ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > "Во Успении мира не оставила еси..."

"Во Успении мира не оставила еси..."


28-08-2014, 21:52. Разместил: Moroz50

От редакции "Россия навсегда": Автор Вера Донец — сотрудник научно-просветительского отдела Государственной Третьяковской галереи. Опубликовано в газете благочиния "Православное Ступино" №7 (101) Август 2012 г.

***

ОБРАЗЫ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ИКОНОПИСИ

Успение Богородицы — один из главнейших праздников Православной Церкви, знаменующий завершение земного пути Пречистой Девы и прославляющий Ее восхождение на небо как Царицы Небесной и Заступницы всех живущих. В Успении Божией Матери Церковь видит явление Её славы, поскольку она, единственная из жен, была взята на небеса со своей непорочной плотью.

 

Об этом событии не рассказано в канонических евангельских текстах, но подробное повествование содержится в книгах-апокрифах: "Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы", "Слове Иоанна Солунского", сказании Псевдо-Иосифа, свидетельствах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца. Праздновалось Успение с IV века, а окончательное, богословское обоснование и утверждение этого праздника свершилось после III Вселенского (Эфесского) собора (431 г.), подтвердившего почитание Девы Марии Богородицей. При византийском императоре Маврикии с 582 года было установлено всеобщее празднование Успения Богородицы (15/28 августа), а позже, в VIII веке, преподобными Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскином (по некоторым сведениям — родными братьями) были составлены праздничные каноны. Эти церковные песнопения, став общепринятыми, нашли свое воплощение в иконографии праздника Успения.

 

Христианское предание гласит, что после Воскресения Христа и Его Вознесения на небо Пресвятая Богородица прожила еще 24 года, сначала в Иерусалиме, на горе Сион, в доме Иоанна Богослова, а затем, в период гонений на христиан, Она поселилась в Эфесе. За три дня до Успения Богоматери, когда Она вновь пребывала в Иерусалиме, Ее посетил архангел Гавриил и вручил Ей райскую ветвь с вестью о скором переселении Ее в Царство Небесное. Эту ветвь из Райского сада Дева Мария завещала нести перед своим гробом апостолу Иоанну.

Приготовляясь к кончине, Богородица беседовала с близкими Ей иерусалимскими женами и молилась о том, чтобы Ей дано было попрощаться с апостолами, которые в это время проповедовали по всему миру Евангелие. И молитва Ее исполнилась: Глас Божий возвестил апостолам о грядущем событии, и они, "восхищенные" ангелами на облаках, были принесены к смертному ложу Богоматери. (По преданию, для встречи с уходящей из земной жизни Девой Марией апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов и, как и другие, принесены в Иерусалим на облаках). Только Фома задержался (он проповедовал учение Христа в далекой Индии) и прибыл в Иерусалим уже после Ее погребения.

Апостолы собрались у одра Богородицы, и в третьем часу ночи к ним сошел Иисус Христос в сиянии Божественной Славы, в окружении ангелов и святых, чтобы принять на руки Свои безгрешную душу Девы Марии.

Богородица завещала похоронить Её тело в Гефсимании, между могилами св. Иосифа Обручника и Своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Погребальную процессию встретил по пути иудей Афония (в различных вариантах — Авфония, Иефония) и, глумясь, попытался толкнуть ложе Усопшей. В тот же миг руки нечестивца были отсечены мечом ангела, и раскаявшийся Афония стал слезно молить Богородицу о прощении. Отрубленные руки исцелились, а прощенный грешник уверовал в святость Девы Марии и вскоре стал христианином.

После погребения Богоматери апостолы пребывали рядом с Ее гробом три дня. Когда прибыл опоздавший Фома, они открыли гробницу, чтобы он мог поклониться телу Девы Марии, и увидели, что оно исчезло: Спаситель принял не только душу Богоматери, но и спас от истления, взяв на небо, Ее тело. В гробнице остались лишь погребальные пелены, источавшие благоухание. По преданию, Богородица предстала в небесах перед скорбящим Фомой и, как утешение, подала ему свой пояс.

Лейтмотивом праздника Успения стала утешительная для человеческого сердца мысль о том, что восшедшая на небо Заступница не покинула людей, и доказательства тому открыты уже в строках апокрифических сказаний. Матерь Божия не только оставила Свой пояс апостолу Фоме, словно указывая на Ее крепкую связь с человеческим родом, но и помиловала грешника, оскорбившего Ее Афонию, который обратился к Ней с покаянной молитвой и сразу же был услышан.

