Республиканизм появился в последние десятилетия XX века как сильное течение в аналитической философии политики. Это понятие в данном контексте не имеет прямого отношения ни к Республиканской партии США, ни к республике как форме правления в ее обычном современном понимании. Республиканизм как течение, возглавляемое Квентином Скиннером и Филиппом Петтитом, предлагает реанимировать некоторые общественные и государственные ценности античного мира, в частности идею республиканской доблести и участия в политической жизни вашего общества как общепринятой нормы, и тем самым решить идеологические проблемы, стоящие перед современным миром.
1. Кабинетная идеология
Республиканизм — это исключительно кабинетная попытка придумать новую идеологию, именно поэтому он представляет особый интерес. Речь не идет о массовом движении или партии. Республиканизм — интеллектуальное усилие ученых, которые исследовали античные политические традиции и пришли к выводу, что они могут пригодиться современным людям.
2. Либерализм vs социализм
В современном мире существуют три основные идеологии, которые так или иначе пересекаются с таким важным историческим событием, как Великая французская революция. Это консервативная идеология, либеральная и социалистическая. Две последние идеологии в течение 300 лет очень ярко и грозно спорят друг с другом по поводу того, кто из них в большей степени наследует идеал Великой французской революции. Либералы и социалисты сцепились в страшной схватке, выясняя, кто прав. Существуют две магистральные линии: или мы социалисты со всеми выходами на ГУЛАГ и Советский Союз, либо мы либералы, и тогда нас преследуют все ужасы разобщенного общества индивидов. Современный мир предлагает нам быть либо социалистами, либо либералами, а вот республиканистов это не устраивает.
3. Негативная и позитивная свобода
Главный лозунг Великой французской революции — «Свобода, равенство и братство». Для социалистов и в особенности для либералов главный пункт этого лозунга, конечно, свобода. Либерализм и свобода в каком-то смысле — слова-синонимы. Но при этом, когда мы произносим слово «свобода», мы фактически формулируем философскую проблему: что такое свобода? Прежде чем говорить о том, свободны мы или нет, мы должны ответить на этот вопрос. Классическое исследование свободы в XX принадлежит философу Исайе Берлину, который заявил, что бывает негативная и позитивная свобода. Негативная свобода — это свобода от чьего бы то ни было принуждения, в отличие от позитивной свободы, которая является лишь плацдармом для развития, «свободой для чего-то». Личность в позитивном смысле свободна тогда, когда она преодолевает свои ограничения, чтобы стремиться к самосовершенствованию, к образованию и так далее. Позитивная теория свободы очень запутанна, возникает много вопросов о приоритетах личности, эти приоритеты могут быть ложными. Негативная свобода гораздо яснее и проще. Свобода — это когда меня никто не трогает. Либералы подхватили этот тезис. Берлин, естественно, тоже был либералом, и он вошел в классическую либеральную традицию. В XIX веке ту же идею развивал еще один либерал — Джон Стюарт Милль в своем трактате «О свободе». Либералы подхватили эту мысль и сказали: «Свобода — это когда в наши дела никто не вмешивается».
4. Теория невмешательства
Чтобы разобрать эту теорию, давайте допустим, что есть раб и господин. Господин очень добрый, он не обижает раба и позволяет ему жить своей жизнью. Можно ли утверждать, что раб свободен в данном случае? С точки зрения либералов — да, потому что в жизнь раба никто не вмешивается. Хотя это звучит контринтуитивно и, понятно, не очень соответствует нашим представлениям относительно того, что такое свобода. Если я раб, который свободен, потому что у моего господина хорошее настроение, то это какая-то недостаточно уверенная, недостаточно настоящая свобода. Другой пример, уже из области международного права: предположим, есть колония и метрополия. В метрополии очень либеральный, гуманный режим, который позволяет колонии существовать, как она хочет. Может ли это означать, что колония в политическом смысле свободна? Это тоже звучит контринтуитивно, хотя для либералов в рамках их определения свободы это будет правдоподобный ответ. Так вот для современных теоретиков республиканизма из подобных аргументов следует, что стандартное либеральное понимание свободы недостаточно. У Скиннера есть небольшая книга, переведенная на русский язык, — «Свобода до либерализма». Он пытался ответить на вопрос, как свобода понималась до того, как Берлин, Милль и все их многочисленные последователи придумали теорию невмешательства.
5. О государстве как враге
Теория свободы как невмешательства в чьи-то дела имеет негативные последствия для современного общества. Получается, что я свободен, когда до меня никому нет никакого дела, а мне, в свою очередь, нет дела до других. Иными словами, мы не видим пути к человеческой солидарности, к общим ценностям. С точки зрения либеральных традиций это автоматически является нарушением нашей свободы и началом пути в ГУЛАГ. Другая серьезная проблема: либералы, исходя из своей концепции свободы, автоматически негативно относятся к любой государственной политике, потому что государственная политика — это вмешательство в мою жизнь. Соответственно, и любое государство так или иначе делает меня несвободным. Отсюда либеральная теория о минимальном государстве — «ночном стороже». То есть если я либерал, интерпретирую свободу, как принято у либералов, и живу в современном обществе, то для меня все враги и любое государство тоже враг. Тем самым общее дело, тот термин, который и означает республику, для меня принципиально невозможно. Ни одно дело, кроме моего частного, не может стать «моим».
6. Позитивная программа республиканизма
Новое понимание свободы, предложенное республиканистами, представляет собой тонкий переход от либеральной ортодоксии. Либералы говорят, что я свободен, когда никто не вмешивается в мою жизнь, а республиканисты говорят: «Я свободен, когда никто не имеет права произвольно распоряжаться мной». Суть не в фактическом состоянии вмешательства или невмешательства. Свободный человек — это тот, кто не зависит ни от чьего-либо настроения или произвола. Хороший у тебя хозяин, господин у раба, плохой хозяин — это не имеет значения, тебе вообще нужно избавиться от этого господина, для того чтобы быть свободным, то есть избавиться от той ситуации, когда кто-то обладает правом распоряжаться тобой. Но, в отличие от концепции либералов, это не означает, что мы отходим от идеи коллективного действия, солидарности. Наоборот, позитивная программа республиканизма заключается в том, что республика — это общее дело, а поэтому существование в государстве означает активное участие в его делах. С этой точки зрения каждый свободный и осмысленно живущий в данном государстве человек должен понять, что состояние государства напрямую зависит от того, насколько он в нем участвует. Это республиканская добродетель, она же доблесть и долг. Эта идеология предписывает людям участвовать в делах государства, сделать государство своим, добиться освобождения от произвола, став равноправным участником публичной жизни.
Скиннер, Квентин (2006). Свобода до либерализма. Пер. А. Магуна. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С-Петербурге.
Манен, Бернар (2007). Принципы представительного правления. Пер. Е. Рощина. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С-Петербурге.
Pettit, Philip (1997). Republicanism: A Theory of Freedom and Government. Oxford: Clarendon Press.
http://postnauka.ru/faq/36706