ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Об украинском патриотизме — мнимом и истинном. Исторический аспект

Об украинском патриотизме — мнимом и истинном. Исторический аспект


29-04-2014, 11:55. Разместил: Moroz50

От редакции "Россия навсегда": Автор Александр Каревин — киевский публицист, филолог и историк, специалист по южнорусской истории, поборник общерусского единства. Окончил исторический факультет Киевского университета им. Тараса Шевченко. Автор фундаментального труда "Русь нерусская: Как рождалась "Piдна мова"".

Данная статья опубликована на портале "Одна Родина" 13 апреля 2014 г.

***

Дивное государство представляет собой ныне Украина. Чем-то напоминает оно сказочное королевство кривых зеркал. В освещении местными СМИ происходящих в стране событий четко прослеживается одна тенденция. Участников массовых беспорядков, прокатившихся зимой в западных и центральных регионах Украины, рассматривают как героев. Им прощено всё — разбои и грабежи, захват административных зданий, погромы в самом центре украинской столицы, избиения и даже убийства мирных граждан. Потому что, мол, эти грабители, хулиганы, убийцы, устраивая бесчинства, боролись "за свободу и демократию", проявляли "гражданское мужество" и "патриотизм".

И наоборот: нынешние народные выступления в южных и восточных регионах Украины характеризуются как "антипатриотичные", "предательские", "сепаратистские", будто бы совершаемые по указке и на деньги "вражеской" России.

В связи с этим встает в полный рост вопрос об украинском патриотизме. Являются ли патриотами Украины те, кого именуют сегодня таковыми? Можно ли (как это делают сейчас многие) ставить знак равенства между украинским патриотизмом и русофобией?

Отвечает ли интересам страны захват власти необандеровцами, против власти которых, собственно, и поднялись Донецк, Луганск, Харьков, другие юго-восточные города?

***

Кто-то из великих заметил, что, для того чтобы разобраться в настоящем, необходимо понять прошлое. В самом деле, прошлое часто дает нам подсказку. Надо только не лениться изучать его. А как раз с этим у нынешних "свидомых патриотов Украины" большие проблемы. Все их патриотические убеждения базируются на выдуманной истории.

Им, например, неизвестно, что

никакой "Руси-Украины", о которой так любят судачить украинские "национально сознательные" псевдоисторики, в действительности никогда не существовало. А была единая Русь, простиравшаяся в древности до муромских лесов на северо-востоке (где восточные славяне соседствовали с угро-финскими племенами) до Закарпатья на юго-западе (где восточные славяне тоже соседствовали с угро-финскими племенами). Центром той единой Руси первоначально был Киев, затем — Владимир-на-Клязьме, еще позднее — Москва.

И населяла тогдашнее Русское государство единая русская народность, развившаяся позднее в русскую нацию. Единую нацию!

Точно так же как сформировавшаяся, например, в древнем Польском государстве польская народность, несмотря на все расколы, разделы и раздробленности, развилась в единую польскую нацию. А сформировавшаяся в древнем Германском государстве немецкая народность превратилась со временем в единую немецкую нацию, вновь-таки невзирая на всевозможные долговременные (до второй половины ХIХ века) разделения. Так было и во Франции, и в Италии, и в Англии. И так далее.

Единая народность не означает народность одинаковую во всех своих представителях. Расселявшиеся на обширной территории племена, как правило, пребывали в различных природных условиях, контактировали с разными соседями, подвергались неодинаковым культурным (языковым — в том числе) влияниям, а часто и попадали под власть разных иностранных правителей. Но при этом и в Великой, и в Малой Польше поляки оставались поляками. Немцы все равно были немцами и в Верхней, и в Нижней Германии. Французы являлись французами как в Северной, так и в Южной Франции, а итальянцы итальянцами как на севере, так и на юге Италии. Вот и русские сохранили свою национальную принадлежность и в Северо-Восточной Руси (названной позже Великороссией или Великой Русью), и в Руси Юго-Западной (Малороссии и Белоруссии).

