ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Структура хаоса: US-сценарий для UA-вертепа

Структура хаоса: US-сценарий для UA-вертепа


21-01-2014, 22:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Структура хаоса: US-сценарий для UA-вертепа

 

 

На днях своими глазами видел, как американская киношная «Теория хаоса» вошла в прямой физический контакт с реальным украинским бардаком, в котором ныне вся страна встретила свой новый год. Как встретила, так и проживет? Боже упаси!

 

…Холодный вечер 14 января. Первый день нового года по старому стилю. Пресс-показ нового голливудского политбоевика «Джек Райан. Теория хаоса» Кеннета Бренна назначен в киевском «Кинопалаце». Перекресток Институтской и Крещатика глухо блокирован патрульными и баррикадой метров в 25 шириной. Внизу поодаль мерцает огнями майдан, где в то время десант из Галичины разыгрывал костюмированный рождественский вертеп. Урывками доносится что-то про Ирода, Рождество и Спасение…

 

А здесь прямо у входа в левое крыло Октябрьского дворца – густые клубы дыма и запах жарящегося на открытом огне мяса. Это некий периферийный блокпост майданщиков готовит себе ужин. Ветер гонит густые клубы дыма на старинное здание бывшего Института благородных девиц. Дымом тянет и в холле кинотеатра. А высоко в темном небе все, что ниже, будто поименовано надписью голубым неоном — «Україна». Ни дать ни взять – виды, звуки, запахи и настроения смутного времени. Еще никто не убит, но в душе сосущее предчувствие худшего. И Блоковы слова:

 

«…Вот срок настал. Крылами бьет беда. И каждый день обиды множит…(…) Не сдвинемся, когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить, Жечь города, и в церковь гнать табун, И мясо белых братьев жарить!..»

 

Агент ЦРУ (Крис Пайн) в объятиях чернокожего русского
киллера в »...Теории хаоса» Кеннета Бренна
(кадр из фильма)

 

Фильм «Джек Райан. Теория хаоса» начиная уже с названия легко срезонировал с нынешней украинской реальностью. По сюжету – тоже. И хотя там действие происходит в основном в Москве, фильм показался пропахшим дымом именно киевских «революционных» кострищ и пожарищ. Ибо сделан, чтобы восславить глобальную мощь и неуязвимость вездесущих США, а близлежащий майдан еще помнит и агитречи перед нашими повстанцами сенатора Маккейна, и булочки г-жи Нуланд, и окрики из Вашингтона. «Теория хаоса» появляется в нашем и мировом прокате аккурат к очередному обострению украинско-американского проекта по отталкиванию от России. Будто сначала была назначена дата премьеры, а уж потом – соответствующая революция. «Очень своевгеменная для геволюции кагтина!», — сказал бы вождь мирового пролетариата и был бы прав.

 

Открытым текстом: «холодная война»

 

Это фильм про то, как Россия якобы готовит глобальный заговор против США, но – по обычной голливудской схеме — достаточно простого и обаятельного сотрудника ЦРУ, чтобы расстроить все козни врага. Кино пропагандистского контрудара. В точности как и вся нынешняя украинская «еврореволюция». Ведь минувший год геополитического противостояния сверхдержав окончился явно в пользу России.

 

Вот и выходит на мировой экран очередной нагловатый киномиф о России как источнике глобальной угрозы и США как спасителе землян. И пусть реальная ситуация в мире диаметрально противоположна этому (достаточно вспомнить провалившуюся агрессию США и успешное миротворчество РФ в Сирии), дело в другом. Соперничество двух сверхдержав совершенно открыто окрашивает и нынешние наши беспорядки. Просто пришла наша очередь быть «Сирией». И если резко выдернуть Украину из текущего геополитического противостояния, то лбом в лоб столкнулись бы его подлинные и главные фигуранты – США и Россия. Вот о них-то напрямую и повествует голливудский хит января-2014.

 

Симптоматично, что сначала фильм Кеннета Бренна назывался политически прямолинейнее – «Москва». Потом была вялая версия титула — «Джек Райян: теневой новобранец». Наконец в нашем прокате «Джек Райян. Теория хаоса».

 

Итак, «Теория» начинается с того, что во Внуково впервые прилетает из США классный экономический эксперт Джек Райян (Крис Пайн). Официально герой намерен по найму работать на российского миллиардера, а на самом деле он – агент ЦРУ. В аэропорту гостя встречает выделенный для него принимающей стороной сопровождающий – гигантский негр со зверским лицом, который устраивает Джека в шикарной гостинице с видом на Кремль и… тут же пытается убить своего подопечного. Однако не на того напал. Джек, бывший морпех, сам голыми руками расправляется с чернокожим российским киллером. Но, увы, туристические впечатления от России были уже испорчены. Не помогло даже умиление от созерцания Храма Василия Блаженного, который напомнил залетному янки его любимое в детстве мороженое-ассорти.

