В русскоязычном Интернете стало модно публиковать подборки комментариев иностранцев (европейцев и американцев) на события в России. Речь не о тех СМИ, которые усиливают давление на «жестокую Россию» в связи с убежищем для Сноудена и защитой Сирии, а о простых интернет-пользователях, которых восхищают самые жёсткие (по меркам мировой общественности) действия России. Много откликов публиковали про запрет пропаганды гомосексуализма среди детей, вот теперь публикуют про московские чистки рынков и меры по пресечению нелегальной миграции.
Что характерно, сами русские стесняются публично восхищаться подобными действиями в стране (забавно то, что даже ярые националисты как-то сдерживают свою реакцию, потому что привыкли ругать власть), а вот в комментариях иностранцев часто присутствует один и тот же пассаж: просьба приехать и сделать так же у них, отдать им Путина в президенты в их стране и «я никогда не мог подумать, что именно нелюбимая мной Россия будет настолько права в современном мире».
Данный феномен показывает, насколько Европа и США устали от происходящего, насколько сильно провалились проекты под названием «мультикультурализм» и «толерантность», некогда принятые с аплодисментами. И Россия, мнение о которой сформировано холодной войной и русофобской пропагандой, становится ориентиром и примером для подражания, несмотря на то, что ещё десятилетие назад подобные действия могли вызвать у иностранцев лишь негатив (тогда толерантность была в моде и в чести).
Мы с вами присутствуем не просто при очевидном падении проектов-локомотивов, которые определяли движение западного общества в последние пару-тройку десятилетий – мы стоим на пороге глобальной смены парадигм. Кстати, весьма тревожной, потому что выход из либеральных игрулек в равенство может иметь разные последствия. В том числе фашизм и жёсткое кастовое деление, которое неоднократно описывали фантасты. Этот выход является простым (некогда на него крайне просто повелось затюканное после Первой мировой войны немецкое общество) и очевидным в отличие от грамотной межнациональной, конфессиональной и далее по списку политики, где есть понятие ролевого распределения и взаимовыручки, где стремление к равенству заменяется стремлением к справедливости. Возможно, русский народ мог бы показать пример в этом смысле (верховенство понятия справедливости не только над равенством, но и над законом веками было главным его ориентиром, что отразилось и в двух самых больших его проектах – православии, построившем Российскую Империю, и коммунизме, построившем Советский Союз). Мог бы, но пока, к сожалению, не является.
А всякие чистки рынков – это лишь опоздавшая мера, когда ситуация уже вышла из-под контроля. Ей не нужно восхищаться (от восхищения остаётся немного шагов до очевидного фашизма), её нужно воспринимать как необходимую меру для того, чтобы избежать ещё худших последствий. И как урок того, что не получится, оставаясь человеколюбами с белыми руками, закрыться от бедствия на периферии капитализма в своих благополучных, богатых городах. Бедствие брошенных на произвол судьбы стран и народов придёт и на ваши улицы. И либо придётся в конце концов начать стрелять из автомата по людям, бегущим из своего дома не от хорошей жизни, либо менять что-то в происходящем уже системно. И не любовью и терпимостью к мигрантам (этот проект уже очевидно провалился по всему миру), а обеспечением достойной жизни для всех соседствующих с тобой стран и народов.
Некогда этим занимался Советский Союз, некогда это, наряду с огромными военными бюджетами, казалось главным безрассудством и главной ошибок коммунистической страны. Посмотрим, что об этом скажут сегодня.
Выбор парадигм, собственно, точно такой же, как 70-80 лет назад в эпоху прошлой стагнации капитализма – Великой депрессии. Неолиберализм, переходящий в фашизм, снова столкнётся с неосоциализмом, переходящим в коммунизм. Мне кажется, что это почти неизбежно. Ну а капитализм, по всей видимости, опять будет курить в сторонке в ожидании результатов.