ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Украина, истоки духовных различий с Европой

Украина, истоки духовных различий с Европой


7-01-2014, 13:07. Разместил: b_voloshnikov

 

Возможность европеизации Украины сдерживается многочисленными причинами. Не последнюю роль играют цивилизационно-ценностные факторы, ставшие результатом различных исторических путей, пройденных странами Западной и Восточной Европы. Несходные идеи, религии социальные проекты, определяемые непохожими условиями выживания и развития, предопределили результаты эволюции мировосприятия, темпы экономического роста и место в геополитической иерархии.

 

Законы развития человеческих сообществ  подобны законам жизнеосуществления человека как биологического вида. Общество, государство может быть представлено в виде живого организма, который когда-то родился, растет и развивается, который может болеть, может умереть. Здоровье, развитие, совершенствование, прогресс любого организма определяется его успехами в борьбе за существование, за жизненные ресурсы, признание, место в социальной среде, лидерство. Исходя из идеи развития - как продукта борьбы противоположностей и их единства, можно предположить, что степень развития общества зависит от остроты, тяжести борьбы с внешними и внутренними проблемами. Чем сложнее поставленные задачи и условия их выполнения, тем быстрее идет развитие. Однако усложнение возможно до определенной степени, чрезмерно тяжелые испытания и условия непреодолимой силы могут привести к стагнации и гибели. С другой стороны для успешного существования любого живого организма нужно движение, постоянные нагрузки, закаливание. Как животные, выросшие в домашних  условиях, гибнут в естественных условиях дикой природы, так и общества, расслабленные, уверовавшие в свое совершенство,разлагаются, подвергаются распаду, гибнут под ударами варваров или завоевываются более развитыми цивилизациями.

 

Отношение общества к своим внутренним проблемам и отношения с другими государствами и союзами определяется идеологией - идеями, которым привержены элиты и народ на определенном историческом этапе. Развитие идей происходит по тем же законам борьбы и единства противоположностей. Идеи совершенствуются в их столкновениях, дискуссиях, борьбе и замирают, подвергаются стагнации при длительном доминировании единой идеи. Становлением и развитием идеологии человека и общества, исторически изначально занималась религия, ставшая важнейшим продуктом интеллектуальной деятельности человека.  Вначале верования отражали стремление приспособиться к ситуации, в которой оказывались люди, и повлиять на ее изменение с целью облегчить выживание. Однако со временем религия превратилась в мощный идеологический аппарат, влияющий на все стороны жизни общества.

 

Созданием базовых, основополагающих религиозных идей  занимались пророки, распространением – подвижники, апостолы, а поддержанием – священники. Пророки - предрекающие грядущее, провозвестники и истолкователи воли богов, черпали идеи своих писаний из божественного вдохновения, под воздействием высших сил, определивших момент готовности людей воспринять учение. Священники, без которых религия не может существовать, несли ее в массы. Контакт с конечным потребителем с одной стороны способствовал выявлению проблемных моментов идеи, попыткам приспособить ее к проблемам неизбежным в любом обществе, с другой стороны, священники тоже люди, и они подвержены соблазну использовать положение наставника в своих интересах. Священные тексты пророков, охватывающие все сферы бытия не могли быть истолкованы однозначно. Церкви часто наделяли правом толкования священных текстов, только отдельных идеологов, а сами тексты распространялись на сложных «исконных» языках, не доступных большинству верующих, под предлогом возможности искажения смысла понимания при переводе. Истинный смысл учений излагался прихожанам в проповедях, произносимых конкретным священником. Однако бытие стремительно меняется, идеи устаревают, требуют развития, а по определению консервативная церковь пытается сохранить традиции, свое влияние и положение, в том числе материальное. Стремление усовершенствовать учения всегда было свойственно амбициозным, харизматичным священникам. Они создавали ереси, из которых со временем могли родиться новые религии и все повторялось.  

