ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Эстетика общего здания

Эстетика общего здания


19-11-2013, 15:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Архитектура отражает гораздо больше, чем может показаться

С 30 октября по 20 ноября 2013 года москвичи имели возможность познакомиться с уникальной выставкой работ фотохудожника Михаила Розанова. Название выставки "Тоталитарная архитектура" однако же не помешало отметить в пресс-релизе, что художник "отходит от социально-политической роли зданий, (...) в то же время совершенно по-новому передает целостность структуры зданий, что подчеркивает его индивидуальное творческое видение". Хотя любое событие подобного плана всегда встраивается в том числе и в социально-политический контекст происходящего, и конкретно эту выставку можно считать несомненно добрым знаком. Одного вдумчивого взгляда хватает, чтобы понять, сколь разительно отличается она от своих произведений-соседей по Винзаводу, который уже, в свою очередь, успел прослыть местом печально известным, если не одиозным.

Мы можем стать причастными к великим событиям истории, напоминанием об искре абсолютной чистоты и абсолютной же силы в сердце каждого человека.

Стоит особенно отметить музыкальное сопровождение и видео оформление выставки. Черно-белые теневые контуры на двух экранах в разных концах зала вызывали ассоциацию с тенями прошлого и были неким контрастом с безлюдностью зданий на фотографиях, как бы показывая людей былых эпох, отделенных от нас некой дымкой. Музыка, выдержанная в стиле минималистского martial-ambient, была идеальным дополнением выставки и создавала ощущение причастности к миру неоклассицизма.

В интервью порталу interviewrussia.ru Михаил Розанов сказал: "хотел показать силу и чистоту архитектурного жанра, а также свою веру в постоянное, вечное и красивое". И далее - "…меня, повторюсь, интересует именно стиль. Я считаю, что это просто очень красиво. За этой красотой — сила, величественность. Советская архитектура по-настоящему монументальна. Я снимал как-то на высотке на Котельнической набережной, и мы с ассистентом залезли на так называемые лучи здания. Оттуда открывались такие виды, которых не видно снизу: арки, проходы — все перед тобой. И ничего не давит, ведь вокруг бесконечное небо.

В одном из своих более ранних интервью, посвященном своей предыдущей выставке, на вопрос корреспондента "Вы говорите, что следующая выставка будет называться «Космос», это вы к тому, что планеты вам уже не хватает?" Розанов заявил: "Нет, для меня это слово, скорее, означает некую организацию пространства, как его понимали древние греки — извечный порядок, противостоящий хаосу, что-то, что было до нас и будет после. Именно эта тема меня сейчас занимает больше всего — космос против хаоса". Вообще стоит отметить, что именно космогоническое мышление дает возможность по настоящему понять и разглядеть заложенную в зданиях скрытую метафизику, без этого многое будет оставаться за кадром, именно в таком контексте фотограф доносит до нас свой взгляд на архитектуру неоклассицизма.

Художник выделил три архитектурных комплекса, как пример-подтверждение своей теории. Три памятника великих культур, великих цивилизаций: московская библиотека имени В. И. Ленина, архитектурный комплекс-памятник "Долина Павших" в Мадриде и Дворец Итальянской Цивилизации в Риме. С одной стороны, удивительно, почему он не выбрал здания старшие, с более насыщенной и богатой историей: например, наш Кремль или какой-нибудь древний европейский собор - или еще более древнего его собрата восточного типа. Но и на этот вопрос есть ответ: архаика такого рода таит в себе многозначность, наслоение трактовок, событий, последствий социальных потрясений... В то время, как художнику всего лишь надо было обозначить расцвет культуры, как событие однозначно благое, вызывающее у людей надежду на покой и стремление к высшему, вверх. В такие периоды истории у народа просыпается космическая философия, как правило – без оттенков индивидуализма.

