жестокости, агрессивности. Однако иногда героиня Нюша бывает капризной воображалой, но за это она наказывается.

Мультфильм «Фиксики» не только даёт детям знания об окружающем их мире, отвечает на детские вопросы, но и транслирует взаимопомощь, дружбу, преданность, а также образ крепкой дружной семьи. Мультфильм способствует развитию мышления дошкольников, воображения, умению общаться и взаимодействовать. Данный мультфильм, иногда, показывают детям непосредственно в детском саду.

Заключение

Таким образом, существуют множество современных мультфильмов, которые оказывают негативное влияние на поведение дошкольников. Мультфильмов транслирующих положительные модели поведения катастрофически меньше. А мультфильмов, показывающих действительно человеческое совестливое поведение так и вообще — единицы. Родителям следует ограждать детей от большинства современных мультфильмов, где транслируются негативные формы поведения. Необходимо критически подходить к современным мультфильмам. Прежде, чем включить какой-либо мультфильм ребенку, нужно предварительно просмотреть и проанализировать самостоятельно, можно ли данный мультфильм показывать ребенку. И оценивать необходимо, задаваясь вопросом: Развивает или нет данный мультфильм действительно человеческие качества — самое главное — совестливость, умение слушать язык жизни или нет? Тогда современные мультфильмы будут не только развлечением для детей, но и прекрасным пособием для воспитания и развития Человеков с большой буквы. Однако не следует забывать, что какой бы не был мультфильм, он не заменит живого общения со взрослыми. Поэтому лучшей альтернативой будет просмотр хороших старых и современных мультфильмов совместно с родителями.

Материалы:

Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников http://www.moluch.ru/archive/80/13872/

Человечество — это мужчины, женщины и дети http://inance.ru/2015/01/chelovechestvo/

Дети в нашем обществе http://inance.ru/2014/07/deti-01/ (все 4 части)

Влияние мультфильмов на сознание детей https://www.youtube.com/watch?v=ICG5Tws6YtI 

http://news.tochka.net/127936-multfilmy-pod-zapretom-chto-vrednogo-v-nikh-nashli-vzroslye-video-foto/

http://www.baby.ru/blogs/post/247231284-80904115/?page=2

Похожая статья: «Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения» (http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/96/4276/)

Другие положительные мультфильмы:

Волк и телёнок https://www.youtгube.com/watch?v=qMZWYFKhe3Q

Золотая антилопа https://www.youtube.com/watch?v=iyzPtl1pSEw

Просто так https://www.youtube.com/watch?v=ZzXWu9S709o&list=PLF901A37CA5D3ED47

Ох и Ах https://www.youtube.com/watch?v=snwAjhB95yA

Баранкин, будь человеком! https://www.youtube.com/watch?v=ws3_GncAQdY

Мультфильм «Контакт» 1978 года.

Советский мультфильм «Волшебник Изумрудного города».

Аленький цветочек

Дюймовочка

Доктор Айболит

Мальчиш-Кибальчиш

Сказки Сутеева

Морозко

Скидывайте в комментариях мультфильмы, которые на ваш взгляд учат детей совестливости и человечности.


Вернуться назад