ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Психоанализ Зигмунда Фрейда. Разоблачение мифа
Психоанализ Зигмунда Фрейда. Разоблачение мифа1-05-2015, 12:13. Разместил: sasha1959 |
Психоанализ Зигмунда Фрейда. Разоблачение мифа
Первое правило: ничего не принимать на веру, тем более то, о чем я не знаю; то есть тщательно избегать поспешности и предвзятых мнений и стараться понять свои суждения только в том случае, если они четко и ясно будут восприняты моим разумом так, что ни при каких обстоятельствах я не усомнюсь в них.
Декарт. Размышление о методе.
«По поводу психоанализа рассказывают, что Фрейд сказал доверительно Юнгу, отправляясь в Соединенные Штаты в 1909 году с лекциями: «Они не подозревают, что мы принесем им чуму».
Эпидемия быстро распространилась за океаном. Таким образом, Америка стала приемной родиной психоанализа, по крайней мере до 60-х годов.» Затем он обрушился на Европу и Францию в 80-х годах, благодаря усилиям местных адептов, которые стали распространять послание венского «учителя». Фрейдистская концепция жизни быстро достигла всех слоев общества, за исключением некоторых консервативных и католических кругов, которые воспротивились этому, впрочем, больше в силу догматизма, чем разума. Можно только удивляться, что Фрейд имел такой успех в стране, которая видела рождение Декарта.
Правда заключается и в том, что фрейдистская теория пришла совратить общество именно тогда, когда оно находилось в разгаре возрастания свободы нравов, сопровождаемой появлением противозачаточных средств и особенно пересмотром нравственной доктрины, которую церковь проповедовала на протяжении двух тысяч лет. Эта доктрина, которая рассматривала интимную жизнь как зло, приведшее Адама и все человечество к падению и страданиям, навязала миллионам мужчин и женщин чувство вины и страха первородного греха.
Фрейд, напрасно пытавшийся найти решение своим невротическим проблемам, соорудил теорию «все есть секс» и побудил западное общество броситься в другую крайность. Эта теория стала отрицанием духовного священного смысла жизни и с помощью введенного ею понятия о комплексе Эдипа разрушит представление о самой чистой связи, существующей между матерью и ребенком. На тонком плане связь матери и ребенка — это отношение между Кундалини и искателем Истины, открытие которой является целью мистического поиска. Дискредитируя материнский принцип и принцип святости, Фрейд таким способом затуманил путь психического освобождения, который может иметь только чистую духовную природу.
ФРЕЙДИСТСКАЯ ТЕОРИЯ — РЕЛИГИЯ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
Теперь начинают понимать, что доктрина психоанализа — это самое большое надувательство интеллектуального сознания двадцатого века.
П.Б. Мидвар, нобелевский лауреат в области медицины
Я думаю, что в будущем люди, обратившись к прошлому, увидят в нашем времени эру неверия, ассоциирующуюся в основном с Карлом Марксом и Зигмундом Фрейдом.
Ф.А. Хайек, нобелевский лауреат в области экономики
Во время развития экзистенционализма психоанализ, как метод, вызвал большие споры и рассматривался как сомнительный в научном плане, и очень сомнительный как терапия. Все серьезные научные исследования раскрыли обман фрейдистской теории. Действительно, теория Фрейда, которую никакое научное исследование не подтвердило, держится только на вере его последователей.
Более того, Фрейд бичевал строгий научный подход: «Эти критики, которые, заключают свои эксперименты в рамки методологических подходов, напоминают мне людей, которые все время протирают свои очки, вместо того, чтобы носить их и смотреть». Э.Фуллер Торри вспоминает, что один психолог написал Фрейду с целью сообщить ему, что он нашел научную основу его теории, на что Фрейд ответил ему, что его теория не нуждается ни в каком признании. Фрейд выступал против статистического сравнения между группами пациентов — основного элемента установления достоверности данных в современной медицине. Фрейд считал, что каждый пациент уникален, и поэтому статистические исследования дадут неверные результаты. Он предпочитал следовать от случая к случаю, считая, что успех лечения сам по себе достаточен, чтобы показать правильность его теории. Это неверно по крайней мере по двум причинам: первая называется плацебо-эффект. Пациент, которого лечат плацебо, чаще всего чувствует себя лучше, если даже речь идет о чисто физических параметрах, или механических, таких как артериальное давление гипертоника или гликемия диабетика. Такое улучшение объясняют частично вниманием терапевта к больному, который чувствует, что о нем заботятся, и успокаивается. Очевидно, что если эффект плацебо хорош для физических аспектов тела, то он может иметь огромное значение при психических патологиях. Случается, что тестируемый медикамент не имеет такого эффекта, как плацебо, показывая, что лекарство неэффективно при болезни, которую пытаются вылечить.
