ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Развитие как фактор эволюции науки и общества
Развитие как фактор эволюции науки и общества14-07-2014, 10:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Видеозапись выступления:
https://www.youtube.com/watch?v=FIyKaivB9DM Презентация, которая использовалась на выступлении: http://prezi.com/879w-chiqwqd/2204-development-as-a-factor-in-the-evolution/ Для полного рассмотрения и детальной проработки темы — проведём небольшой экскурс в историю развития цивилизаций планеты Земля. Эволюция общества на планете пошла по пути развития техносферы. Наглядно данный путь можно рассматривать как отдельные стадии глобально исторического процесса. В основе теории стадиального развития положены идеи высказанные впервые Р. Ароном, П. Ф. Друкером, Дж. К. Гэлбрейтом и Д. Беллом [1-4]. Развивая данные идеи У. Ростоу [5] сформировал теорию стадиального развития, которая сложилась во многом под влиянием теории формационного развития общества. Она выделяет четыре основных этапа. Опираясь на данную схему мы предлагаем альтернативный взгляд на процесс этого развития, его характеристики на каждом из этапов, а также прогноз будущего уклада развития общества: 1. Доиндустриальнный этап характеризовался наличием нескольких специфичных периодов с отличительными основами хозяйствования: - первый, когда общество вело кочевой образ жизни в поисках пищи и занималось преимущественно охотой и собирательством; - второй период знаменовал собой переход к полуосёдлому и осёдлому земледелию и скотоводству. Становья менялись только в поисках более плодородных земель взамен старым истощённым, а также пастбищ с обильной растительностью. Оба первых периода относят к первобытно-общинному укладу; - достаточно продолжительные периоды рабовладения и феодализма характерны использованием мускульной силы человека и животных. В обширный феодальный период развивается ремесленничество, и крестьянство является основной опорой производства. 2. Индустриальный. Основу теорий индустриального общества положил экономист Р. Арон. Хотя были и другие, отличные взгляды на этот период. Например в лице П. Сорокина [6] была впервые выдвинута идея конвергенции капитализма и социализма. Идея была принята и развита Дж. Гэлбрейтом, Ф. Перру, У. Ростоу и Я. Тинбергеном, с которой были не согласны ни Арон, ни Бэлл. а) изобретения, которые ограничиваются уровнем нравственного развития общества. Сегодня человечество переживает кризис вследствие разрыва между уровнями технического и нравственного развития, а все, так называемые, инновации есть ничто иное как пересмотр (переоценка, переработка) прошлого опыта, что составляет основу следующего этапа (оптимизационного); 3. Постиндустриальный или Оптимизационный. Впервые термин «постиндустриализм» ввёл философ А. Кумарасвами [7]. Один из основателей теории постиндустриального общества Д. Белл характеризовал его как информационное общество. Мотивацией этого этапа на сегодняшний день является не планомерное высвобождение времени для развития индивида, как это имело место быть в СССР конца 30-х — начала 50-х годов [8], а комплексная экономия на ресурсах: временных и материальных, включающих в себя энергозатраты, человеко-часы (и сопутствующие выплаты: зарплата, сверхурочное время, выплата за вредные условия работы и инвалидность), износ оборудования и т. п. Хотя следовало бы за счёт автоматизации производства заменять тяжёлый ручной труд, зачастую во вредных и особо вредных условиях и тем самым высвободить ресурс трудящихся. Создать условия для развития их личностного творческого потенциала и повышению уровня квалификации, тем самым опосредовано повышать безопасность труда, качество продукта, удлинить срок эксплуатации техники и многое другое. В своей теории постиндустриального общества Ростоу выделял пять основных стадий экономического роста: (1) традиционное общество, (2) переходное общество, (3) подъем, (4) быстрое созревание, (5) «век высокого массового потребления» и в отличие от Белла считает, что именно будущее постпостиндустриальное общество будет являться информационным, а конкретнее технотронным. 4. Постпостиндустриальный. Действительно высокотехнологичные производства, повсеместная автоматизация и роботизация являются реалиями сегодняшнего дня по всему миру. В тоже время, как и заключил Ростоу, общество планеты столкнулись с экономическим кризисом, начавшимся в 2008 году и непрекращающимся по сей день [9], экологическим кризисом с огромным спектром проблем [10, 11], а также глобальным социальным кризисом [12]. Это обстоятельство заставляет задуматься о правильности выбранного пути развития техносферы. В правильном ли направлении шагает наука? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать как развивается наука и общество, а главное — что ими движет. Что же движет развитием общества?На наш взгляд развитием общества движет культура, как некая совокупность социальных установок, и в первую очередь, — идеи, господствующие в умах людей — носителей данной культуры. Именно она задаёт тон развитию всех научных институтов, которые в свою очередь формируют образовательные стандарты для различных отраслей и уровней образования (начального, среднего, высшего), они же и порождают определённую науку, призванную дать обществу ответы для решения проблем и кризисов, а также предоставить ему необходимое информационное обеспечение для полноценной жизни и развития. На основе этих образовательных стандартов и предоставленного информационного обеспечения производится подготовка и переподготовка всей кадровой базы во всех отраслях жизнедеятельности. Именно здесь в образовательной школе [13] закладывается мировоззрение нового поколения, которое как губка впитывает всю информацию из окружающей среды. Новое поколение кадрового состава, обрабатывая опыт предыдущих поколений, входит в жизнь. Исходя из предоставленных возможностей раскрытия творческого потенциала и сложившегося мировоззрения, оно создаёт новые идеи — фундамент культуры будущего. Так замыкается спираль общественного развития. И здесь возникает следующий вопрос:
Как может двигаться общественное развитие по этой спирали, а не замыкаться в круге? А это напрямую связано с нравственными стандартами. Если культура общества развивается по принципу «выгодно продай и продайся», тогда движителем и самоцелью развития экономики — фундаментальной базой общественного развития — является рост прибылей, а жизнь самого общества превращается в глобальный (региональный, локальный) рынок, на котором всё продаётся и покупается. В том числе и собственные родители и собственная Родина, вопрос только в цене. «Ничего личного — только бизнес!» Не правда ли?! Так общество сползает вниз в деградацию. Как будет протекать этот процесс — быстро или медленно — это зависит конечно от множества частных факторов. В редких случаях неспособность преодолеть собственные ошибки и проблемы приводит к некому закрепощению, застою нравственных стандартов в обществе, и тогда движение идёт по замкнутому кругу — по кольцу «инферно», как назвал это явление некогда в своём романе «Час Быка» известный советский учёный и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов [14]. Специфика упомянутого культурного развития нашего общества такова, что наряду с естественными демографически обусловленными потребностями к коим относятся: дом (жилище), пища, образование, культурный досуг, а также раскрытие творческого потенциала — есть и противоестественные человеку деградационные потребности, разгоняющие неуёмное потребление [15]. К ним относится не только разнообразный «шоппинг», но и все потребности, не связанные с обеспечением жизнедеятельности [16]. Это ведёт к истощению генофонда, уменьшению ресурсов планеты, накоплению миллиардов тонн отходов и, в том числе, к инвестированию в тупиковые направления науки. Всё это говорит о том, что сегодня общество идёт по туннельному сценарию, и как гласит китайская пословица «Если мы не изменим направление, то мы, скорее всего, закончим наш путь там, куда движемся» [17]. Такое положение стало возможным ввиду невалидности, или по другому — метрологической несостоятельности, целого ряда теорий, на которые опирается современная наука, в первую очередь — это экономические теории, и отсутствие до начала XXI века какой бы то ни было состоятельной общей теории управления. В этой связи, декларации об инновации есть ни что иное, как ширма, за которой стоит только лишь оптимизация накопленного опыта. И в этом смысле тезис Белла о том, что постиндустриальное общество есть общество инновационное — верен. Однако в переводе с латыни на русский термин Инноватио на самом деле значит — открытие нового, в смысле появления новых идей и изобретений, созданных на их основе. А как можно говорить о новом, если общество застряло в своём развитии, а точнее управляемо плывёт по туннельному сценарию? Поэтому предлагаем подумать над Развитием с большой буквы, как альтернативе декларациям об инновациях. Для создания действительно инновационных идей, необходимо смена логики общественного развития в сторону достижения устойчивого развития общества в преемственности поколений, где ориентирами должны являться естественные, демографически обусловленные потребности человека. Это предполагает преображение существующей культуры и в первую очередь культуры мышления, из которого, в том числе, проистекает культура потребления. И здесь мы не одиноки в своём мнении. Так ещё в 1971 году Ростоу заявил, что пятая стадия не принесла обществу желаемого, т. к. оно столкнулось со множеством проблем, среди которых: рост цен, безработица, низкие темпы экономического роста, загрязнение окружающей среды, мутагенный фактор мегаполисов, а также рост преступности. В связи с этим он поднимает вопрос о переходе к новой шестой стадии — улучшения жизненных условий человека (поиска путей качественного развития) [18]. Шестой технологический уклад, начавшейся по отдельным заявлениям в 2011 году [19], уже успели в некоторых кругах окрестить эпохой нанотехнологий. В нашем представлении, в связи со сложившимися условиями и приведённом выше анализом, следующий уклад общественного развития должен быть не столько технологическим, сколько мировоззренческим — методологическим. Исходя из этого мы назвали будущий этап — Эко-Технологический. Его основной целью должно стать преображение (встраивание) Техносферы в Биосферу по принципу «то Экономично, что Экологично». Данный процесс вписывания включает в себя: а) очистку биосферы от всех накопившихся за время существования техносферы отходов; б) гармоничное вписывание вновь произведённых отходов в биосреду, где их воспроизводство, из-за недоразвитости или вздорности научных теорий, на текущий момент частично или полностью неустранимо. Поиск дальнейшего применения таких отходов, в т. ч. их безопасную транспортировку, хранение и обязательную переработку; в) создание безотходных производств и замкнутых производственных циклов, а главное их целесообразное распределение по территории в соответствии с возможностями биоценозов — вписывать без ущерба себе продукты жизнедеятельности людей [20]. При этом, порядок внедрения данных шагов должен быть обратным: Создание безотходных производств → Преображение вредных и отсталых производств → Устранение «наследия» ушедших поколений.
|