ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > «Идеологическое наступление патриотов»: когда оно случится
«Идеологическое наступление патриотов»: когда оно случится16-01-2015, 13:48. Разместил: sasha1959 |
Обозреватель
Свежий призыв от министра культуры Владимира Мединского, режиссёра Никиты Михалкова, артиста Михаила Пореченкова и прочих уважаемых лиц к «идеологическому контрнаступлению по всему фронту» по своей сути точен, хоть и серьёзно запоздал.
Но главный его недостаток даже не в этом. Нужно отдавать себе отчёт, что штурмовать нам предстоит стальные стены Голливуда, башни популярных реалити-шоу, бойницы «ментовских» сериалов — то есть в некоторой степени и самих себя. Давайте обсудим, насколько высоки шансы на успех у такого контрнаступления и в чём его уязвимость.
Во-первых, не совсем понятен призыв к контрнаступлению, не подкреплённый планом. Какими ресурсами будем наступать, как обеспечен тыл, какова логистика снабжения, кто отвечает за операцию и разработаны ли резервные варианты. По логике призыв к контрнаступлению должен звучать уже после того, как всё это подготовлено, а не прежде. Иначе не вполне понятно, кого и на что мы мобилизуем. Пока же, выражаясь в терминах ув. Н.С. Михалкова, нам предложено контратаковать с «одной винтовкой на троих».
Во-вторых, не совсем понятно, кто будет наступление осуществлять. Кто будет создавать нам «фильмы, книги, выставки, современные видеоигры, патриотическое радио и ТВ»? Видимо, режиссёр Звягинцев и безработные московские креаклы. А кто ещё, если предыдущая эпоха больше никого не воспроизводила?
Я поясню на свежем примере.
На днях из прессы стало известно, что большинство депутатов Мосгордумы наняли себе в штат личных блогеров, которые занимаются ведением их страниц в соцсетях. При этом сделано это было по «настоятельным советам» из руководства МГД и мэрии. Депутаты взяли под козырёк — блоги дело хорошее, вон как лихо цитируются в СМИ твиттеры Дмитрия Рогозина и Рамзана Кадырова. А кого наймёт депутат для своего пиара? Человека с опытом, «неординарным мышлением» и «знанием социальных сетей». Креакла, одним словом, благо их сейчас на бирже труда в избытке. А какой «патриотический» имидж власти построит человек, имеющий за плечами десять колонок в «Снобе»? Примерно вот такой.
…Два неизвестных широкой публике депутата затеяли новогодний вояж в Антарктиду для покорения её вершин и водружения там флага Российской Федерации. Затея была сопровождена соцсетевой подготовкой в духе «если этот твит наберёт тысячу лайков, то мы отправимся в путешествие и будем постить вам красивые фоточки». Затем, уже по ходу приключения, пошли залихватские твиты о том, «какие здесь опасные трещины во льдах, но мы всё равно прорвёмся!». И вот, наконец, на странице одного из героических депутатов появилась такая запись: «Здравствуйте. Меня зовут Павел, пресс-секретарь Александра Геннадьевича. Он и депутат Савченко не вышли на связь из Антарктиды. Боюсь, беда (((» Этого было достаточно для того, чтобы «пропавшие» депутаты попали во все российские СМИ, совсем как Рогозин или Кадыров. Сами депутаты вскоре на связь вышли и успокоили взволнованную аудиторию тем, что у них всё отлично. Была ли это запланированная пиар-акция или самодеятельность пресс-секретаря Павла — мы не знаем. Но итог её таков. Во-первых, журналисты раскопали стоимость депутатского путешествия, которая составила 7 млн рублей, и сопоставили её с депутатскими же задекларированными доходами в прошлом году. В итоге вышло, что один из них потратил на путёвку весь свой годовой доход, а второй треть.
Во-вторых, выяснилось, что депутаты путешествовали с помощью американской турфирмы, не поставив в известность руководство Госдумы, что, учитывая их доступ к гостайне, отсутствие связи с ними в течение почти суток и нынешнюю политическую обстановку, — мягко говоря, не совсем правильно.
…Это, напомню, история не про депутатов и их доходы, а о непрофессионализме их пиарщика. Ведь если бы пресс-секретарь Павел зачем-то не написал в «Твиттер» о своих предчувствиях «беды» (неважно, было ли так задумано или нет), то всё бы прошло более-менее гладко.
Меня напугал призыв «идеологического контрнаступления» именно потому, что возьмись мы его осуществлять сейчас — государство поручит его вот таким вот павлам, то есть креаклам эпохи «нулевых». Потому что больше некому: другие в «правильных местах» не отираются, да и не штамповали больше никого в процессе воспитания–образования–карьерного роста. А уж эти ребята со своей «творческой интуицией» завалят любое контрнаступление легко и беззаботно, особенно — учитывая, что оно планируется на чуждом им идеологическом фронте.
В обращении звучит призыв «не проспать молодёжь», что свидетельствует о серьёзном непонимании авторами ситуации с молодёжью вообще и её настроениями в интернете в частности. Дело в том, что её уже давно проспали. Раз эдак двадцать. Но она уже пробудилась — и не благодаря культурной политике государства, а вопреки. Толчком к такому пробуждению стали выдающиеся события начала прошлого года — триумфальная Олимпиада в Сочи и возврат Крыма в состав Российской Федерации. До того момента — несмотря на «болотных» и крупнобюджетное противостояние с ними специально обученных молодёжных организаций — патриотический сегмент интернета был придавлен гигантским пузырём русофобской пропаганды. Мы были маргиналами и развивались как контркультура.
Но, о чудо, два популярных шага власти вмиг обанкротили этот пузырь, и ещё вчера маргинальный сегмент интернет-патриотов разросся до неимоверных масштабов. Проблема в том, что и он может лопнуть от любого неловкого движения. Это вообще очень тонкая и совершенно неизученная область, требующая самого деликатного обращения. Шутка ли: американские фонды (основываясь, между прочим, на научном подходе к психологии соцсетей) вкачивали в русофобский интернет миллионы годами, а он растворился, как и не было. Поэтому меня пугает термин «контрнаступление»: слишком резкие движения на хрупком интернет-фронте могут уничтожить наше не совсем ещё устоявшееся преимущество.
Таким образом, перед тем как призывать к контрнаступлению, необходимо провести большую работу по его обеспечению, которой пока не наблюдается. Первым делом — окончательно и бесповоротно отрезать от госфинансирования враждебные нам культурные проекты. Это потихоньку осуществляется (см. «Артдокфест») — но медленно (см. «Левиафан»).
Затем — следует открыто и публично сформировать новый культурный запрос. Как и какой? Очень просто. Если государство объявит по-настоящему открытый и широкий конкурс/набор/призыв к созданию ориентированной на результат масс-культурной машины, для чистоты понимания ситуации наградив премиями, скажем, автора «Крымнаш» Энджойкина, — общество сигнал примет.
Если же государство опять под призывы «перейти в контрнаступление» распределит сколько-то килограммов денег среди заслуженной творческой тусовки, а та среди своих родственников и знакомых и протеже и друзей и молодых, но многообещающих любовниц обоего пола, а потом оценит результат «исходя из признания» тусовки же — то никакого сигнала не будет.
http://www.odnako.org/ Вернуться назад |