Вторая причина в том, что психические патологии очень цикличны, следовательно, подвержены спадам, улучшениям и постоянным новым спадам. Когда психоаналитик диагностирует своего пациента, тот чаще всего находится в наихудшем состоянии. Затем естественное течение болезни приводит к улучшению, которое терапевт относит за счет своего анализа. Можно только задавать себе вопрос, каким образом фрейдистская теория смогла убедить? Прежде всего, это можно отнести за счет лжи самого автора, который сделал все, чтобы скрыть неполноценность психоаналитического подхода. Мы рассмотрим здесь два случая, прежде чем остановимся на случае с «маленьким Гансом» из главы, посвященной эдипову комплексу, и случае с Дорой.
Другой известный случай с Анной О. Эта молодая девушка страдала невротическим расстройством с того дня, как она сидела у изголовья своего отца, болевшего туберкулезом, болезнью, которая должна была очень скоро унести его. Фрейд поставил диагноз «невроз» и заверил, что излечил его. Юнг, очень хорошо знавший, что происходит на самом деле, был первым, кто разоблачил эту ложь, и выразил полное презрение к Фрейду. Г.Ф.Элленбергер в книге «Открытие бессознательного» и Торнтон в своей книге «Фрейд и кокаин» четко показали, как Фрейд фальсифицировал истину и ловко обманывал клиентов. Что касается невроза, то молодая девушка заразилась туберкулезом от своего отца.
Последователи Фрейда вели себя так же. Исследований публиковалось мало, чтобы доказать теорию Фрейда. Клайн заявляет, что фрейдистская теория покоится на совершенно несопоставимых с критериями научной методологии фактах. Г.Эйзенк и Дж.Вильсон добавляют, что они не смогли найти в этих работах «никакого исследования, о котором можно было бы сказать: «вот подтверждение тому или иному случаю из теории Фрейда». Они добавляют, что «ни одно из этих исследований не позволяет отбросить любую другую интерпретацию, ни одно не было проведено с соответствующим экспериментом и не подтверждено статистическими данными с подбором пациентов, чтобы быть обнародованным.»
В пользу неэффективности психоаналитического лечения говорит тот факт, что в своей большой реформе здоровья администрация Клинтона не предусматривает возмещения убытков в случаях психоанализа, так как, согласно собственным выражениям доктора Ф.Гудвина, президента Национального американского института умственного здоровья, «за это нельзя платить. Это не может быть возмещено, так как ничто не доказывает, что это работает.»
Американская ассоциация по развитию наук сделала запрос в Массачусетский Технологический Институт о заключении по поводу фрейдистского психоанализа, которое было сделано Ф.Дж.Салловеем и его группой. Их выводы в изложении П.Дебри Ритцена очень поучительны: «Психоанализ возник как результат отживших ошибочных биологических гипотез, побудивших Фрейда возвести свое здание на песке. Это убило теорию в зародыше. В плане клиники методологические пробелы очевидны. Культурное и социальное влияние психоанализа было навязчивым, благодаря почти религиозной вере его последователей. Случаи, на которых Фрейд развил свою систему, базируются в основном на ложных и ошибочных наблюдениях в пользу его толкования. В действительности излечений не было.»
Догма не только вуалирует сомнение, но она выражает стремление к власти. Вот каким образом религия всегда была заложена в мышлении Фрейда. Сам он всегда идентифицировал себя с Моисеем и пошел дальше, создавая свой собственный миф в «Тотеме и табу». Юнг, впрочем, это подтверждает: «Тогда еще не понимая, я замечал у Фрейда проявления неосознанных религиозных факторов поведения.»