 

В принципе, для развития общества в соответствии с законом борьбы и единства противоположностей вполне достаточно всего двух «противоположных» идей, в постоянном соревновании и совершенствовании которых и будет происходить развитие. Единство отвергает антагонизм, противоположности не могут существовать друг без друга, по отдельности. Потеря одной – приводит к гибели второй. Да и Бог, используя принцип минимальной достаточности, дал человеку только две «противоположных» ноги, правую и левую, обеспечив возможность не только быстро передвигаться, но и преодолевать значительные препятствия на основе их единства. Две руки, которые помогая друг другу, могут выполнить сложнейшую работу.  Для существования организма они одинаково важны - равноценны. Два полушария головного мозга, обеспечивают интеллектуальное и творческое начало, а также управление отправлением обычных естественных потребностей. В духе пользы от соревновательного соперничества вполне можно истолковать и наставление Нагорной проповеди «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5.38-44). Традиционная семья также образуется именно двумя людьми «противоположного» пола (как тут не вспомнить «пятеричку» Станислава Лема - Дада, Гага, Мама, Фафа и Хаха)… Однако вначале все же возникли политеистические (многобожие) верования, предполагающие существование и влияние на жизнь общества не одного или двух, а многих божеств.

 

Политеизм зародился в далекие времена «золотого века» - блаженного состояние человечества, жившего в гармонии с природой и обществом. Это был мир без войн и вооруженных конфликтов. Традиционной парной семьи тогда еще не было, но были коммунистические общины, обеспечивавшие коллективизм в своем первобытном труде, социальное равенство и распределение по потребностям членов товарищества или даже братства (родства) первобытных коммунистов. Изначально, верования были призваны объяснять загадочные явления и воздействовать на них с пользой для общества. Служители политеистических культов, шаманы, жрецы занимались поиском, развитием и передачей следующим поколениям духовных и магических способностей, предназначенных для того, чтобы увеличить шанс выживания общины. Тайны верования и ритуалы передавались только избранным ученикам, восприимчивым к развитию таких способностей. Таким образом создавались закрытые элитарные касты духовенства, достигавшие иногда поразительных успехов в медицине, астрономии, культовом строительстве, применении интуиции и магии для нахождения источников воды, поиска целительных и священных мест, решения насущных проблем общин.

 

 Те не менее именно древний, таинственный и магический Египет, с непререкаемым авторитетом политеистического жречества, изумительными памятниками, созданными с невероятной точностью на основе глубоких знаний и технического мастерства, стал источником монотеизма (однобожия), доминирующего и сегодня. Египетское жречество к тому времени накопило многочисленные тайные знания и способность проникновения в сущность вещей. Большинство религиозных обязанностей выполнялось посвященными жрецами во главе с фараоном тайно, при закрытых дверях. Можно только предполагать, почему в период величайшего расцвета древнеегипетской цивилизации после смерти фараона Аменхотепа III, успешно правившего Египтом 37 лет, взошедший на трон его сын, впоследствии взявший имя Эхнатон стал еретиком и попытался ввести культ единого бога Атона. Вероятно это были благие намерения. «Эхнатон отверг представления своих предков о том, что только египтяне настоящие люди, а прочие — «сыны дьявола». Он пришел к мысли о том, что Бог объемлет своей любовью все земли и все племена. Он намеренно ставит Палестину, Сирию и Нубию на первом месте, а Египет на последнем. Он хочет навсегда положить конец разделениям и открыть всем подвластным ему народам единого благого Бога», писал Александр Мень, комментируя один из изысканных по форме Гимнов Эхнатона. 