Образы Успения Богородицы были весьма многочисленны и в византийском, и в древнерусском искусстве. В общих чертах иконография этого праздника сложилась после эпохи иконоборчества (VIII-IX вв.).

На пластине из слоновой кости, выполненной византийскими мастерами в X веке, представлен ставший впоследствии традиционным вариант композиции:

Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь, X век; Париж. Музей Средневековья

Богоматерь покоится в центре на ложе в Сионской горнице (где ранее произошло cошествие Святого Духа на апостолов), по сторонам от одра — скорбящие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Божией Матери, изображенной в виде спеленатого младенца.

Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески

(Изображение души в младенческом образе традиционно для иконописи и символически показывает рождение в жизнь вечную; белые пелены при этом подразумевают святость безгрешной души).

Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год

В византийском искусстве встречались изображения, где душа Богоматери была представлена с ангельскими крыльями.

Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский)

По обеим сторонам от возвышающегося над ложем Спасителя часто располагали фигуры святителей — авторов апокрифов о земной жизни и Успении Богородицы: это Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский; Дионисий Ареопагит, епископ афинский, и святитель Иерофей. Поблизости от палат, обозначающих горницу, изображали жен иерусалимских, оплакивающих Усопшую.

Успение Пресвятой Богородицы. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XV век

Как и сюжет Воскресения Христова, Успение Богородицы символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века, когда для человечества открываются врата в Царство Божие. Не случайно в тех иконах Успения, где было показано вознесение ангелами в Рай Богородицы, осиянной Славой, открытые врата Царствия Небесного были важной символической деталью. Об этом гласят строки "Слова на Успение" преподобного Андрея Критского: "Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство Пренебесную Дверь Божию".

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV век. Турин, галерея Сабауда

Существует также сложное литургическое толкование образа Успения. Ложе с телом Богоматери уподоблялось престолу в храме; расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром (в изголовье) и Павлом (в ногах), символизировало их присутствие на Евхаристии; Христос представал в образе архиерея за Божественной трапезой. Нередко апостола Петра изображали с кадилом, указывая, по-видимому, на каждение Святых Даров во время Литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Богоматери, соотносился со священником, целующим престол. Ангелы, слетающие ко Христу с прикровенными (прикрытыми) руками, напоминали сослужащих на литургии дьяконов.

Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало XIV века. Выделенный красным цветом из остальных Небесных сил Херувим, вполне возможно, служит напоминанием о Херувиме, охранявшего Рай после грехопадения Адама и Евы, и знаком того, что ныне Рай открыт для праведных душ.

Успение. Церковь Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне Македония). 1294-1295 гг.   Конец XIII века. Это одно из наиболее сложных по иконографии изображений этого праздника. Слева от собственно Успения находится сцена прощания Марии с иерусалимскими женами, справа — наказание Авфонии и погребение Богоматери. Из раскрытых Небесных Врат спускается целый сонм ангелов, апостолы приносятся на облаках. Интересные детали — душа Богоматери в руках Христа изображена с крыльями, кроме того, Богоматерь, на этот раз в своем земном обличье, находится еще и на отдельном облаке справа, в сопровождении ангела, и вручает свой пояс апостолу Фоме. Таким образом мы видим, что разновременные события (в частности, явление Богоматери апостолу Фоме и Ее телесное Вознесение произошло, по преданию, на третий день после Ее Успения) оказываются объединены в единое целое (источник).

Часто у смертного ложа Богоматери изображали одну или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу.

Успение. Феофан Грек (?). Москва. 80-90 годы XIV века. Происходит из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, куда была привезена из Успенского собора г. Коломны в 1552-1563 гг. Государственная Третьяковская Галерея (источник)

Иногда у ложа стоял кувшин-стамна, символический и поэтический образ Самой Божией Матери. Она воспевалась в церковных гимнах как "золотая стамна с манной небесной".

Успение Пресвятой Богородицы. Афон, монастырь Пантократор. Фрагмент иконы

На новгородской иконе Успения начала XIII века (ГТГ) есть редкая и трогательная деталь: на подножии у одра Богородицы стоят красные туфельки, символ оставления Ею земного пути.