 

Между тем в другом величественном храме русской столицы – Христа Спасителя — замаливает свой предстоящий грех работодатель Джека, русский олигарх-националист Виктор Черевин (Кеннет Брэн). Он задумал в глобальном масштабе наказать США: во-первых, организовать теракт, а во-вторых, совместно с китайскими банками вызвать всемирный долларовый коллапс: ««Это все ради тебя, матушка-Россия…, — молится изверг. — Америка истечет кровью… Мой народ столько натерпелся из-за этой страны…».

 

Угроза миру — прямо с Красной площади. «Джек Райян: Теория хаоса» (кадр из фильма)

 

Голливуд и туземцы

 

Пропагандистский посыл действия фильма элементарен: только что пойманный на планетарном шпионаже мировой интриган и заговорщик США хотел бы переложить свой позор с больной головы на здоровую. Потому и финал вполне предсказуем: американец Джек разгадает и расстроит заговор русского Виктора, освободит из плена свою красавицу-жену (Кира Найтли) и предотвратит долларовую катастрофу на всей земле и в отечестве. Тогда как русского геоинтригана, заметая следы, прикончат свои же. Не иначе как сотрудники путинского ФСБ.

 

Забавно выглядит, как в украинской версии «Теории хаоса» уже местные «патриоты» по обыкновению попытались усилить одиозность экранной фигуры демонического «москаля», злоумышляющего против США. Миллиардер Черевин в дубляже подан персонажем, который говорит на удивительном суржике: всякую фразу он начинает по-русски, а заканчивает по-украински. В реальности такого нет. Обычно суржик равномерно «размазан» по речениям его носителей. Потому такой прием авторов дубляжа смахивает на экранный намек, отсылающий к практике «регионалов», мыслящих по-русски, но вынужденно говорящих на государственном языке.

 

И вот в эти дни созвучная русофобским мотивам майдана «Теория хаоса» идет в кинотеатре «Украина», т. е. в какой-нибудь полусотне метров от самого майдана. Кто сказал «демократия»? Называется: доставка свежих боеприпасов. Или: масло в огонь. Голливуд в «Теории хаоса» напрямую играет на политических рефлексах молодежной массовки, которая доминирует, вестимо, в равной мере как в кинозалах с динамичными боевиками, так и на майданах с их убогим баррикадным «креативом». Теперь эта публика может прямо «с революции» ходить в соответствующее кино, а после кино – «на революцию».

 

И думает, небось, «революционер», придя из гущи реального хаоса на голливудский «Хаос»: «Шляк би тя трафив, вражино! Поглянь лише, чуваче, що ті кляті москалі у самій Москві проти самої Гамерики зловтівають? Що ж їм тоді наш Київ?!». К тому же на выходе из кинотеатра за кадром в унисон с этими послесеансовыми соображениями толпы постоянно звучат реплики про подлую «руку Москвы» от местных «национал-интеллектуалов» круга Забужко или Гараня: в меру гнусности происходящего в нем замешана «Москва», а в меру «прекрасности революции» она – выражение лучших черт украинского характера.

 

«Украина» и «сволочь» // ФОТО АВТОРА

 

Даром что РФ в истории с майданом-2 заняла подчеркнуто отстраненную и официозную позицию, зато высшие представители ЕС и США впервые столь открыто и массово и вопреки какой-либо политкорректности науськивали наших соотечественников друг на друга.

 

Сама по себе молодежная публика майдана, по моим наблюдениям, весьма примитивна. Ее дискурс (сужу по фонограмме сетевого «Громадського ТБ») – дискотечный и бытовой сленг, аллюзии из фольклора и галычано-бандеровского маскульта (круга братьев Гадюкиных). Щедрая доля матюка. Отсутствующее остроумие замещено политическим хамством. А там, где креатив туземцев на нуле, голливудские образчики – аккурат впору. Для того и созданы.

 

Так, в «2000» уже писалось, как эта публика ничтоже сумняшеся присвоила изображение окровавленной девочки с постера американского триллера «Кэрри» для иллюстрации якобы зверств «Беркута» против «детей». Так «креативно-гуманитарная помощь» по линии Голливуд – майдан – это не уже апробированный путь компенсации собственной бездарности. И когда здесь, на майдане, недавно скандировалось «Thank you, USA!», то были не пустые слова.