СЕКСУАЛЬНОСТЬ РАННЕГО ВОЗРАСТА И КОМПЛЕКС ЭДИПА
По Фрейду, с грудного возраста ребенок наслаждается сексуальным удовольствием. Первая стадия детской сексуальности — оральная стадия, когда ребенок получает первые удовольствия через ротовую зону. Кормление материнской грудью вызывает у ребенка сексуальное удовлетворение. Нет абсолютно никакой необходимости доказывать абсурдность таких аргументов. После оральной стадии ребенок переходит к анальной стадии, затем, в возрасте четырех лет, он подходит к эдипову комплексу. Малыш «влюбляется» в свою мать и хочет спать с ней. Он рассматривает своего отца как конкурента и врага, который, якобы, хочет его кастрировать. Интересно проследить случай с «маленьким Гансом», ставший основой этой теории.
Фрейд заявил, что Ганс был «образцом всех пороков», «что части тела лошади, которые ребенок периодически описывает в своих страхах, были неосознанным символом секса отца…» Он добавляет, что ребенок ненавидит сексуальную жизнь отца и видит в нем соперника в своей любви к матери! Вот как Фрейд, не знавший о тяжелом происшествии, травмировавшем ребенка, построил теорию эдипова комплекса. В действительности, такая теория реальна только для душевнобольных, среди которых он сам представлял яркий экземпляр. Известно, что у него были кровосмесительные желания к своей матери и что он не поехал на ее похороны, хотя находился на отдыхе лишь в двух часах от того места.
ФРЕЙД: ГЕРОЙ ИЛИ ДЕМОН?
В конечном счете, самая большая его теория возникла из анализа своей собственной неврастенической личности. Сам Фрейд — единственный человек, который оказался способным выплеснуть в мир свой собственный невроз и переделать человечество по своему образцу.
Г. Эйзенк «Закат и падение фрейдистской империи»
Фрейд совершенно далек от цельной личности служителя идеалам науки, которую его биографы (а среди них одним из первых стоит имя Э.Джонса) хотели нам навязать. В действительности это был неуравновешенный человек, пользовавшийся кокаином на протяжении длительного периода своей жизни, который фальсифицировал факты, чтобы заставить признать свою теорию: человек диктаторского склада, бесчеловечный и рьяный женоненавистник.
Кокаин оказывал ему соответствующую услугу, думал он, помогая ему бороться с нервными расстройствами, депрессией и нервозностью. В 1886 году он заявил, что подкрепился дозой кокаина, прежде чем идти на обед к Шарко. Другое ценное преимущество для Фрейда, как он полагал, в том, что кокаин обладает возбуждающим либидо действием. Более того, Фрейд продолжал пользоваться им после 1886 года, когда кокаин был публично осужден как одно из бедствий человечества вместе с опиумом и алкоголем. Его письма к В.Флиссу доказывают, что он принимал его регулярно до 1885 года и даже позже, если судить по его проблемам со здоровьем. Фрейд страдал сердечными приступами, головными болями, кровотечением из носа — таковы три симптома, проявляющиеся у наркоманов, принимающих кокаин. Эти симптомы исчезли, когда он прекратил принимать их, очевидно, после 1900 года, то есть в возрасте 44 лет. Но именно в 1899 году он опубликовал «Толкование сновидений». Можно себе представить смысл таких толкований человеком, принимавшим наркотики, пусть даже не постоянно… Другой мало известный аспект личности Фрейда — это его крайнее презрение к женщине. Он допускал, что ему никогда не удастся понять женскую психику, которую он называл «черным континентом». Он заявил, что женщины более эгоистичны, чем мужчины, и что у них ограниченное чувство справедливости. Он называл маленьких девочек «маленькими созданиями без пениса», рассматривал женщину как неудавшегося мужчину, ставил ее на низшую ступень, так как у нее не хватало пениса, и добавлял, что женщины не способны бороться против чувства хронической неполноценности. Для него это низшее положение не ограничивалось анатомической сферой, но также затрагивало интеллект: «Я думаю, что интеллектуальное отставание женщин, являющееся неоспоримой реальностью, относится к заторможенности мысли, обретенной в результате сексуальной репрессии». Он добавлял: «Женщины пришли в мир для других вещей, но не для мудрости». И, согласно Э.Джонсу, он говорит, что основная функция женщин —«быть ангелами, угождающими нуждам и комфорту мужчин».
