ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > От «виртуала» к «суперспособностям»
От «виртуала» к «суперспособностям»25-05-2014, 09:35. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
От «виртуала» к «суперспособностям»
На самом деле фантастический «штекер в затылок» уже давно существует. Любой желающий может совершенно легально «отключить» себя от мира реальных проблем, погрузившись в онлайн-игры. Онлайн-игра уже настолько обыденна и привычна для нашего мира, что сообщения об игроках, погибших за своими компьютерами от истощения во время многочасовых изнуряющих игр, уже перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, а в детективных сериалах (да и в жизни) всерьез рассматривают игровые разборки в качестве мотива реальных преступлений. Однако подавляющее большинство из тех, кто погружен в мир виртуальной реальности, все же сохраняют какую-то связь с этим миром. Устраиваются на низкооплачиваемую работу, но все же работу. Зато после неполного рабочего дня – закрыл за собой дверь, и началась «настоящая жизнь»[1]. Но в мире полно людей, которых вирус онлайн-игр не поразил, да и вряд ли когда-то поразит. Эти люди находят себе совсем другие игрушки. Мальчики и девочки одинаково увлеченно играют в «большой бизнес» или в «большую политику», и в этом, если задуматься, нет ничего необычного: настоящая эпидемия игровой зависимости разразилась именно тогда, когда появились многопользовательские ролевые онлайн-игры, где сам факт того, что за игровым персонажем скрывается другой живой игрок, с человеческой парадоксальной логикой, максимально приближает мир сконструированной иллюзии к миру реальных «больших игр». Куда, в отличие от онлайн-игры, допускают далеко не каждого. Виртуальная реальность онлайн-игр не тотальна и не способна стать абсолютной заменой реальности – где-то там игроку все еще нужно платить за электричество, интернет, какую-никакую еду и воду. Однако страсть к изменению своего окружения и необузданное стремление к совершенствованию – других людей, мира в целом и себя самого – уже подарила человечеству более совершенные инструменты изменения существующей реальности. В игровой индустрии бешенными темпами развиваются всевозможные шлемы виртуальной реальности, разработчики игр и другого контента для этих устройств уже предлагают совмещать «картинку» дополненной реальности внутри шлема с датчиками, помогающими позиционировать игрока в пространстве, чтобы транслировать на экран шлема такую игровую реальность, с которой игрок будет по-настоящему взаимодействовать – перемещаться в пространстве, совершать манипуляции с предметами и другими игроками и так далее. Это, без сомнения, следующий шаг человека в сконструированный мир, хотя по отзывам тех, кто тестировал подобные устройства, вестибулярный аппарат может устроить маленький бунт игроку, который (пока) физически сидит за компьютером, а в своих компьютерных грезах уносится в подземелья, тайные лаборатории, постапокалиптические миры и прочие места, где развиваются сюжеты компьютерных игр. Если же вынырнуть из индустрии развлечений, можно обнаружить, что шлемы дополненной реальности нашли применение и в реальной жизни. Скажем, мотоциклетный шлем уже вполне можно оснастить клейким экранчиком, который будет показывать все необходимое водителю – карту маршрута, данные GPS-навигатора, температуру воздуха, прогноз погоды и так далее[2]. Возможно, подумала я, если со шлемом на голове человека вне игровой зоны можно представить в довольно ограниченном числе ситуаций, где это не будет смотреться совсем уж дико (мотошлемы, гибридные шлемы-очки для военных и прочие специализированные случаи), то, уж широко рекламируемые очки дополненной реальности будут более уместны в обыкновенной жизни? Google Glass, которые, кстати, поступили в открытую продажу в США в этом месяце – лишь самые известные из подобных устройств. О разработке «очков дополненной реальности» заявили другие мировые корпорации. Baidu, Microsoft, Samsung и даже Nissan ведут разработку очков, «наушников», моноклей и прочих устройств, способных осуществлять поиск в сети, делать фото и вести видеозапись от лица их владельцев, а также выводить на мини-экраны актуальную информацию, карты, сообщения об обновлениях в социальных сетях и так далее. Японская компания Neurowear, знаменитая своими кошачьими ушками Necomimi, реагирующими на мозговую активность, показала концепт Neurocam. Это миниатюрная видеокамера (на данный момент соединяемая только с iPhone), которая крепится на голову и, реагируя на повышенную мозговую активность ее владельца, автоматически включает видеозапись моментов, которые вызывают у вас по-настоящему сильные эмоции. Так что целый ряд корпораций – очень азартных игроков реального мира – наперегонки представляют публике проекты, концепты