 

Трудно предвидеть результаты революций, в том числе радикальных реформ верования, ведь «благими намерениями вымощена дорога в ад». Введение новаций в религии и искусстве Эхнатоном сопровождались уничтожением упоминаний и изображений отверженных богов, преследованиями их приверженцев. В Фивах были закрыты восемь огромных храмов Амона, а духовенство было выселено из города и лишено прежней щедрой государственной поддержки. Объявив жрецов лживыми учителями, не почитающими истинного бога Атона, Эхнатон закрыл все жреческие школы. Ожесточенное противостояние с традиционными богами и жречеством с целью введения новой, объективно более совершенной религии окончилось катастрофически для фараона и его идей в Египте. Вскоре после смерти 35 летнего правителя, возможно отравленного,  были уничтожены его столица, изображения, скульптуры, стерты его имена в летописях, запрещена религия. Прецедент религиозной нетерпимости, отличивший впервые родившийся монотеизм, преследования по религиозным соображениям, уничтожение иноверцев затем многократно повторялся в истории, и имел трагические последствия для человечества.

 

Сторонники Эхнатона и его вероучения вынуждены были покинуть страну. Ведомые легендарным  Моисеем, они проделали трудный путь до Синая. Яркие и подробные "ветхозаветные" легенды об этих событиях были записаны спустя примерно 800 лет, в это время Египет уже перестал существовать как самостоятельное царство. За столетия вера в единого бога получила значительное развитие. Романтический солнечный диск с ладонями на концах лучей - Бога Атона, уступил место мудрому человекоподобному Богу, создавшему мир и человека «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт.1, 27). Неразумность поступков человека вынуждает Бога изложить Моисею и его народу каноны поведения в виде заповедей. Первой  практической заповедью после идеологического вступления был призыв к труду «шесть дней работай» (Исх.20,9) и отдыху после работы на седьмой день недели «не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни … скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;»(Исх.20,10).

 

При разрешении конфликтов между людьми должны соблюдаться принципы равенства перед Богом и соответствия наказания уровню преступления. «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; … Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев.24,17-22). В дальнейшем Иисус предложил сделать реакцию на оскорбления еще мягче, незначительные случаи вообще предлагалось прощать «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;» (Мф. 5.38-40). Если во взаимоотношениях верующих провозглашалось равенство и снисходительность, то в вопросах идеологии не допускалось никаких уступок «хулитель имени Господня должен умереть» (Лев.24,16).    

 

Пророки в узловые моменты развития учения излагали свои идеи в настолько обобщенном, аллегорическом виде, что их притчи и заповеди, священники могли объяснять весьма произвольно,  особенно если учесть заинтересованность правителей государств в наличии веры объединяющей народ и идеологической поддержки со стороны церкви. Такой противоречивый след в истории развития христианства оставил  Августин Аврелий впервые высказавший «неоднозначные» идеи о «первородном грехе», «справедливой войне», известный как непримиримый борец с ересями и в то же время одна из ключевых фигур в истории европейской философии. Тим Уоллес-Мерфи пишет: «Доктрины, вдохновленные этим блестящим, но заблуждающимся интеллектуальным фанатиком, создали теологическую основу для жесточайшего преследования еретиков, а затем и для инквизиции». С другой стороны вполне возможно, что система подавления свободы и насилия «не была его личным измышлением,- она была навязана ему историей». В действительности Святая инквизиция достигла своего апогея только через тысячу лет после смерти Августина. Но за эти годы были созданы и использовались такие методы пыток ведьм, еретиков, их родственников и просто свидетелей, что «гестапо и КГБ выглядят как жалкие любители, которые в подобных условиях вели себя доброжелательно по отношению к жертве».

 

Ни жестокие преследования еретиков, ни подавление инакомыслия не смогли обеспечить согласие для монотеизма, возникшего из единых корней. Последователи трех основных направлений Авраамических религий иудаизма, христианства и ислама, солидарно признающие библейского персонажа - патриарха Авраама, поверившего в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), на протяжении истории существования религий многократно разделялись, образуя все новые и новые ветви. Возможно, беспощадные гонения на инакомыслие только способствовало этому. История христианства, знает два масштабных раскола, когда в одиннадцатом веке разделились католичество и православие, спустя почти шесть столетий после распада Римской империи, и в пятнадцатом веке, когда отделилась протестантская ветвь. Кроме этого происходили как многочисленные разделения, так и редкие попытки объединения.

