«Война - это мир.
Свобода - это рабство.
Незнание – сила».
Реальность-1984 по Джорджу Оруэллу.
В 1990-х годах среди молодёжи был популярен американский сериал «Скользящие». Он казался поистине захватывающим – группа героев путешествовала по так называемым параллельным мирам, попадая в альтернативную действительность.
То есть перед нами рисовалась всё та же Америка, но всякий раз - другая, ибо, как гласило предисловие к каждой из серий: во Вселенной сосуществуют миллиарды непересекающихся реальностей. Безусловно, воспроизводилась любимая голливудская специфика – так, в одной из вариаций Элвис Пресли и Мэрилин Монро оказывались всё ещё живы и даже – востребованы... У ностальгирующих пенсионеров. Однако имелись и гораздо более волнующие «версии» - тотальная мерзлота и неоконченный Ледниковый Период; победа Советского Союза в мировой войне и коммунистический ад в Америке, или, например, владычество инопланетных гоминидов, давным-давно создавших на Земле свою цивилизацию. Зачем я вдруг вспомнила этот легкомысленный и наивный, хотя и занимательный сюжетец? У меня такое ощущение, что нам постоянно демонстрируют исторические фильмы и особенно – сериалы, снятые о каком-то параллельном СССР. Возможно, именно о том, который в одной из серий «Скользящих» устраивал красный террор с танками и расстрелами мирного населения. Во всяком случае, ни я, ни мои родственники никогда не жили в изображаемом пространстве. Друзья и коллеги тоже пожимают плечами: «Кое-что иногда встречалось, но в целом – не так».
Некоторое время назад я попыталась смотреть один широко рекламируемый сериал, точнее я опоздала к началу, зато я успела увидеть главное – группа молодых мужчин, одетых в советскую форму, швыряют в неглубокий, наспех вырытый ров трупы окровавленных людей. Потом я отыскала эту серию в интернете – на сайте канала, дабы понять, что же случилось «…Однажды в Ростове». Выяснилось, что я наблюдала финал Новочеркасского расстрела, который содеялся в 1962 году. Известно, что эти события были спровоцированы безграмотной и провальной продовольственной политикой Никиты Хрущёва, когда целые регионы остались без снабжения, а цены на основные продукты питания взлетели «по просьбе трудящихся». Из песни слов не выкинешь – царь Никита не слыл мудрым вождём и умелым управленцем, а великие свершения, имевшие место в период его правления, на поверку оказывались сталинским наследием и движением по инерции. Но все-таки страна жила, верила и запускала человека в Космос, а солнечное настроение 1960-х не являлось досужей выдумкой фантастов да молодёжных прозаиков. У каждого явления есть две стороны – светлая и тёмная, день и ночь, смех и слёзы. Советский Союз представлял собой грандиозный проект, однако, он тоже не был Эдемом. Человек вообще не может выстроить Рай на Земле, ибо он – не Бог. Это аксиома и её грешно оспаривать. Раздражение вызывает именно тот факт, что нам бесперебойно показывают исключительно мрачную сторону советского бытия. Нам прямо говорят – эти победы, красоты, романтические ЛЭПы и космические дали – всего лишь обманчивая ширма, за которой творились бесчинства, унижения и расстрелы. У зрителя, особенно у молодого, тут же возникает вопрос: «А зачем тогда вообще нужен этот Гагарин, если экономика - нулевая? Где мясо-то? Картошка и та – мелкая!» Потом на ум приходят многочисленные побасенки, транслируемые «историками быта» и прочими участниками передач «про СССР» - например, о дамских панталонах, якобы купленных в ГУМе Ивом Монтаном с целью устроения глумливой выставки.
Или вот ещё один образчик. Авторы сериала «Орлова и Александров» дают почувствовать, какой страх и какое отчаяние владели нашими кинозвёздами во время создания искромётной «Волги-Волги». Сделано грамотно – вот идёт съёмка сцены с водовозом; фоном – аресты и пытки. Следом – диалог Стрелки с Бываловым; актриса с трудом подавляет рыдание – она не понимает, боится, страдает, а ведь ей надо смеяться и танцевать. Да. Теперь хочешь-не хочешь, а будешь вспоминать эти «вторые планы» при просмотре кинокомедии, а кто-то ведь и не пожелает больше смотреть …танцы на крови. В многосерийном фильме «Фарца» (о хороших ребятках-фарцовщиках и плохом КГБ) мы слышим мощную реплику: есть - нечего, зато Космос – наш!