Более всего впечатляет Библиотека - величественное и монолитное здание. Остальные здания, представленные фотографом, не менее ценны, и в совокупности представляют единую экспозицию. Безусловное достижение фотографа в том, что он смог показать эти архитектурные шедевры не только в их аскетизме и красоте, но и в уникальной авторской интерпретации. Видны архетипические черты, присущие традиционному обществу, которые были как бы оживленны неоклассицизмом. Смотря на эти работы, невольно сравниваешь их с работами современных архитекторов. Сразу возникает понимание того, что современная архитектура постмодерна - это архитектура антитрадиционная, некая инверсия канонов классицизма и его отрицание. Как результат - огромное количество торговых центров и офисных зданий безликих, или же напротив - шизофренических. Суть современного либерального архитектурного стиля - создать здания для атомарных индивидов бессодержательных и пустых по определению. Современная архитектура - это некая искусственная среда, которая создает контекст для общества потребления. Освобождая человека от всех форм коллективной идентичности, современная западная архитектура по сути плодит здания, ломающие остатки человеческого в человеке и преобразующего его в пост-человека.

Совершено иными были здания неоклассицизма. Сталинский ампир был стилем величественным и строгим, он подчеркивал коллективную идентичность народа и создавал здание для общего дела, а не для индивидуального эгоистического времяпрепровождения.

Этот стиль принял на себя эстафету традиционной архитектуры, донося факел древних устоев до современности и, таким образом, спасая нас - наследников великой культуры. Надо понимать, что советские исполинские здания "общего дела" - потомки древних храмов. Не зря, например, университет называется храмом науки: у него, как правило, есть основной, главный корпус, отражающий его дух. Храм - дом Бога, а значит, в нем должно быть всё, что есть и в обычном доме. Последний же, в свою очередь, должен отражать структуру внешнего мира - такой промежуточный вариант между микрокосмом и макрокосмом. Соответственно, по структуре любого здания теоретически можно восстановить макрокосм его эпохи.

Достаточно сравнить наследие нашей богатой истории с тем, что пытаются нам предложить апологеты "новых устоев" под предлогом "отрыва от догматизма в искусстве" - и сразу становится понятно, каким богам возводятся такие храмы. Это не просто опустошение человека, методично выстроенное с помощью давления "падающих" и "наступающих" стен и дезориентации за счет сложных искажений пространства - торговые центры с бесконечным числом многоэтажных атриумов, офисные здания.

Человек на физическом уровне чувствует свою "разобранность на детали" - и уже потом, в самом здании, проводится скрупулезная его пере-сборка перед большими телеэкранами с "гламурными" клипами поп-див и рекламой. Или, изолированный от всех в маленьком офисе с кипенно-белыми стенами и, опять же, искривленным пространством, он теряет связь с внешним миром и уходит в мелочи своей рутинной жизни, благо уж там ему никто не мешает, не заставляет посторониться его "Я".

Сталинский ампир создавал здание для общего дела, а не для индивидуального эгоистического времяпрепровождения.

Тоталитарное же устройство государства дает людям возможность опять стать народом, перестать видеть врага в каждом прохожем - а значит, на свет всплывают идеи, глубоко заложенные в самоидентификации их именно как этноса. Михаил Розанов подобрал архитектурные памятники, восходящие к общему корню классицизма, важной вехе архитектуры индоевропейских этносов. Экспонаты в выгодном свете отражают характерные черты таких строений: за строгостью линий кроется огромная сила, воплощенная в титанических, но неискаженных и не загруженных излишествами пропорциях здания. Кажется, что стоишь перед пыльными каменными ступеньками храма эпохи гигантов и героев. Для подобного эффекта в кадры были включены пространства неба, гармонирующие с огромными, но прекрасными и чистыми чертами зданий, придающие некий мистический, но непременно светлый оттенок композиции. Россия-Евразия - это сердце, и это сердце бьется. И следующий удар сердца Евразии явит миру новую Евразийскую имперскую парадигму. В ее рамках будет создан новый стиль большой архитектуры, который будет совершено не похож на скопированные с загнивающей в тисках либерализма западной цивилизации постройки современной России. Будущий стиль будет стилем Русской победы, стилем Евразийской Симфонии. Он будет опираться на великие архитектурные шедевры прошлого, в том числе и те, что представлены на выставке работ Михаила Розанова.

Нам же, зрителям, выставка стала лишним напоминанием о том, что и мы можем стать причастными к великим событиям истории, напоминанием об искре абсолютной чистоты и абсолютной же силы в сердце каждого человека.

 

Антон Брюков, Мария Кашкина  

 


 


Вернуться назад