 

Средневековье или «тёмные века», период безусловного доминирования Церкви в, идеологии и политике европейских государств. После падения Римской империи в Европе хаос - великое переселение народов, экспансия Османской империи, Крестовые походы, Столетняя война, чрезмерное перенаселение, великий голод, чёрная смерть - эпидемии чумы, оспы, костры инквизиции. Число жертв Святой инквизиции оценивается от десятков тысяч до миллионов, однако психологический эффект от публичных сожжений еретиков надолго сохранится в сознании народов Европы и сформирует особое мировоззрение. Темное тысячелетие - период регресса, упадка культуры, философии, науки и искусства. И только плоды творческого вдохновения «вольных каменщиков» - готические соборы, наполненные тайными знаками и мистикой, величественно освещали мрачную атмосферу средневековья.

 

Хаос средневековья, бесчеловечность и коррупция католической церкви, родили протестантизм, впитавший жестокий дух времени и непреодолимое стремление к радикальным переменам. Сегодня, через  пятьсот лет со времени создания этой христианской ветви, значительный прогресс европейских государств, ее исповедовавших и материальный успех отдельных  протестантов не вызывает сомнения и активно обсуждается. Такие результаты явились итогом Протестантской идеи, сформировавшей этику, которая рассматривает трудолюбие как максимальную человеческую ценность. Профессиональное призвание понимается как Божий призыв. Мастерство и его экономическая эффективность являются свидетельством богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности  - моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва. Побуждается трудовое воспитание детей, что особенно важно в материально обеспеченных семьях, прилежание, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений; бережливость и приумножение капитала, ибо получить меньшую прибыль при возможности получить большую, значит согрешить перед Богом. Леность же греховна, ибо праздный «не услышал» Божьего призыва.Милосердие  видится в предоставлении возможности обучиться ремеслу и работать.

 

Признание личного богатства добродетелью, одиночество перед Богом и недоброжелательным обществом породило и проблемы протестантской идеи. «Индивид, в одиночку стоящий перед могуществом бога, неизбежно ощущал себя сокрушенным и искал спасения в полнейшей покорности. Психологически этот духовный индивидуализм мало отличался от индивидуализма экономического: в обоих случаях индивид совершенно одинок, в обоих случаях он сталкивается с подавляющей силой, будь то господь, конкуренты или безликие экономические силы. Индивидуалистическое отношение к богу было психологической подготовкой к индивидуализму человека в мирской жизни» писал Эрих Фромм. Индивидуализм, как свобода каждого в конкуренции и борьбе со всеми сформировала свободный от сентиментальности  жесткий деловой менталитет, без которого проблематично выживание и процветание в обществе индивидуалистов. Индивидуалистической свободе противопоставлялась покорность рабства, как единственная альтернатива. В то же время в подсознании каждого человека навсегда запечатлелась историческая память о «золотом веке» с его коллективизмом, социальным равенством и взаимопомощью. Обычно наиболее позитивные воспоминания прошлого - это студенческие годы, участие в военных действиях, спортивных соревнованиях, где господствует равенство, важна роль и сотрудничество каждого члена группы в достижении цели, а место в иерархии определяется только вкладом в общее дело. Не случайно именно индивидуалистичная Англия, стала родиной самой коллективной спортивной игры, в которой преимущество определяет сплоченность команды и взаимопомощь игроков, а зрители на момент матча объединяются в единую общность, создающую иллюзию равенства и братства.

 

По-видимому, именно протестантский идеологический фундамент, с раннего возраста влиявший на формирование мировоззрения основателей марксизма, способствовал генерированию модели коммунистического общества, построенного на основе всеобщего свободного труда, как вечного естественного условия человеческой жизни, общего для всех её общественных форм. А вот формирование мировоззрения юного Адольфа Гитлера проходило в  католической среде.