Вообще же эти фильмы, передачи, статьи и книги под видом чистой и незамутнённой правды проталкивают совершенно другое – дистиллированную ненависть к стране. Да. Претензии умно предъявляются к «этому совку», где, мол, было плохо всем - от работяг до жуликов, от студенток до генеральш. Но тогда получается странное и невнятное – почему же тогда эти люди, умученные сталинизмом и гнилой картошкой, защищали такой беспримесный кошмар от «цивилизованно-благоуханных» арийцев? И правда – зачем им был нужен ещё и Космос? Может мы всё-таки жили в каком-то ином СССР? Не в том, который нам непрерывно транслируют. А ещё – получается, что во Вселенной есть не только параллельные миры, но и – пересекающиеся. Мой СССР выглядел иным, чем в тех передачах и фильмах, но почему же тогда всё это показывают - мне? Вот загадка для любителей мистических тайн и прочей фантастики!
На ум то и дело приходит тенденциозная, но очень уж популярная антиутопия Джорджа Оруэлла «1984» - некая альтернативная история Англии, выбравшей путь тоталитаризма. Замечу, что автор и не думал пародировать Советский Союз – он лишь мрачно грезил на тему английского послевоенного общества, в котором на тот момент были некоторые элементы жёсткого режима. Вызвано это было послевоенной нищетой, разрухой и распределительной карточной системой, отменённой в Великобритании несколько даже позже, чем в «инфернальном» СССР. И вот представьте себе, что современному англичанину примутся показывать его же страну образца 1984 года, но именно так, как это видел Оруэлл. При этом авторы фильмов и участники программ будут горячо убежать, что именно так и выглядела его странав пресловутом 1984-м. «В вестибюле пахло вареной капустой и старыми половиками…» На стене – плакат с усатой физиономией вождя. Большой Брат надзирает и бдит. Молодёжь вступает в Антисексуальную Лигу (в СССР секса тоже не было, если вы помните). Тотальная бессмысленность бытия. Желание вырваться. «В квартире сочный голос что-то говорил о производстве чугуна, зачитывал цифры». Именно так и выглядят наши современные сериалы, статьи и даже «воспоминания» деятелей искусств. К примеру, в одном из фильмов о 1970-х годах на обшарпанных (понятное дело) стенах молодёжного общежития висели плакаты с БАМ-овскими лозунгами, а главным отрицательным персонажем был комсомольский лидер. Ребята, на стенах студенческих общаг в те времена висели фотографии красоток в купальниках или постеры с девушкам из западных поп-групп, а комсомольские вожаки были тоже очень разные. Просто мой СССР не был ни Мордором, ни Оруэлловской фантасмагорией, ни ночным кошмаром в стиле рисунков Гойи.
Да! Регулярно приходится слышать теле- и радио-стенания Народных Артистов СССР и высокомерных мэтров литературы, в своё время с удовольствием вкушавших икорку в ресторане ЦДЛ. Мол, соцреализм выпивал из них все творческие соки, а Фурцева, Лапин и прочие чиновники от культуры не давали привольно самовыражаться. «Я не могла купить себе нормальной еды!» - буквально вопит престарелая лгунья, которая когда-то купалась в лучах народной славы и постоянно мелькала на обложках «Советского экрана». «Мы всей семьёй ютились в тесной каморке, а моего соседа по коммуналке выгнали из института за ношение узких брюк и интерес к негритянским блюзам!» - жалуется выживший из ума литературовед, который при тоталитарных Советах печатался гораздо чаще, чем в условия рыночной свободы, когда его тема получила тавро «не формат». А ещё они постоянно жалуются на козни вездесущего КГБ. Безусловно, Комитет был могущественной организацией, но он по большей части занимался не настроениями творческой интеллигенции, а куда как более интересными делами.
Почему-то в моём СССР слово «чекист» означало, прежде всего, разведку и контрразведку. В их же странноватой реальности комитетчики только и промышляли отловом недовольных граждан да изощрёнными пытками по подвалам. Ещё в ихнем (sic!) «совке» НКВД-шники мешали генералам воевать с фашистами и репрессировали самых результативных военачальников. Больше того, у них и Лаврентий Павлович стал главой ведомства чуть ли не сразу после Дзержинского. Не верите? Посмотрите любой сериал, посвящённый довоенной истории – у них там репрессии 1937 года проводятся под руководством Берии, хотя в нашем СССР это случилось при Николае Ивановиче Ежове (который, видимо, в параллельно-сериальной реальности занимался каким-то другими вопросами). Какой всё-таки ужасный этот СССР-совок из параллельного мира и как хорошо, что я жила в другом СССР!