и даже прототипы устройств, способных придать новый импульс развитию IT-индустрии, а в конечном счете – в очередной раз изменить этот мир. Один из таких гигантов, Facebook, купил компанию Oculus VR, разработчика самого знаменитого из игровых шлемов виртуальной реальности Oculus Rift, история которого началась с того, что энтузиасты организовали добровольный сбор средств на разработку этого устройства. А Google тем временем растит маленькую армию поклонников своего продукта. До попадания очков в открытую продажу, корпорация устраивала акции по продаже прототипов для разработчиков и поклонников идеи – «исследователей», как они их ласково называют. Мы, кажется, такое раньше уже видывали: «яблочная» корпорация занималась подобной селекцией своих адептов, долгое время оставаясь компанией «для настоящих гиков». Нынешнее же открытие продаж для всех желающих заплатить за чудо-очки 1500 долларов больше всего мне напоминает масштабный бета-тест, за участие в котором, к тому же, взимается немаленькая плата. Что поделать! За «прикосновение к будущему» многие готовы заплатить приличные деньги. Но этот подвид «реальности» не устраивает потребителя: кое-кто из искренних поклонников всерьез рассматривал возможность воспользоваться 30-ти дневным сроком для возврата продукта. Причина проста: дополненная реальность от Google не дотягивает до идеального представления о таковой. За немаленькие деньги вы получаете очень экстравагантный, но при этом странный продукт, чьи возможности пока что не дотягивают до возможностей даже младших смартфонов. Правда, отсутствие offline-режима, маленькое время работы и прочие технические недочеты, как мы знаем из наблюдений за эволюцией тех же смартфонов, исправляются весьма быстро. Но главная проблема «дополненной реальности» лежит в области, где изменения происходят гораздо медленнее: носить такие очки в современном мире пока социально неприемлемо. Отзывы о Google Glass все чаще сочетаются со словом creepy – «жуткий», «вызывающий страх». Ваш собеседник будет подозревать вас в том, что вы его записываете, полиция может остановить вас за вождение в таких очках, служба безопасности в аэропорту попросит вас снять устройство и так далее[3]. Меняя окружающий мир, технологии на шаг опережают формальные и неформальные законы существования человеческого сообщества. Google это понимает очень хорошо и публикует в открытом доступе инструкции по поведению для тех, кто стал обладателем очков, призывая не быть glassholes (по аналогии с asshole – засранец) и обращаться с ними так же, как со смартфонами. То есть выключать там, где принято выключать телефоны, спрашивать разрешения сделать фото и тому подобное. В то, что такие рекомендации смогут быстро сделать продукт менее пугающим, я верю очень слабо. Всегда найдется тот, кто запишет нежелательное видео или сделает фото без разрешения, а это станет тем проще, чем больше следующие модели гугло-очков и их конкурентов визуально будут напоминать обычные очки для коррекции зрения. С другой стороны, сдержать или отменить каким-либо образом внедрение очков дополненной реальности абсолютно нереально, слишком большие возможности открывают такие технологии не только для развлечения, но и для работы в самых разных областях человеческой деятельности, особенно в высокотехнологичных областях – медицине, инженерии, строительстве, военном деле и так далее. Кибер-очки и прочие устройства «дополненной реальности» ждет очень тернистый путь к успеху. Неприязнь к владельцам, проблемы с законом, появление всевозможных формальных и неформальных правил, ограничивающих их использование, влияние на здоровье человека, на его психику и способность к коммуникации – только вершина айсберга ранее неизвестных нам проблем. Но, я думаю, мало кто убоится этих проблем, ведь «супер-способности», которые сулит дополненная реальность, – приманка посильнее самого глубокого и реалистичного «виртуала». И вот что я хочу вам сказать: наблюдать за тем, как станут развиваться события, будет чертовски увлекательно. [1] Впрочем, кавычки здесь абсолютно лишние. Для заядлых игроманов время, проведенное за компьютером, расцвечено куда большими эмоциями и событиями, чем все остальное время существования. [2] Дорогие бренды уже предлагают шлемы, где все забрало шлема ― полупрозрачный экран, а шлем снабжен не только Bluetooth, но и GPS-чипом, 4G-модулем и всеми необходимыми «наворотами». У этих шлемов во многих странах есть проблемы с сертификацией (из-за проблем безопасности), но разве это может остановить технологии, на которые будет спрос? [3] Примеры реальных неудобств и странностей, связанных с ношением гугл-очков можно посмотреть, например, тут: https://www.yahoo.com/tech/sxsw-is-a-future-forward-kind-of-place-featuring-79162210632.html Вернуться назад |