 

В те годы, когда католический монах из Германии Мартин Лютер, мечтающий очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок, написал и прибил к дверям Виттенбергского собора свои знаменитые 95 тезисов, послужившие толчком для Реформации, ставшие основой протестантизма и поворотным моментом в зарождении мирового капитализма, Испания активно завоевывает и колонизирует Америку. А в Восточной Европе, недавно освободившейся от гнета всесильной «Золотой Орды», войска Литовского княжества и Польского королевства в союзе с  изменчивым Крымским ханством ведут войну против Русского государства, постепенно становящегося геополитическим лидером Восточной Европы.

 

Однако перенесемся на тысячу лет назад…, во времена до принятия христианства Киевом. В Древнерусском государстве обширная и малонаселенная территория Восточной Европы развивалась по своим обычаям. «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», писалПрокопий Кесарийский в шестом веке. Политеистические племена славян поклонялись Перуну - громовержцу, Хорсу -  богу солнца, Велесу - богу власти, и многим другим богам. Населяли жилища, леса и реки мифологическими существами: домовыми, лешими, упырями, водяными, русалками и т.д.  Это не очень напоминало стройную «семейную» эллинскую мифологию, но добрые поучительные сказки с героями из леса и фантазии – «лисичка-сестричка», «серый волк», «баба-яга» и другие дошли до наших дней.   

 

Славяне, занимались в основном земледелием, что формировало оседлый образ жизни. В лесной зоне деревья подсекали, после высыхания и их сжигали, выкорчевывали, а землю удобряли золой. Поля, удобренные таким способом, оставались плодородными несколько лет. В лесостепной - выжигали траву, полученной золой удобряли землю, рыхлили и использовали до истощения. Рыболовство, охота, собирательство, животноводство имели подсобное значение. За лесостепью начиналась степь – зона рискованного земледелия и источник непрекращающихся рисков для славян. Великая степь, простирающаяся от центра Европы до границ Китая и только в нескольких местах прерывающаяся горами, служила широкой магистралью, этаким суперхайвейем для волн воинственных кочевых орд, регулярно исторгаемых огромным пульсирующим Азиатским Плавильным Котлом Народов. Кочевникам-скотоводам постоянно требовались новые пастбища,  быт был устроен мобильно, а постоянная необходимость умерщвлять животных - с детства приучала к жестокости. Выпас стада не требует много людей. Не слишком обремененные бытовыми заботами мужчины образовывали многочисленную конницу, которая была укомплектована прекрасными воинами – легкими, быстрыми и безжалостными. Нападения и грабежи оседлых народов служили источником обогащения для кочевников. Пленные в кочевье - обуза, и проще было их уничтожать, а оставшимся назначить дань, регулярно собираемый налог. Победа в войне могла быть достигнута только сплоченными коллективными действиями. Поэтому дисциплина в бою, на марше и беспрекословное подчинение вождю, лидеру внедрялись жесточайшими методами на протяжении многих поколений и составляли основу подсознательной идеологической системы кочевников. Которая, к тому же, отличалась пренебрежением к человеческой жизни и собственным военным потерям.

 

Противостоять вторжению организованной, беспощадной кочевой силы можно было только путем объединения оседлых народов, в основном земледельцев, которым было что терять, а естественный способ их жизни содействовал стремлению к отделению, обособлению, разрозненности. Жизненно необходимому объединению славян для постоянной борьбы с кочевниками благоприятствовало принятие единой религии – христианства, распространение письменности и развитие производства, которое нельзя осуществить при кочевом укладе жизни. Необходимость объединения и единоначалия для сопротивления сплоченному противнику, сформировало соответствующую коллективную внутреннюю идеологию с изначально предполагаемой возможностью принять справедливость повиновения и необходимости подчинения вождю. Героизм и самопожертвование во имя общей победы становились высшей доблестью, почитаемой в народе и воспеваемой в сказаниях. Однако то, что хорошо в войне, плохо в период мира. Всякий раз при отсутствии войны правителей поспешно окружают "элиты" заинтересованные в консервировании существующей ситуации, застое, тормозящие  развитие и склонные к коррупции, биче восточных цивилизаций.