Согласно Фрейду, «женщины внесли незначительный вклад в открытия и изобретения истории цивилизации». И со сниходительностью добавляет:«Возможно, все же именно они нашли метод ткачества и плетения». Такое женоненавистничество привело его к отрицанию материнства, о чем мы поговорим в конце этой главы. В случае с Дорой, одном из редких случаев, когда лечил непосредственно Фрейд, проявляется его женоненавистничество и даже садизм. Дора, настоящее имя которой Ида Брауер, была восемнадцатилетней интеллигентной девушкой, которая страдала потерей сознания, конвульсиями, иногда потерей голоса. Ее отец заразился сифилисом до ее зачатия, и оба они страдали одинаковыми астматическими расстройствами. Семейное положение было настоящим хаосом: ее отец, у которого была любовница, предложил ее мужу поухаживать за дочерью. Девушка попросила Фрейда рассмотреть сифилитическую патологию ее отца, но тот ответил, что всякий невроз имеет органическую составляющую и что отец-сифилитик — обычный случай в практике невропатологии. Фрейд самоуверенно показал, что расстройства бедной девушки были чисто внутреннего, психического характера. Он замучил ее вопросами и неотступно преследовал ее, терзая ее ментально на протяжении трех месяцев. Когда Дора объявила ему, что у нее недавно был приступ аппендицита, Фрейд заявил, что речь на самом деле идет о нервной беременности, отражении бессознательного сексуального влечения. Допуская, что симптомы астмы были идентичны симптомам отца, он заключает, что она, должно быть, слышала его дыхание во время сексуальных отношений! А вот и Эдип! Оказывается, кашель девушки был не чем иным, как несмелой песней любви…
Как и Августин пятнадцатью веками раньше, Фрейд был сексуально одержим. Он признал, что в раннем возрасте у него возникли кровосмесительные побуждения к своей матери, что, возможно, и привело его к «изобретению» эдипова комплекса. У него были довольно длительные отношения с Минной, сестрой своей жены. Известно, что в его семейной жизни преобладал длительный обман на сексуальной почве, который он так и не смог преодолеть. На протяжении первых девяти лет замужества Марта Фрейд была чаще всего беременна или больна. Затем, после шестой беременности, семейная пара решила воздерживаться, так как это было единственным средством не иметь больше детей. Именно это позволяет предполагать, что растущий интерес Фрейда к сексуальной сублимации, а также эдипов комплекс и предполагаемое «женское желание пениса» возникли, в основном, из-за его собственной одержимости, с которой он не смог справиться. Столкнувшись с этой проблемой, он строит теорию, которая позволила бы ему найти оправдание своему собственному расстройству: уловку, конечно, подсознательную, для того, чтобы убежать от самого себя. Юнг очень хорошо обобщил такое поведение: «Фрейд никогда не задавал себе вопроса, почему ему без конца приходилось говорить о сексе, почему он был до такой степени одержим этой мыслью. Никогда он не отдавал себе отчета в том, что однообразие интерпретации было свидетельством бегства от самого себя или от той стороны своей личности, которую, вероятно, можно было бы назвать «мистической». Таким образом, не признавая этой составляющей своего существа, невозможно быть в гармонии с самим собой».
ЕСЛИ ВСЕ ФАЛЬШИВО, ПОЧЕМУ ФРЕЙД ДОБИЛСЯ УСПЕХА?
Перед очевидностью аргументов и фактов из многочисленных публикаций, разоблачающих Фрейда, его последователи как последнюю опору ставят вопрос: почему фрейдистская доктрина была общепринятой, если она фальшива? Существует множество объективных аргументов, чтобы объяснить это. Прежде всего, исторический контекст: двадцатый век характеризуется освобождением нравов после двухтысячелетнего религиозного табу и полувековой викторианской эпохи, отличавшейся крайним пуританством. Позже произведения Фрейда нацисты будут публично сжигать в Берлине, и, как «враг моего врага — мой друг», Фрейд предстанет как униженный, которого всякий демократ должен защищать. И наоборот, тот, кто противостоит Фрейду, будет рассматриваться как ужасный старый консерватор, и даже нацист.К этому добавляется хорошо оркестрованная самим автором и его последователями пропаганда, основанная на лжи и замалчивании. Понадобились годы, чтобы доказать, что то, что не ставилось под сомнение — фальшиво.
Фрейдистской догмой легко манипулировать, так как она проста: секс объясняет все. Следовательно, доступна почти всем, в противовес анализу Юнга, более сложному, и, стало быть, менее популярному.
Из книги Гвенаэля Вереза
Зигмунд Фрейд — обман века
Вернуться назад |