Вот и незабвенный Пётр Порошенко тоже, видимо, прозябал в каком-то ином Советском Союзе. Не в нашем, а в каком-то совсем уж поганом. Иначе, как можно объяснить вот эту его прочувствованную мысль? «Гитлер вместе со Сталиным развязали кровавую бойню Второй мировой войны и тогда попытались разделить и расколоть Европу». Пан Порошенко говорит сие во всеуслышание и при этом, вероятно, ощущает себя искренним. Наверное, тот, Мордор, в котором нынешний украинский лидер провёл свои молодые годы, действительно дружил с Гитлером и даже делил Европу. Очень может быть, в той реальности, где жил Порошенко, именно украинские парубки сражались плечом к плечу с американскими «воинами света» против двухголового дракона – коммуно-фашизма. В украинском парламенте недавно были приняты законы под общим грифом «пакет о декоммунизации». После вступления этих нормативно-правовых актов в силу на Украине должны демонтировать памятники коммунистическим деятелям, переименовать названные в их честь населённые пункты и прочие объекты и открыть архивы всех силовых и разведывательных органов СССР. Также будет запрещено использовать советскую и нацистскую (sic!) символику, в том числе в сувенирной продукции. Я же говорю, мы постоянно сталкиваемся с персонажами из иных реальностей, где коммунизм и фашизм воевали в едином строю, а не друг с другом. Это, дорогие товарищи, вещь посильней «Фатерлянда» Роберта Харриса будет!
Зато! В последнее время социологи отмечают рост доли россиян, положительно относящихся к «вождю народов» - к Иосифу Виссарионовичу. Так, согласно данным опроса «Левада-центра», опубликованным 31 марта, положительно личность Сталина сейчас воспринимают 39 процентов россиян. При этом за последние 15 лет число тех, кто относится к Сталину с неприязнью и страхом, значительно уменьшилось.
А теперь - хроники нашего бытия! 9 апреля. Сообщение от «Интерфакса»: в Москве на улице Плющиха был размещён плакат «Вечная слава победителям!» с изображением товарища Сталина. Да. В нашем, в нормальном, привычном мире (а не в параллельном Мордоре) имя Сталина означает не ГУЛАГ, а Победу.
Но шутки – шутками, а ведь мы вынуждены сосуществовать с господами и господинчиками из «иных» реальностей, для которых 1990-е годы – эпоха свободы, а Крым – «не наш», …а Путин – гад. И Советский Союз – провальный проект и палаческие времена. Кто-то может возразить: а зачем патриоту вообще любить СССР? У нас есть прекрасные вехи, вроде «России, которую мы потеряли». Давайте будем с трепетом обращаться к эпохе Александра III, например. Или к временам Николая Павловича, при коем выдался Золотой Век русской культуры (несмотря на цензуру и указующий перст Третьего Отделения). А ведь есть ещё и превеликие затейники, которые полагают, что Русь закончилась с принятием Христианства. Кто-то из патриотов сетует, что Россия убилась, когда переоделась в парики и камзолы, стала пить кофий и предпочитать Ричардсона and Руссо. В таком случае, можно продолжить линию рассуждений: «Я люблю маму только до 30 и после 40, потому что от 30 до 40 она связалась с тем подлецом, который…» Выборочный патриотизм – это, разумеется, удобно, однако, не совсем правильно.
Больше того – Николаевская или, там, Александровская Россия – сие, конечно же, прекрасно и благородно, но это было…давно, а советская история – это недавние вехи и отрицать величие СССР – это перечёркивать жизни своих же матерей. Советская история – близко, ибо ещё живы ветераны Великой Отечественной, а ещё – космонавты, учёные и писатели той эпохи. Не все же из них мучились и страдали в «параллельном совке», где даже секса не было, а за ношение джинсов лишали гражданства! Когда-то Эдуард Лимонов назвал одно из своих произведений «У нас была великая эпоха». И это правда. Там были свои минусы и даже свои ужасы, но это не отменяет величия времени. Будем помнить.