 

У славян христианство, православие, пришедшее на смену этнических верований, существовавших ранее и имевших позитивный и праздничный, радостный характер не встретило особого сопротивления, впитав своеобразие древнего язычества. Духовные зерна единения, святости, бескорыстия, жертвенности во имя народа распространялись церковью и находили отклик в душах людей. Однако постоянные столкновения с кочующими народами и периоды длительного их владычества также, безусловно, накладывали отпечаток на формирование подсознательной идеологии восточных славян. Идея верховной власти, ее коллективизм, как осознанное подчинение вождю ратного, военного образца, пренебрежение потерями, но и бунтарство также вошли в ментальность славян. Восточная Европа вышла на старт гонки цивилизаций гораздо позже остальной части континента. К тому же, рабовладение, обеспечившее взлет древних Египта, Эллады, Рима составивших фундамент прогресса Европы не было присуще ни славянам, ни кочевникам. Однако и для тех и для других именно Европа богатая, образованная, ослабевающая, но вечно живая всегда была общим соблазном, идеальным  образцом, стимулом заставляющим объединяться, воевать и предавать друг друга. Продвижение на запад, активированное гуннами, предки которых передвигались от границ Китая, открыло дорогу заселению Европы кочевниками и славянами, оседавшими и смешивающимися с местными племенами. Великое Переселение Народов, вылившееся во вторжение варваров в  постримскую Европу, положило начало длительному процессу их цивилизации в «темные века».

 

Западные славяне и народы, перекочевавшие из Азии, в основном приняли католицизм, а позднее протестантство и прошли «средневековую европейскую переплавку». Жестокие испытания средневековья, трудности борьбы за выживание в перенаселенной оседлой Европе позволили бывшим варварам постигнуть европейские премудрости и порядки. В то время, когда восточные славяне, длительно соприкасавшиеся и угнетавшиеся волнами кочевников, подвергались влиянию их модели существования.  Православие, провозглашавшее основными добродетелями святость и веру, вступило в длительную борьбу на два фронта. В этой борьбе изначальное отставание от богатой и образованной Европы сокращалось медленно и только в некоторых направлениях, при огромной концентрации усилий, удавалось выйти вперед.

 

* * *

 

Западная Европа – идеологическая наследница павших великих рабовладельческих цивилизаций Египта, Греции и Рима, подверглась нашествию варваров, привлеченных богатством и просвещенностью. Переплавка ментальности переселенцев проходила в период мрачного средневековья, на основе христианской доктрины и создала новые цивилизационно-ценностные установки.  Идеи права, порядка, долга, трудолюбия сочетались с  либеральным индивидуализмом; чувство собственного достоинства, независимость от чьих либо милостей, готовность к риску, личной ответственности за свои поступки - с себялюбивым равнодушием к окружающим, способностью жертвовать интересами других людей во имя своих. Прагматический подход к экономическому благополучию стал предпосылкой к военному завоеванию огромных колониальных владений, длительной и безжалостной их эксплуатацией, немилосердным уничтожению коренного населения. На Земле оставалось немного территорий, не подверженных идейной и экономической европейской экспансии. Только Восток, сохранивший элементы своих ментальных основ, пытается противостоять экспансии «Старого Мира». Тем не менее «В мире идет процесс децентрализации. Мощь, сила, влияние неотвратимо смещаются с Запада на Восток». Украина, находящаяся на стыке двух миров, разрывается между своей восточной ментальностью и западной риторикой, духовные истоки различия между которыми складывались на протяжении многих веков.  

 

 

 

Борис Волошников.

 


Вернуться назад