 

На Колыму с Януковичем

 

…Однажды «оранжевой» осенью 2004 г., когда ЦИК на бульв. Леси Украинки окружила толпа и требовала «правильного» подсчета голосов, авто, проезжавшие мимо, стали солидарно сигналить. А вот пожилой водитель нашей маршрутки решил воздержаться. Тогда трое девушек-тинейджеров пэтэушного вида – с ног до головы в оранжевых ленточках — стали грубо требовать, чтобы «мы» присоединились к общей какофонии протеста. Но наш водитель — пожилой уже человек – молча рулил, упорно смотрел перед собой на дорогу и стоически не обращал внимания на нападавших. А девчата все более распалялись и, требуя своего, в злобном раже стали даже тыкать кулаками в спину шофера.

 

Тут-то и угораздило меня вступить в прямой диалог с той «революцией». «Девушки, вы же за свободу выбора? Так почему же вы не даете этому человеку возможности проявить свой выбор?», — это все, что я успел тогда сказать. Мгновенно «революционерки» обернулись и переключились на меня. Крики, оскорбления и проч. – нормальный звукоряд уличной расправы. Уже выходя у метро как бы на прощанье самая яростная пообещала: «Ось побачиш, дядьку: спочатку ми посадимо на нари твого Януковича, а відразу потім – тебе!». А что? Зарекаться глупо.

 

С того дня прошло немало лет. И вот давеча, выходя после просмотра «Теории хаоса» из кинозала, я вторично поровнялся с блокпостом или биваком майданщиков у «Кинопалаца». Дымный костер продолжал гореть и через полтора часа. И я решил спросить у повстанцев: «Хлопці, а вам не жалко оцю історичну будівлю вашим багаттям коптити? Хіба вона в чомусь винна? Це ж збудували навіть не комуняки й не москалі, а ми лише користуємося. Виходить, своє ж псуємо…». Один из бунтарей приблизился ко мне и испытующе стал рассматривать в упор. Отблески пламени играли в его злых глазах. И сказал он мне то, что я уже слышал в аналогичной ситуации 9 лет тому назад: «Так ти що, за Янука? Дивись, разом з ним поїдеш на Колиму!».

 

И не то дивно, что новая власть может послать меня на российскую Колыму, а то, что рефлексы майданщиков разных лет, согласно моим случайным «пробам», ничуть не изменились. Что-то в этом есть, видать, устойчивое, парадигматическое, родовое и в то же время роковое, кармическое или… сволочное. В древнерусском смысле этого слова.

 

Баррикада как автопортрет революции

 

Баррикады на Институтской // ФОТО АВТОРА

 

Однажды в телерепортажах с майдана меня позабавила сценка с каким-то р-р-революционным арт-художником типа Пояркова, который предложил в светлом постреволюционном будущем не разбирать баррикады в центре Киева, а считать их монументальным арт-объектом, новой мировой достопримечательностью столицы, ее новым туристическим объектом.

 

Однако отсмеявшись, я подумал: а ведь в этом есть доля истины! Что такое майданная баррикада, как не конструктивистский автопортрет всего майданного сообщества? Здесь присутствует кто угодно, откуда угодно, без ясной общей идеи и без собственных неповторимых соображений, но с чужими кричалками на устах. И тогда разве не баррикада – наилучшее зримое выражение сути этакого специфического и почти случайного сообщества? Что попало, сваленное в кучу с одной лишь практической целью: не дать никому чужому пройти мимо по своим делам. Баррикада – это свалка ненужного, приспособленная для достижения определенной политической цели. А разве создатели и защитники этого арт-объекта не таковы же?

 

Кто ходит в архитекторах и в участниках наших «революций»? Во-первых, персонажи, которые публично, лично и через грантоедские институты нарекли «гражданским обществом», хотя представляют собой лишь узкий сектор компрадорски коррумпированного населения. Здесь же – случайная подборка студентов-моберов, любителей острых приколов и просто шпаны. А также – типы с закомпостированными через сеть мозгами, фашизоидные «патриоты», футбольные фанаты, разного рода маргиналы и лузеры, сбежавшие из дома или вовсе его не имеющие тинейджеры, откровенные люмпены и прочие подобные субъекты.

 

И раз уж лидеры майдана свои общие собрания стали именовать эпически и по-старославянски «вече» (кстати, ничуть не вникая в реальный исторический смысл этого слова), то, полагаю, будет уместным этимологический экскурс и в случае с поиском древнеславянского эквивалента нынешнему понятию «баррикада». На мой взгляд, такой артефакт в Древнем Киеве назывался бы «сволочь». Ибо именно так тогда обозначали кучи всего, что «сволакивалось» в одно место со всех сторон.

 

Поэтому, думаю, не в том беда, что разного формата и вида «сволочи» перегородили нашу прекрасную древнюю столицу горами хлама. А в том, что творцы такого рода коллективных «лирических» автопортретов фактически взяли на себя право таким образом и по рецептам «Теории хаоса» решать судьбы страны вместо ее граждан.

 

 

Александр РУТКОВСКИЙ


Вернуться назад