Успение Богоматери. Икона. Начало XIII в., Новгород (Из церкви Успения Десятинного монастыря близ Новгорода). Является первым из сохранившихся до наших дней русских примеров иконографии "облачного" Успения. Апостолы изображены приносимыми на облаках, в свою очередь ангелы уносят душу Богоматери на Небо. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На фоне ложа писали и сюжет с чудом отсечения рук Афонии, широко распространившийся на Руси с XV века. Возможно, это было связано с разраставшейся тогда борьбой с ересями — и эмоциональная, динамичная сцена вразумления грешника имела назидательное значение.

Успение Пресвятой Богородицы. Афон, монастырь Пантократор. XVII век

Примерно в XI веке появился расширенный вариант иконографии праздника — так называемое "Облачное Успение". В верхней части иконного пространства, по сторонам от Христа, стали изображать двенадцать облаков, несомых ангелами, в каждое из которых была вписана фигура апостола. Подчиняясь символизму иконописного рассказа, разновременные события (прибытие апостолов в Иерусалим, прощание с Богородицей, Ее Успение и вознесение на небеса) соединяются в целостный богословский образ. Полет апостольских облаков объединен с воспарением в Рай непорочной Пречистой Девы, и легкая, радостная сила небесного движения словно противопоставлена неподвижности смерти внизу, на земле.

Успение Пресвятой Богородицы. Вышитая пелена. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль. XVII век 

Существовал и краткий вариант иконографии Успения, при этом отсутствовали изображения ангелов и апостолов, и покоящейся на ложе Богородице предстояли в строгой, светлой тишине Спаситель и два святителя.

Успение Пресвятой Богородицы. XV в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Это усиливало не повествовательное, а молитвенное настроение образа, словно призывающего к сосредоточенному, благоговейному размышлению.

В XVII веке, напротив, появились монументальные "многоголосые" иконы Успения, представляющие в среднике (центральной части иконы) и клеймах (изображениях на полях иконы) подробнейший рассказ, воспроизводящий эпизоды "Сказания об Успении Богородицы".

Успение Пресвятой Богородицы. Икона с клеймами. Византия; XV век

В завершающем повествование клейме ложе Богоматери представлено посреди Райского сада — рядом с Нею не только апостолы, но и кланяющиеся ветхозаветные праведники и пророки, а также благоразумный разбойник с крестом. На белом фоне, символизирующем райский свет и чистоту святости, процветают райские кущи.

Успение Богородицы c 12-ю клеймами из церкви Покрова в Филях в Москве. Кирилл Уланов, 1694 г. Состав клейм:  1. Молитва Богоматери на горе Елеонской; 2. Апостолы на облаках движутся к Вифлеему; 3. Беседа Богоматери с апостолами; 4. Моление Богоматери и апостолов ко Христу; 5. Апостолы у ложа Богоматери; 6. Облако скрывает процессию, когда апостолы несут тело Богоматери из Вифлеема в Иерусалим; 7. Прощание Богоматери с апостолами.
8. Знамения и чудеса в момент кончины Богоматери; 9. Наказание огнем жителей Иудеи; 10. Отсечение рук Авфонии; 11. Апостолы у одра Богоматери; 12. Вознесение Богоматери (источник).

Таким образом, сюжет Успения Богородицы напрямую связывался с темой возвращения человечества в Рай, и не случайно в храмовых росписях образ Успения могли располагать на алтарной стене, над апсидой, то есть в той части храма, что символизировала горний мир. Иконы с образом Успения Богородицы обязательно включались в праздничный ряд иконостаса, точнее, замыкали его, обозначая конец земной истории и начало "будущего века".

В некоторых случаях иконописцы изображали в качестве отдельного сюжета явление архангела Гавриила Богородице — такие иконы традиционно назывались "Предсмертное Благовещение".

Успение Богоматери, Ярославль. Первая половина XVII века. В верхней части иконы слева и справа от отверстых дверей неба изображены апостолы Петр и Павел преломляющие хлеб. Внизу иконы изображены следующие клейма: 1. Смертное Благовещение; 2. Моление Богоматери на горе Елеонской; 3. Священники и левиты доносят наместнику о стечении народа на погребение Богоматери; 4. Чудо с Афонием; 5. Апостол Иоанн перед пустым гробом Богоматери (источник).

В Древней Руси издавна существовал обычай посвящать главные соборы городов и княжеств празднику Успения, тем самым и города, и люди молитвенно предавались милосердному попечению и защите Божией Матери, той защите, что, по слову Богородицы, "навсегда пребудет с миром".

Успенский собор во Владимире

Источник: 1, 2, 3, 4, 5


Вернуться назад