Современные украинские авторы, пытаясь отказать великорусам в праве на древнерусское наследие, часто заявляют, что Киевская Русь процветала, когда на месте Москвы еще медведи бегали. Ну и что же из того? Процветала и средневековая Германия, когда на месте Берлина бегали, наверное, такие же медведи. Да и весь тот край, где возникла потом будущая столица Германской империи, был раньше заселен не германскими, а славянскими племенами. Германцы пришли туда в более поздний период. Но только лица с ярко выраженной интеллектуальной недостаточностью могут утверждать, что берлинцы — это не немцы, а германизированные славяне.

И на месте будущей Варшавы бегали медведи, когда Польское государство переживало период расцвета. И Стокгольм возник позже, чем государство Швеция. И Будапешт не сразу стал столицей Венгрии. Неужели варшавяне не поляки, стокгольмцы не шведы, будапештцы не венгры?

О том, что в Москве и Киеве, Львове и Твери, Чернигове и Пскове (и в Новгороде, и в Минске, и в Полоцке) жил один и тот же русский народ свидетельствовали старинные летописи. Об этом знали и помнили книжные люди не только в Северо-Восточной Руси, но и в Юго-Западной (и в то время, когда эти две части Руси оказались отделены друг от друга государственными границами). О том же писали многочисленные зарубежные ученые в Средние века.

Вплоть до революции 1917 года великорусы, малорусы и белорусы сознавали себя единой нацией. Идеологию розни им навязали в ХХ веке, в ходе принудительно проведенной украинизации Малороссии (в Белоруссии тогда же проводилась белорусизация). Приверженность этой идеологии сегодня — следствие тоталитарного прошлого. Преодоление её — вопрос времени. Ибо переименованные в украинцев малорусы по плоти и крови остаются такими же русскими, как и сохранившие национальное имя великорусы (о белорусах можно сказать то же самое).

Характерный факт. Провозглашенный ныне "духовным отцом украинской нации" Тарас Шевченко ни разу, ни в одном из своих произведений (включая частную переписку и "Дневник") не употребил слово "украинцы". О существовании таковых он не ведал.

Другой характерный факт. Когда летом 1917 года Временное правительство предложило украинской Центральной раде включить в состав новообразуемой автономной Украины все населенные малорусами местности, где жители за это проголосуют, радовские политики перепугались. Они предпочли составить Украину из пяти губерний — Киевской, Волынской, Подольской, Полтавской и Черниговской (то есть без всего нынешнего Юго-Востока), лишь бы обойтись без голосований и опросов. Причем в Центральной раде прекрасно понимали, что даже в этих пяти губерниях большинство выскажется против какого-либо отмежевания от остальной России. Потому "национально сознательные" украинские деятели так и не решились преобразовать свою организацию в парламент, проведя всеобщие выборы (на сей счет есть признание председателя Рады Михаила Грушевского, содержащееся в его мемуарах).

***

Стоит помнить и о том, что, несмотря на долговременную украинизацию, русский язык по-прежнему является родным для большинства украинцев. И это вполне естественно. Русский литературный язык вырабатывался совместными усилиями великорусов и малорусов начиная со второй половины ХVII века (ранее в качестве литературного языка на Руси использовался церковно-славянский, тоже общий для всех частей Руси). Образованной частью малорусского общества он воспринимался как свой. Разумеется, многие люди общались не на нем, а на местных просторечиях, которые, однако, обоснованно считали разновидностями того же русского языка. По мере распространения просвещения все большее количество малорусов переходило к литературным формам речи. Таков был нормальный результат нормального культурного развития.

Созданная на русском языке литература была (и остается) для малорусов (украинцев) родной. "Нашей литературой" называл ее даже Тарас Шевченко. И стремился занять в этой литературе почетное место, для чего писал по-русски поэзию и прозу.

***

Что касается языка украинского, то его создали искусственно, путем выдумывания новых слов и привлечения иноязычной лексики. Сей язык, который нельзя путать с малорусским наречием, украинизаторы навязали малорусам, но родным для большинства коренных жителей он так и не стал. Современный "суржик", распространенный преимущественно в селах Украины, — это всего лишь пестрая смесь из русского и искусственного украинского языков. Называть его носителей украиноязычными — неправомерно.

Весьма примечательно и восприятие в прошлом малорусами атрибутов российской государственности. Государственный герб они принимали как свой ("Орле наш двоглавый" — писал в одном из стихотворений известный малорусский историк Николай Костомаров). На культурных мероприятиях пели русский национальный гимн "Боже, Царя храни!". Потому, естественно, что русский национальный в то время означал малорусский не в меньшей степени, чем великорусский. Как свой принимали в Малороссии и трехцветный (бело-сине-красный) флаг.

В отличие от желто-голубого знамени провинции Нижняя Австрия, подаренного австрийской императрицей галичанам в 1848 году (Галиция входила тогда в состав Австрийской империи) и выдаваемого ныне за национальный украинский стяг.

***

До 1991 года (тем более — до 1917-го) не пользовалась популярностью среди жителей Украины песня "Щэ нэ вмэрла Украина", написанная на пьяную голову Платоном Чубинским в подражание польской и сербским песням и вряд ли предназначавшаяся самим автором в национальные гимны.

Ну а касательно герба-трезубца, то еще в начале ХХ века украинские деятели сами не могли разобрать, что означает обнаруженный на старинной монете узор: трезубец ли, часть пернача, букву, изображение птицы, еще что-то? Трезубцем это назвали без доказательств, произвольно (просто надо было остановиться на каком-то варианте) и о признании его малорусами национальным символом не могло быть и речи.

И, конечно же, не могло быть и речи о признании национальными героями одиозных персонажей малорусского (позднее названного украинским) прошлого. Ивана Мазепу в народных думах называли проклятым, псом и т.п. Симона Петлюру презирали даже его соратники. О преступлениях бандеровцев (именно бандеровцев, а не "переодетых энкаведистов", как уверяют современные украинские СМИ) свидетельствовали сами простые украинцы. И свидетельства эти приведены, главным образом, не в компартийных пропагандистских брошюрках, а в изданных за пределами СССР украинской диаспорой мемуарах очевидцев. Герои в Малороссии, конечно, были, но ничего общего с кумирами украинства они не имели.

На протяжении веков малорусы явили миру немало выдающихся личностей. Церковные иерархи: Иов Борецкий, Исайя Копинский, Исаакий Борискевич, Стефан Яворский, Дмитрий Туптало. Казацкие вожди — Богдан Хмельницкий, Мартын Пушкарь, Яким Сомко, Семен Палий, Василий Кочубей. Государственные и общественные деятели — Александр Безбородко, Дмитрий Трощинский, Петр Завадовский, Адольф Добрянский, Иоанн Наумович. Полководцы и военачальники — Иван Гудович, Иван Паскевич, Петр Котляревский, Роман Кондратенко, Павел Мищенко. Писатели — Николай Гоголь, Нестор Кукольник, Всеволод Крестовский, Алексей Стороженко, Анна Ахматова (Горенко). Ученые — Михаил Максимович, Яков Головацкий, Памфил Юркевич, Иван Сикорский, Степан Тимошенко. И многие-многие другие.

Все они являлись сторонниками русского (великорусско-малорусско-белорусского) единства, все сознавали себя русскими. Они ошибались? Они знали историю хуже современных "национально сознательных" невежд? Вопросы, безусловно, риторические. История ясно свидетельствует: великорусы, малорусы (украинцы), белорусы вместе составляют единый национальный организм. Отсечение от этого организма какой-либо части гибельно для отсекаемого. Как гибельно для ветви дерева отсечение от ствола.

Если затем отсеченную ветвь поставить в воду, какое-то время она будет оставаться живой, но постепенное умирание в данном случае неизбежно.

Можно попытаться спасти эту ветвь, вновь привив ее к дереву (это сложно, но реально, главное — не упустить время). А можно отстаивать ее "независимость", обрекая тем самым на смерть.

 

Отсюда и надо делать выводы. Основанный на выдуманной "истории", чужеродных символах, искусственном языке, ложных целях необандеровский "патриотизм" не может быть истинным.


Для Украины спасителен курс на единение с Россией, в поддержку которого выступают на юго-востоке страны. Соответственно, поддерживающие этот курс жители Донецка, Луганска, Харькова, всего Юго-Востока — не сепаратисты, а настоящие патриоты своей Родины, желающие ей блага. К сожалению, не все это сегодня понимают в королевстве кривых зеркал.


Вернуться назад